я

Имперский гранд

1b.I.I.Sikorskij-u-pervogo-dvuhmotornogo-varianta-samoleta-Grand.-Komendantskij-aerodrom.-Mart-1913-g.2.jpg

Сегодня у нас интересная круглая дата, на которую выпадают сразу три важных события в истории российской авиации. Из них одно - праздничное и два - трагичных. Начнем с позитивного, поскольку по хронологии оно - наиболее раннее. Итак, ровно 105 лет тому назад, 27 марта 1913 года (по новому стилю) вышел на испытания и совершил первые пробежки по аэродрому самолет-гигант Сикорского "Гранд", впоследствии переименованный в "Большой Балтийский", а затем - в "Русский Витязь".

Как известно, на момент создания и начала испытаний это был самый крупный, самый тяжелый и самый грузоподъемный самолет в мире, причем он оставался таковым все время своего существования. А впоследствии эту эстафету перехватил его наследник "Илья Муромец", который также оставался непревзойденным более года. При тогдашних стремительных темпах развития авиации это очень большой срок.

Я не сторонник приукрашивания и идеализации Российской Империи, тем не менее, надо признать, что не только в гуманитарной, но и в технической сфере у нее были реально феноменальные достижения. Немного, но были. А на заставке - создатель "Гранда" Игорь Сикорский возле своего впечатляющего творения. Снимок, предположительно, сделан в апреле или в начале мая 1913 года.

Sikorsky-LeGrand.jpg
Общий вид "Гранда" в его первоначальном двухмоторном варианте. Позже на самолет установили еще два двигателя, отчего его летные характеристики значительно улучшились.

grand-1-color.jpg
Первый вариант четырехмоторного "Гранда". Изначально моторы стояли в двух тандемных спарках с тянущими и толкающими винтами.

grand-2-color.jpg
Финальная версия машины с моторами, размещенными в ряд вдоль передней кромки нижнего крыла. Для улучшения управляемости самолет оснащен дополнительным центральным рулем направления, на носовом балконе установлен прожектор, колеса покрыты кожаными чехлами. В таком виде "Гранд", уже переименованный в "Русского Витязя", поставил несколько мировых авиационных рекордов, в частности, совершив полет с тринадцатью пассажирами на борту.
promo vikond65 may 20, 14:54 26
Buy for 40 tokens
На сайте издательства "Пятый Рим" открыт заказ на мою книжку, которая в начале июня поступила в продажу. Там же можно скачать демку - первые 28 страниц. Приглашаю всех открыть ссылку. https://5rim.ru/product/velikaya-paragayskaya-voyna/
отож. в точное машиностроение тут не умели ни тогда ни потом
странно что отказались от тандемной схемы , её широко применяли и тогда и позже
Ну, Муромец уже в год своего создания получил конкурента превосходящего по боевой нагрузке. Да и по скорости с потолком.
Увеличивать размер и цену уникального опытового самолета - смысла не много. А вот то, что Муромец стал серийным - круто.

Правда и тут надо сопоставлять плодотворность разных подходов: не масса, а надежность, дальность, нагрузка, боевая устойчивость, готовность. Если это ударно-разведывательный самолет.

Видимо Гранд и стал первым самолетом, основным качеством которого признали размер как таковой. И тут уместно заметить, что авиация СССР тяготела к тому же, к гигантам.
>Увеличивать размер и цену уникального опытового самолета - смысла не много.
- а это не вы мне доказывали, что откармливание туполевских мутантов это круто?
А трагические, это гибель Бахчиванджи и Гагарина?
Да. Не успел отписаться, неожиданно работка подкатила. Завтра сделаю пост, точнее, сегодня, поскольку полночь уже прошла. :)
Интересно, какие функции конструкторы планировали дать балкону перед пилотом? Типа, вышел с биноклем и наблюдаешшшшшь? Чаек на лету кормить? Был бы пулемёт - как-то понятно было б, но ведь не поставлен же....
Вы таки будете смеяться, но это просто прогулочный балкон. :)
Правда, в случае военного применения там планировалась установка пулемета, но в реале этого сделано не было. "Витязь", в отличие от "Муромца", был чисто гражданской машиной.
Спасибо, но эта картинка очень неточная.
Во-первых, на самолете не показаны элероны. Во-вторых, у него была фанерная обшивка всего фюзеляжа, а не только передней части. В-третьих, у него не было раздельных килей и рулей направления. В четвертых, кабина не была полностью застекленной. В ее задней части, где находилось спальное купе и туалет, были только маленькие круглые иллюминаторы. В пятых, не показаны радиаторы. В-шестых, бипланная коробка и стабилизатор были установлены под положительным углом. В-седьмых, верхняя грань фюзеляжа была прямая, без излома вниз за кабиной. И т.д, и т.п...