я

Воздушная картечница

WKF-d185-2

Во французском языке слово "митральеза" (Mitrailleuse) означает любое малокалиберное скорострельное оружие, кроме ручного, однако, в России митральезами или картечницами принято называть пулеметы, действующие с помощью внешнего привода. Как правило, "приводным механизмом" для них являлся сам стрелок, вращавший рукоятку или дергавший за рычаг, механически связанный с затвором. Такие картечницы, получившие распространение во второй половине XIX века, стали в современной поп-культуре одним из символов эпохи стимпанка.

Но были и исключения из этого правила - митральезы с моторным приводом, не требующие ручной работы. Одно из них - оригинальная двуствольная авиационная картечница, спроектированная в 1917 году венгерским инженером Францем Гебауэром и предназначенная для вооружения истребителей. Ее механизм работал за счет отбора мощности от карданного вала самолетного мотора.

Такая система давала целый ряд преимуществ. Во-первых, отпадала необходимость в синхронизаторе и устранялась угроза отстрелить собственный винт при его поломке (во времена Первой мировой войны такие случаи были не редкостью). Во-вторых, пулемет Гебауэра на полных оборотах мотора обладал внушительной скорострельностью. Даже с четырехлопастным винтом она составляла - 1500 выстрелов в минуту, то есть, вдвое больше, чем у спарки синхронных пулеметов "Шварцлозе". Кроме того, система получилась легкой, компактной и занимала на самолете гораздо меньше места, чем два пулемета. Однако при уменьшении оборотов скорострельность падала, а отбор мощности на привод оружия снижал мощность, передаваемую на винт.

Тем не менее, испытания, проведенные в июне 1918 года сочли успешными. В августе австро-венгерское командование заказало на венской фирме "Солюкс", сотрудником которой являлся Гебауэр, 100 "моторных картечниц" под обозначением Gebauer Motorgéppuska 1918.M. Ими собирались вооружить новейший истребитель WKF D. I, незадолго до этого принятый на вооружение. Заказ был выполнен к концу октября и тогда же из цехов завода "Винер Кароссерие Флюгцойгфабрик" начали выходить первые серийные WKF.

Однако 3 ноября из-за поражений на фронтах, голодных бунтов, солдатских восстаний и начала распада страны Австрии пришлось капитулировать. Мировая война для нее закончилась, а вслед за этим были аннулированы все военные контракты. Истребителей с митральезами Гебауэра построили всего 20 штук, но и они, так и не успев вступить бой, вскоре были уничтожены по требованию держав-победительниц.

После войны изобретатель, обосновавшись в Венгрии, продолжил работу и в 1926 году выдал усовершенствованный образец. Новая картечница представляла собой два фактически отдельных пулемета, размещенных по обеим сторонам мотора и обладавших суммарной скорострельностью 2600 выстрелов в минуту. В 1931 году оружие запустили в серию под индексом 26/31.М GKM. Его ставили на закупленные для венгерских ВВС итальянские истребители "Фиат" СR-32, а также - на итальянские легкие бомбардировщики "Ромео-37" и немецкие "Хейнкель-46". Всего было выпущено 243 установки.

В 1940 году появилась крупнокалиберная модификация 1940.М GKM, предназначенная для вооружения венгерского истребителя MAVAG Heja-II (лицензионная копия итальянского "Риджани" Re-2000). В 1941-43 годах завод MAVAG выпустил 190 таких истребителей, которые активно применялись на Восточном фронте.
.
GebaurGast
Митральеза Гебауэра в экспозиции венского военного музея. За ней - также весьма интересный двуствольный авиапулемет Гаста.

geb
Она же с металлической патронной лентой и переходником, соединявшим ее с карданным валом авиадвигателя. Пулемет использовал винтовочные патроны "Манлихер" калибром 8 мм.
.
gebauer
Картечница, укрепленная на двигателе "Иеронимус" в о время наземных испытаний.
.
wkf-p-80-06-b-prototyp-1
Опытный образец истребителя WKF D.I.
.
WKF-d185
Один из первых серийных WKF.
.

wkf-color
Эти истребители красились в оригинальный камуфляж, состоящий из темно-коричневых и темно-зеленых пятен причудливой формы, нанесенных поверх розовато-песочного фона.

