я

Трофеи Бреста

Странно, что никто не вспоминает сегодняшнюю знаменательную дату. Ровно 100 лет назад, 3 марта 1918 года, в Брест-Литовске был подписан мирный договор между Россией, Германией, Австро-Венгрией и Турцией, который вывел нашу страну из Первой мировой войны и позволил большевикам удержать власть. Принято считать, что никаких материальных выгод от "похабного" Брестского мира Россия не получила, однако, это не так.

Уже в ноябре того же года, в соответствии с условиями Компьеньского перемирия, германо-австрийские войска начали поспешно уходить из Украины, Прибалтики и Белоруссии, бросая тяжелое вооружение и военную технику. За ними по пятам шла Красная армия, захватывая богатые трофеи, среди которых, помимо всего прочего, было немало современных боевых самолетов, изрядно пополнивших советский военно-воздушный флот. Далее - небольшая подборка фотографий этих машин.

10
Двухместный боевой самолет LVG C.V где-то в степях Украины весной 1919 года. У нас эти аэропланы называли "Эльфауге". Данная машина принадлежала 24 разведывательному отряду РККВФ. Обратите внимание, что на фюзеляже и на хвосте германские кресты закрашены красными или черными кругами, но на крыльях они остались.

dfw copy
Аварийная посадка трофейного немецкого разведчика DFW C.V из того же авиаотряда.
Самолет несет такие же опознавательные знаки, как и машина на верхнем снимке.


lvg2
Еще один "Эльфауге" с полностью закапотированным двигателем. На турели в задней кабине установлен ручной пулемет "Льюис" пехотного образца с кожухом. Самолет принадлежал Первому истребительному авиаотряду РККВФ, эмблемой которого являлась изогнутая стрела на руле поворота. Интересно, что никаких других опознавательных знаков на машине не видно. Снимок сделан на Ходынском аэродроме Москвы в августе 1919 г.

lvg3
"Эльфауге" на ремонте в Центральном московском авиапарке. На самолете весьма своеобразные "контурные" звезды.
Возможно, это только разметка для последующего нанесения опознавательных знаков.
Руль поворота, предположительно, окрашен в черный цвет.
.
lvg
А этот LVG долетел аж до Средней Азии, где принимал участие в боях с басмачами.
Снимок сделан в 1923 году в Туркестанском военном округе.
ALBATROS
Красные летчики позируют возле германского разведчика и легкого бомбардировщика "Альбатрос" С.XII, установленного на лыжи. На руле поворота видна красная звезда в тонкой черной окантовке. Предположительно, фотография сделана в начале 1920-х годов.

11
Кое-что из германо-австрийского "наследства" досталось и белогвардейцам. На фото - летчики Первого Южного авиаотряда Всевеликого Войска Донского у самолета "Бранденбург" C.I. В центре снимка (с кортиком) - командир отряда поручик Веселовский.
Этот "Бранденбург" считался в отряде самой лучшей машиной, а потому именно на нем Веселовский совершил рискованный беспосадочный перелет над территорией красных для доставки секретной корреспонденции Донского правительства адмиралу Колчаку. На борту самолета нарисована авиационная эмблема - пропеллер с крыльями, а также опознавательный знак донской авиации - черный треугольник в белом круге с черной окантовкой.
promo vikond65 may 20, 14:54 26
Buy for 40 tokens
На сайте издательства "Пятый Рим" открыт заказ на мою книжку, которая в начале июня поступила в продажу. Там же можно скачать демку - первые 28 страниц. Приглашаю всех открыть ссылку. https://5rim.ru/product/velikaya-paragayskaya-voyna/
Принято считать, что никаких материальных выгод от "похабного" Брестского мира Россия не получила, однако, это не так.

Уже в ноябре того же года, в соответствии с условиями Компьеньского перемирия
==
Так от брестского мира или от компьенского перемирия выгоды то поимели?
Если бы не было Брестского мира, то не было бы и этих трофеев.
"Хальбер" не трофейный, а импортный, эта партия машин была закуплена РСФСР уже после окончания первой мировой войны.
Окей, его исключаем.

ЗЫ. Вы когда до Москвы доберетесь? Модели Вас все еще ждут. :)
-"материальных выгод от "похабного" Брестского мира Россия не получила, однако, это не так."-еще как никак,они национализировали все германские предприятия на своей территории.
Да-да, вы ещё скажите, что немецкие погромы, интернирование немецких и австро-венгерских подданных, а также высылки подданных Российской империи "вражеского происхождения" (с реквизицией или тупо разграблением их собственности) тоже "большевики устроили". В 1914-16 годах, ага...
Сдаётся ли мне, или вправду с прискорбьем внимаю
Внезапному звуку, что часто окрест раздаётся
При сломе лепёшки, что галлы своею считают?

Так, похоже журналом промахнулся :)
Про богатые трофеи Красной армии слышу впервые...
ну а самолеты - ну какой это богатый трофей.Так, случайная техника, которая никакой системной роли сыграть не сможет. Промышленной технологии и снабжения под неее нету, так что просто полетает, пока детали не износятся, и все.
Скачайте книгу «История конструкций самолётов СССР до 1938 года» Шаврова. Там все написано. И про самолеты и про технологии и про снабжение.
а ними по пятам шла Красная армия, захватывая богатые трофеи, среди которых, помимо всего прочего, было немало современных боевых самолетов, изрядно пополнивших советский военно-воздушный флот.

трофеи отличные.
Re: никто не вспоминает
Вячеслав Игоревич, Вы плохо следите за френдлентой :))
(Что при таком большом количестве друзей немудрено)

Как раз я и как раз вчера написал достаточно большую заметку к столетию брест-литовского позорища.

Edited at 2018-03-04 04:55 pm (UTC)
Re: никто не вспоминает
Вы ее опубликовали на полтора часа позже, чем я разместил эту заметку. :)
Кстати, большое спасибо за интересный материал. Не ожидал, что немцы, отступая с Украины, бросали технику - всё-таки "орндунг юбер аллес" и всё такое. Но, насколько я помню, их армия тоже начала в 1918 году стремительно разлагаться и революционизироваться, так что поспешность отступления и беспорядки при нём, вероятно, были неизбежны.
По условиям Компьеньского соглашения они в любом случае были обязаны эту технику уничтожить, либо сдать представителям Антанты. Поэтому для них не было никакого смысла вывозить ее из России.
Красные круги на хвостовом оперении
А разве к концу 1918 года опознавательные знаки РККВФ ещё не были стандартизованы?