я

Ультра ишак



8 апреля 1941 года состоялся первый испытательный полет истребителя Н.Н. Поликарпова И-185, который закончился аварийной посадкой из-за отказа двигателя М-71. В дальнейшем этот мотор так и не удалось довести до требуемой степени надежности, что стало главной причиной закрытия программы создания весьма перспективной боевой машины. Главной, но не единственной.

В качестве паллиативного решения на случай неудачи с внедрением М-71 Поликарпов переделал проект под уже отлаженный и освоенный в производстве мотор М-82 - более легкий и компактный, но гораздо менее мощный (1700 лошадиных сил против двух тысяч). Самолет с таким мотором проходил испытания в августе-сентябре 1941 года, но они были прерваны эвакуацией поликарповского КБ в Новосибирск, где ему выделили здание ... городского зверинца.

Испытания возобновились в феврале 1942 года и в конце марта успешно завершились. Летчики высоко оценили машину. В заключении НИИ ВВС, в частности, говорилось: "И-185 М-82А уступает только самолету И-185 М-71, превосходя все остальные серийные самолеты, как наши, так и иностранные. (...) По технике пилотирования прост и доступен летчикам ниже средней квалификации".

Казалось бы, отличный результат, но приказа о принятии истребителя на вооружение и о запуске в серийное производство так и не последовало. Официальная причина не озвучивалась, но мне представляется, что все дело в конструкции поликарповской машины, которая в значительной степени состояла из остродефицитного в 1942 году дюралюминия. Из него было выполнено крыло и стабилизатор И-185, в отличие от всех остальных тогдашних советских серийных истребителей, у которых эти компоненты были деревянными.

"Крылатый металл" обеспечивал значительный выигрыш в массе конструкции, а следовательно - в летных характеристиках. Поэтому даже с тремя пушками И-185 летал и набирал высоту быстрее, чем двухпушечный деревянный Ла-5 с тем же двигателем. И потому Поликарпов, прекрасно зная о дефиците дюраля, не захотел сделать самолет цельнодеревянным. Ведь в этом случае сошли бы на нет его преимущества перед лавочкинской машиной.

В результате Ла-5 и его наследник Ла-7 стали одними из самых массовых истребителей времен Великой Отечественной войны, а И-185 при всех своих достоинствах так и остался в нескольких опытных экземплярах.


Первый прототип И-185 с мотором М-71, вышедший на испытания в апреле 1941 года.


Второй прототип, он же "эталон для серии", которая так и не состоялась.

Опытный образец с мотором М-82, проходивший испытания в начале осени 1941 года. При перелете из Москвы в Новосибирск самолет потерпел аварию и не восстанавливался. Рисунок А. Чечина.
Buy for 40 tokens
Buy promo for minimal price.
Бумажный тигр.
Чтение хронологии Родионова быстро лечит от поисков вундервафель.
доступен летчикам ниже средней квалификации
Прекрасный образчик советского подхода: Подготовим ну очень много лётчиков "ниже средней квалификации", посадим их в самолёты аналогичного качества и пусть немцы их сбивают пачками, всё равно бабы новых лётчиков нарожают, а дерева так вообще зеки сколько хочешь напилят. :(
Re: доступен летчикам ниже средней квалификации
А был ли возможен иной подход в тогдашних советских условиях? По этому поводу на исторических форумах и в блогах давно копья ломают.
А с союзниками наши никаких переговоров не вели по поставкам дюрали? Возможно, ленд-лиз решил бы проблему дефицита?
Дюраль поставлялся по ленд-лизу, но его все равно не хватало. Ведь крупнейший советский алюминиевый завод в Днепропетровске был захвачен немцами еще в 1941 году.
Все же, видимо, идти нужно от судьбы И-180. Ему путь закрыли те решения, которые запустили Яки, МиГи и ЛаГГи, и которые же похоронили И-185.
И-180 оказался слишком "убойным", из шести летавших машин четыре разбились. Даже по тогдашним советским меркам это перебор.
Да был у нас этот дюраль, но не для всех - Пе-2, выпущенный в количестве 11 тысяч машин - цельнодюралевый, да еще и с электрическими приводами где только можно и с более чем 50 электромоторами, пожиравшими ценную медь.

Как получилось, что для Пе-2 10 тонн дюраля есть, а для Як-9 и Ла-7 дюраля можно выделить только 200 кг на главный лонжерон -лично я без понятия.

Кстати, цельнометаллических Ил-4 - выпущено 5 тысяч штук, тоже. А еще ГСТ, Ту-2, ТБ-7 и так далее.

самолёты, да и вся боевая техника, выпускаются не по принципу их красоты и охуенности, а по эффективности боевого применения в человеко-единицах потерь противника.

поэтому вполне логично что дефицит отправлялся на более эффективные в применении пикировщики, бомберы и штурмовики.

истребитель нужен для отражения атак, то есть уменьшения своих боевых потерь. поэтому он конечно нужен, для защиты важных участков, разведки и вот этого всего, но не критичен.
Завода ж тогда своего у Поликарпова тогда не было вроде как? А снижать хоть на йоту, уже имевшийся темп выпуска не хотели.
Ну и плюс дефицитный дюраль.
Я слышал, что в Новосибирске он все-таки испытывался. Может быть другой экземпляр.

"При перелете из Москвы в Новосибирск самолет потерпел аварию" - а где авария произошла, известно?

Edited at 2018-04-09 02:09 am (UTC)
Сразу тебя вспомнил
Вот меня тт Тарасенко и Пантелеев критикуют, шо я публикую Ленту.рю.
Но названные товарищи еще не знают, что публикуют на сайте Мих. Хазина Worldcrisis.ru.
А там можно узнать, что Иван Федорович Кожедуб летал на истребителе, фюзеляж которого «выдалбливался из цельного ствола сосны» и каждые 10 вылетов летчику выдавались новые сапоги, так как подошвы из за высокой температуры в кабине приходили в негодность, и шо главным недостатком самолеты был огромный винт...
В общем - «За жалкими остатками люфтваффе, гонялись многочисленные стаи Сталинских Соколов».
Похоже – именно из таких кадров пополняются ряды «лент.рю»
Наслаждайтесь, там еще много перлов
http://worldcrisis.ru/crisis/3018034
Re: Сразу тебя вспомнил
Мда, ну, что тут скажешь? Это клиника. Жаль, что у них без регистрации нельзя смотреть комментарии, а регистрироваться там ради этого мне неохота.
А кто такие Тарасенко и Пантелеев?

ЗЫ, "Лента.вру" - та еще помойка.

Edited at 2018-04-09 06:19 pm (UTC)