я

Быстрокрылый толстячок



Ровно 100 лет назад, 16 марта 1918 года, впервые поднялся в воздух прототип германского истребителя "Сименс-Шуккерт" D.IV, спроектированного под руководством инженера Харальда Вольфа. По своим летно-тактическим характеристикам это был лучший перехватчик времен Первой мировой войны, да и вообще - один из лучших истребителей того периода. Его сделали на базе его предшественника - "Сименс-Шуккерта" D.III, от которого он отличалься уменьшенной шириной и площадью крыльев с более тонким аэродинамическим профилем.

Изюминкой обеих машин был стоявший на них так называемый биротативный двигатель "Сименс-Хальске" Sh.III, в котором картер с блоком цилиндров и коленвал с поршнями вращались в противоположных направлениях с угловыми скоростями 900 оборотов в минуту. Таким образом, взаимная скорость их противовращения составляла 1800 об/мин. Разработка столь оригинальной конструкции была вызвана тем, что у ротативных моторов существует предел числа оборотов, а соответственно - мощности, составляющий примерно 1100-1200 об/мин. На более высоких скоростях крутящийся мотор просто разрывают центробежные силы.

К тому же, вращение при работе тяжелого мотора создает значительный гироскопический эффект, оказывающий влияние на маневренность и управляемость самолета. Противовращение цилиндров и коленвала частично решает эту проблему. "Сименс-Хальске" весил 195 кг и развивал мощность 160-200 л.с., что считалось для ротативника отличным показателем. Однако немцам так и не удалось довести его до высокой степени надежности и безотказности, что сильно ограничило применение этих моторов в авиастроении.

"Сименс-Шуккертов" D.IV было построено всего 123 штуки, Они обладали достаточно высокой, по тем временам, скоростью - до 190 км/ч, а также - превосходной высотностью и скороподъемностью. Рабочий потолок машины достигал 8100 метров, а на 1000 метров она поднималась менее чем за две минуты. Для сравнения, потолок лучшего тогдашнего французского истребителя "Спад" S.XIII составлял всего 6600 м, а за две минуты он набирал 760 метров. На высотах более пяти километров "Сименс-Шукертам" не было равных как среди немецких истребителей, так и среди самолетов Антанты. Однако весьма незначительное количество этих машин не позволило им сыграть заметную роль в воздушной войне.

После завершения боевых действий уцелевшие "Сименс-Шукерты" были частично уничтожены в соответствии с требованиями Версальского договора, частично - проданы в Швейцарию, где они прослужили до середины 1920-х годов. На заставке - "Сименс-Шуккерт" D.III знаменитого немецкого аса Эрнста Удета.

1468759.jpg

NZ290315_Omaka_Siemens_Schuckert_01.jpg
Диорама с истребителем "Сименс-Шуккерт" D.IV в новозеландском авиационном музее.

VAL1607.jpg
Выходящие с завода "Сименс-Шукерты" обычно не окрашивались. Фюзеляж оставался в натуральном цвете лакированной древесины, а капоты мотора и кок винта - в цвете алюминия. Только крылья, стабилизатор, межкрыльевые стойки и колесные диски обтягивались мелокопятнистой камуфляжной тканью типа "лозенг".

bce3b2118f4b7.jpg
Немецкие летчики - лейтенанты Франц и Ленц, воевавшие на "Сименс-Шукертах", возле своих машин.

ssd3-9.jpg
Интерьер кабины "Сименс-Шукерта" и двигатель "Сименс-Хальске" Sh.III. Внизу - анимированная схема его работы.

Sh3.gif
promo vikond65 14:54, Воскресенье 26
Buy for 40 tokens
На сайте издательства "Пятый Рим" открыт предзаказ на мою книжку, которая должна выйти из печати примерно через неделю. Там же можно скачать демку - первые 28 страниц. Приглашаю всех открыть ссылку. https://5rim.ru/product/velikaya-paragayskaya-voyna/
...На что только не приходилось идти тем, у кого не было "Либерти"...
"Либерти", конечно, штука хорошая, но истребителей с этими моторами союзники до конца войны так и не сделали.
Да шо Либерти, хотя бы Испано-Сюизу в соответствующем количестве...
Т.е. это просто повышающий редуктор. Ну плюс немного момент компенсирует.
Кислородное оборудование ставили уже тогда?
Да, уже ставили, без него на восьми километрах делать нечего.
Значит немцы тоже с ротативными движками мучились?
С ротативными у них было всё нормально, а вот с биротативными помучились. Собственно, кроме них, биротативных серийно никто не делал.
а зачем вообще вращать весь двигатель, если можно вращать только вал?
- малый вес — из-за отсутствия длинного коленчатого вала нет необходимости иметь массивные уравновешивающие маховики.
- уравновешенность;
- высокая удельная мощность;
- улучшенное охлаждение — двигатель с массивными вращающимися блоками создавал достаточное движение воздуха, обеспечивая своё собственное охлаждение даже во время стоянки самолета (этот пункт, впрочем, спорен)
однако я наблюдаю на схеме именно что массивный противовес
Так, это биротативный, а не ротативный мотор. Ротативники обходились вообще без противовесов, поскольку у них коленвал неподвижен.
благодарю, хотелось бы по-больше про разработки того времени.
Не за что. Будем потихоньку освещать разработки. :)
а вот эти вот отверстия на коке винта, они для охлаждения, или какой-то другой смысл в них?
Red Baron, начало 90-х. Помню, помню. Последний самолет в немецкой серии. Хорошая машинка. Но мое сердце отдано Фоккеру дэ седьмому.
Не хочу даже представлять способы подвода топлива в цилиндры и электропроводки к свечам. При вращении....
Видите на схеме, что ось больших конических шестерен редуктора представляет собой трубу? По ней в картер подавалась топливная смесь.
То есть, фактически эта машина подоспела к Операции Михаэль.
Вот здесь шикарная модель данного аппарата в 72-м масштабе (машина лейтенанта Ленца) https://www.dishmodels.ru/gshow.htm?p=9420
Кстати, 29 сентября 1918 года лейтенант Альфред Ленц не только установил рекорд скороподъемности, но и сбил один S.E.5a, доведя свой счет до шести побед и став одним из немногих пилотов, добившихся боевых успехов на данном типе самолета.
Что же касается Э.Удета, несмотря на красивую заставку (коробка модели в 1:48 фирмы Eduard), он не только не имел воздушных побед на данном типе самолета, но и вообще не совершал на нем боевых вылетов. Тем не менее, его ярко-красный Siemens Schukkert D.III стал самым знаменитым экземпляром данной машины.
Да, действительно классная модель, этот Мучичко - просто Фаберже. :)