я

Ультра ишак



8 апреля 1941 года состоялся первый испытательный полет истребителя Н.Н. Поликарпова И-185, который закончился аварийной посадкой из-за отказа двигателя М-71. В дальнейшем этот мотор так и не удалось довести до требуемой степени надежности, что стало главной причиной закрытия программы создания весьма перспективной боевой машины. Главной, но не единственной.

В качестве паллиативного решения на случай неудачи с внедрением М-71 Поликарпов переделал проект под уже отлаженный и освоенный в производстве мотор М-82 - более легкий и компактный, но гораздо менее мощный (1700 лошадиных сил против двух тысяч). Самолет с таким мотором проходил испытания в августе-сентябре 1941 года, но они были прерваны эвакуацией поликарповского КБ в Новосибирск, где ему выделили здание ... городского зверинца.

Испытания возобновились в феврале 1942 года и в конце марта успешно завершились. Летчики высоко оценили машину. В заключении НИИ ВВС, в частности, говорилось: "И-185 М-82А уступает только самолету И-185 М-71, превосходя все остальные серийные самолеты, как наши, так и иностранные. (...) По технике пилотирования прост и доступен летчикам ниже средней квалификации".

Казалось бы, отличный результат, но приказа о принятии истребителя на вооружение и о запуске в серийное производство так и не последовало. Официальная причина не озвучивалась, но мне представляется, что все дело в конструкции поликарповской машины, которая в значительной степени состояла из остродефицитного в 1942 году дюралюминия. Из него было выполнено крыло и стабилизатор И-185, в отличие от всех остальных тогдашних советских серийных истребителей, у которых эти компоненты были деревянными.

"Крылатый металл" обеспечивал значительный выигрыш в массе конструкции, а следовательно - в летных характеристиках. Поэтому даже с тремя пушками И-185 летал и набирал высоту быстрее, чем двухпушечный деревянный Ла-5 с тем же двигателем. И потому Поликарпов, прекрасно зная о дефиците дюраля, не захотел сделать самолет цельнодеревянным. Ведь в этом случае сошли бы на нет его преимущества перед лавочкинской машиной.

В результате Ла-5 и его наследник Ла-7 стали одними из самых массовых истребителей времен Великой Отечественной войны, а И-185 при всех своих достоинствах так и остался в нескольких опытных экземплярах.


Первый прототип И-185 с мотором М-71, вышедший на испытания в апреле 1941 года.


Второй прототип, он же "эталон для серии", которая так и не состоялась.

Опытный образец с мотором М-82, проходивший испытания в начале осени 1941 года. При перелете из Москвы в Новосибирск самолет потерпел аварию и не восстанавливался. Рисунок А. Чечина.
Buy for 50 tokens
В молодости казалось что это д​***я. Ну, щас уже и доллары не те, и мы не те. Прикинем расклад семьи с тремя детьми в англее. Тут всё в фунтах, но приведем в баксы. мы говорим о 10к в месяц после налогов. Живые деньги, кэш. жилье – 2000, (включая кансил такс, типа вывоз мусора и стрижка…
Бумажный тигр.
Чтение хронологии Родионова быстро лечит от поисков вундервафель.
доступен летчикам ниже средней квалификации
Прекрасный образчик советского подхода: Подготовим ну очень много лётчиков "ниже средней квалификации", посадим их в самолёты аналогичного качества и пусть немцы их сбивают пачками, всё равно бабы новых лётчиков нарожают, а дерева так вообще зеки сколько хочешь напилят. :(
Re: доступен летчикам ниже средней квалификации
А был ли возможен иной подход в тогдашних советских условиях? По этому поводу на исторических форумах и в блогах давно копья ломают.
А с союзниками наши никаких переговоров не вели по поставкам дюрали? Возможно, ленд-лиз решил бы проблему дефицита?
Дюраль поставлялся по ленд-лизу, но его все равно не хватало. Ведь крупнейший советский алюминиевый завод в Днепропетровске был захвачен немцами еще в 1941 году.
Все же, видимо, идти нужно от судьбы И-180. Ему путь закрыли те решения, которые запустили Яки, МиГи и ЛаГГи, и которые же похоронили И-185.
И-180 оказался слишком "убойным", из шести летавших машин четыре разбились. Даже по тогдашним советским меркам это перебор.
Да был у нас этот дюраль, но не для всех - Пе-2, выпущенный в количестве 11 тысяч машин - цельнодюралевый, да еще и с электрическими приводами где только можно и с более чем 50 электромоторами, пожиравшими ценную медь.

Как получилось, что для Пе-2 10 тонн дюраля есть, а для Як-9 и Ла-7 дюраля можно выделить только 200 кг на главный лонжерон -лично я без понятия.

Кстати, цельнометаллических Ил-4 - выпущено 5 тысяч штук, тоже. А еще ГСТ, Ту-2, ТБ-7 и так далее.

самолёты, да и вся боевая техника, выпускаются не по принципу их красоты и охуенности, а по эффективности боевого применения в человеко-единицах потерь противника.

поэтому вполне логично что дефицит отправлялся на более эффективные в применении пикировщики, бомберы и штурмовики.

истребитель нужен для отражения атак, то есть уменьшения своих боевых потерь. поэтому он конечно нужен, для защиты важных участков, разведки и вот этого всего, но не критичен.
Завода ж тогда своего у Поликарпова тогда не было вроде как? А снижать хоть на йоту, уже имевшийся темп выпуска не хотели.
Ну и плюс дефицитный дюраль.
Я слышал, что в Новосибирске он все-таки испытывался. Может быть другой экземпляр.

"При перелете из Москвы в Новосибирск самолет потерпел аварию" - а где авария произошла, известно?

Edited at 2018-04-09 02:09 am (UTC)
Сразу тебя вспомнил
Вот меня тт Тарасенко и Пантелеев критикуют, шо я публикую Ленту.рю.
Но названные товарищи еще не знают, что публикуют на сайте Мих. Хазина Worldcrisis.ru.
А там можно узнать, что Иван Федорович Кожедуб летал на истребителе, фюзеляж которого «выдалбливался из цельного ствола сосны» и каждые 10 вылетов летчику выдавались новые сапоги, так как подошвы из за высокой температуры в кабине приходили в негодность, и шо главным недостатком самолеты был огромный винт...
В общем - «За жалкими остатками люфтваффе, гонялись многочисленные стаи Сталинских Соколов».
Похоже – именно из таких кадров пополняются ряды «лент.рю»
Наслаждайтесь, там еще много перлов
http://worldcrisis.ru/crisis/3018034
Re: Сразу тебя вспомнил
Мда, ну, что тут скажешь? Это клиника. Жаль, что у них без регистрации нельзя смотреть комментарии, а регистрироваться там ради этого мне неохота.
А кто такие Тарасенко и Пантелеев?

ЗЫ, "Лента.вру" - та еще помойка.

Edited at 2018-04-09 06:19 pm (UTC)