WKF_D1_Side
Проектный чертеж WKF в варианте фоторазведчика. Самолет планировалось оснастить радиостанцией, а за кабиной - установить длиннофокусный аэрофотоаппарат с дистанционным приводом. Неизвестно, была ли построена эта машина.
.
2-wkf-d2
WKF D.I в трех стандартных проекциях. Самолет оснащался двигателем "Иеронимус" мощностью 230 л.с. Его взлетная масса составляла 732 кг, максимальная скорость - 195 км/ч, время набора высоты 2000 м - 5,2 минуты, потолок - 6500 м.


Патентный чертеж мотомитральезы 26/31.М GKM.


Истребитель MAVAG Heja-II. Перед кабиной видны характерные обтекатели кривошипно-шатунных механизмов митральез Гебауэра.
Buy for 40 tokens
Buy promo for minimal price.
Спасибо за просвещение.

К стыду - не знал.
Интересно, если она стреляла от работы двигателя, зачем ей приклад (2е фото)?
Попробуйте прочитать подпись под этой фотографией. :)
А, блин, я думал пулемет Гаста это дальше, в витрине за стеклом...))
"Гаст" - с двумя дисковыми магазинами, а "Гебауэр" - на переднем плане. Все остальные я специально "приглушил" белой заливкой, чтобы они не отвлекали внимание.
Интересно, почему англо-французы потребовали уничтожить столь интересное изобретение, даже не попытавшись его присвоить и поставить на службу себе. У них было более совершенные модификации авиационных пулемётов?
А фиг его знает. Почему-то, никого, кроме венгров, это изобретение не заинтересовало.
При том, что к началу Второй Мировой войны, насколько я понимаю, особой надобности в таких системах уже не было - пулемёты могли размещаться в крыльях или внутри вала винта, что делало ненужной синхронизацию. Наши, вроде как, именно по такому пути и пошли.
Наоборот, у нас в крыльях оружие не размещали. Разве что, на штурмовиках. А в основном, всё - синхронное.
Понятно. То есть, идея синхронизации к 1939 году не устарела.
Ее как дошлифовали. Фоки мессера зеро яки лагги ишаки

А крыло нужно довольно обьемное но при этом занятом оружием обьеме еще и прочное а это не так просто.
И много вы знаете массовых самолетов с мотор пушкой? Як/Лагг и Мессер.
Все самолеты с "Испано-Сюизами" и их производными. Плюс - "Кобры", хотя, там, скорее, "редуктор-пушка".
Вот про двуствольный пулемет не знал, спасибо.
Ну гасту это прям неправославно не знать. Где у янки гатлинг там у советов православная гаста.
Спасибо, в вашем журнале отличная подборка экзотичных картечниц.
пс. Хотел найти, что другие пишут, но вышел на вашу же статью от 14 г :)


Edited at 2018-04-05 09:16 pm (UTC)
Да, это переработанный и дополненный вариант той же статьи.
Нууу эээ интересно узнать стоимость в лошадях и практическую скорострелтность на боевых режимах полета.
Скока ствол отжирает мощщи у мотора и насколько падает скорострельность в реальных условиях.
Ну, скока он мог отжирать мощности, если в обычных митральезах ручку крутили вручную? Какую мощность при этом развивает стрелок? Какие-то проценты лошадиной силы, в общем, мизер по сравнению с мощностью авиадвигателя.
А синхронизатор снижает скорострельность довольно значительно - по 8-10% на каждую лопасть винта. То есть, при трехлопастном винте она падает на 30%, а при четырехлопастном - на 40%.