Авиамастер (vikond65) wrote,
Авиамастер
vikond65

Categories:

Над Баин-Цаганом 2

4 июля 1939 года японские войска из "группы Кобаяси", потерпев поражение на Баин-Цагане, начали отход на восточный берег реки Халхин-Гол. Толпы солдат, скопившихся у переправы, попали под удары советской артиллерии и авиации, понеся большие потери. Первый налет бомбардировщиков из 150-го полка под прикрытием И-16 состоялся в 11.00, второй - примерно в 15.40.
В обоих случаях СБ подвергались смертоносным атакам Ки-27. Наши истребители вступали в бой, но не смогли прикрыть своих "подопечных", хотя и заявили об уничтожении 17 самолетов противника (пять в первом бою и 12 - во втором).

К сожалению, эти заявки были очень сильно преувеличены. Японцы же реально сбили семь бомбардировщиков. Четыре из них совершили вынужденные посадки на своей территории, но впоследствии были списаны. Погибли 10 членов экипажей. Наши истребители в этих боях безвозвратных потерь не имели. Двое пилотов И-16 получили ранения, но сумели вернуться на аэродром и благополучно приземлиться.

july39_8
Японские солдаты на Халхин-Голе рассматривают обломки сбитого советского бомбардировщика СБ.

В 16.45 состоялся еще один бой с участием 24 И-16 и И-15бис. По заявлениям советских пилотов, они сбили 11 японских истребителей, что тоже далеко не соответствовало действительности. У нас пропал без вести лейтенант Кочубей.
В том же бою произошел нелепый случай: летчик Павлов, почему-то забывший застегнуть привязные ремни, при резком маневре вывалился из кабины И-15бис. Самолет, разумеется, упал и разбился, а Павлов целым и невредимым приземлился на парашюте. Надо отметить, что летчик не стал врать, будто его сбили, а честно рассказал о своей оплошности. Неизвестно, понес ли он какое-либо наказание за этот инцидент.
Вечером первый боевой вылет на штурмовку вражеских позиций совершила семерка пушечных истребителей И-16П, недавно прибывшая на фронт и включенная в состав 22-го ИАП. Но вместо штурмовки ей пришлось вступить в бой с японскими истребителями, напавшими в районе цели. В результате два И-16П получили повреждения и совершили вынужденные посадки. Пилотом одного из них был А.В. Ворожейкин - впоследствии знаменитый ас и дважды Герой Советского Союза, написавший несколько книг своих мемуаров. При посадке Ворожейкин получил серьезные травмы и до конца июля лечился в госпитале, а его самолет пришлось списать.
I-16-1
По итогам дня японцы объявили, что 4 июля они сбили 53 самолета противника, потеряв всего один истребитель. На самом деле наши безвозвратные потери составляли 10 машин: семь бомбардировщиков и три истребителя. Таким образом, соотношение потерь было десять к одному.
Однако столь негативный баланс не вызывал у советских летчиков и их командиров уныния и пессимизма, поскольку по их прикидкам японцы в тот день потеряли не один, а целых 28 самолетов, стало быть, счет был в нашу пользу.
В этом ярко проявилась известная тенденция всех воздушных войн ХХ века: чем хуже у кого-либо обстояли дела в реале, тем больше он заявлял мнимых побед. Очевидно, такова была защитная реакция, не позволявшая летчиками психологически "сломаться" и поддаться парализующему страху перед врагом.

Продолжение следует.
Tags: ВВС, История, Халхин-Гол, авиация
Subscribe
promo vikond65 июнь 23, 2019 16:38 25
Buy for 20 tokens
С авиамоделизмом я распрощался уже давно, поскольку времени на него катастрофически не хватает. Но от этого увлечения осталось немало артефактов, которые мне уже не пригодятся, а места в квартире занимают много. Однако они, наверное, могут заинтересовать нынешних авиамоделистов. Самый сурьезный…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments