я

Два коня в одной упряжке

North_American_XP-82_Twin_Mustang_44-83887.Color.jpg

15 апреля 1945 года впервые поднялся в воздух двухместный двухмоторный боевой самолет Норт Эмерикен Р-82 (F-82) "Твин Мустанг" - последний поршневой истребитель американских ВВС. Эта оригинальная машина представляла собой два слегка увеличенных в размерах фюзеляжа истребителей Р-51 "Мустанг", соединенные общим крылом и стабилизатором. Ее появление было вызвано стремлением расширить радиус действия истребителей сопровождения стратегических бомбардировщиков, не увеличивая при этом физическую и психологическую нагрузку на летчика.

Управление в кабинах "Твин Мустанга" было дублировано и его мог попеременно пилотировать как левый, так и правый пилот. При этом правый пилот выполнял обязанности штурмана, а левый, он же командир экипажа, управлял машиной в воздушном бою. В случае его ранения или гибели бой мог продолжить напарник. В спокойной обстановке второй пилот временно брал управление на себя, чтобы дать возможность отдохнуть командиру, который мог даже вздремнуть, откинув назад спинку сиденья. Благодаря этому, а также - большому запасу топлива дальность полета "Твин Мустанга" достигала 3600 км, что на 1100 километров больше, чем у одномоторного одноместного "Мустанга".

Другие летные характеристики также были внушительны: максимальная скорость без внешних подвесок - 760 км/ч - почти предельная для поршневых машин, потолок - 12000 метров, вооружение - шесть крупнокалиберных пулеметов, установленных в центральном крыле между фюзеляжами. В ударно-штурмовом варианте самолет мог нести до 1800 кг бомб, десяток пятидюймовых неуправляемых ракет и контейнер с восемью крупнокалиберными пулеметами.

"Твин Мустанг" появился слишком поздно, чтобы принять участие в Мировой войне. К моменту капитуляции Японии успели построить всего 20 серийных экземпляров из 500 заказанных. На фронт они не попали, а завершение войны вызвало сокращение заказа с 500 до 270 штук. К 1950 году в строю оставалось 225 из них. На этот год было намечено снятие "двойных мустангов" с вооружения и замена реактивными машинами. Но начало корейской войны продлило срок их службы.

В Корее "Твин Мустанги" использовались как истребители сопровождения, штурмовики, дальние разведчики и всепогодные барражирующие перехватчики. Согласно американским данным, на их счету пять сбитых северокорейских истребителей Як-9 и Ла-7 (возможно - Ла-11), в том числе - первая воздушная победа в войне, одержанная лейтенантом Уильямом Хадсоном 27 июня 1950 года.

Еще 16 северокорейских самолетов экипажи "Твин Мустангов", согласно их отчетам, уничтожили на земле при штурмовках аэродромов. Северокорейцы свои потери не афишировали, поэтому сложно сказать, насколько можно доверять этим отчетам. Собственные боевые потери составляли шесть машин, из них одна сбита наземной ПВО, одна уничтожена на аэродроме северокорейским ночным бомбардировщиком, а остальные пропали без вести (Missed in Action) в ходе боевых вылетов.

К концу 1951 года эскадрильи F-82 начали ощущать нехватку запчастей, выпуск которых прекратился еще в 1949-м, так как вскоре ожидалось полное списание этих машин. Количество неисправных самолетов росло, интенсивность применения "Твин Мустангов" снижалась, пока весной 1952-го их не вывели из боевого состава. Последние строевые F-82 до 1954 года летали над Аляской в качестве разведчиков погоды.

XP-82-in-flight.jpg
F-82 в полете. под центропланом видны пилоны для подвески топливных баков или боевой нагрузки.

312bf65235e12cbc548e5322e4bc63c8.jpg
"Твин Мустанг" с ракетными пилонами и тремя ПТБ.

6317715781_749f459605_o.jpgДва коня, одна елда. Ночной барражирующий перехватчик F-82F с двумя ПТБ и радарным контейнером. Оператором РЛС на этих машинах был правый пилот.

0eab6d5c4efccffc13c8208cc11aa16a.jpg
F-82F в полете.

BI25750.jpg
F-82 в штурмовом варианте с максимальной боевой нагрузкой: 10 шестидюймовых ракет, две 2000-фунтовые бомбы и контейнер с восемью крупнокалиберными пулеметами.

IMG_9292_RET_edited-1 cropped.jpg
F-82 в ангаре с раскапотированными моторами и винтами во флюгерном положении.

3_8.jpg
Варианты окрасок F-82. Вверху - самолет, совершивший в 1947 году рекордный беспосадочный перелет из Нью-Йорка на Гавайские острова протяженностью 7995 километров. В центре - машина из 449-й эскадрильи, которая базировалась на Аляске. Красный "антикамуфляж" служил для облегчения обнаружения самолетов, совершивших вынужденные посадки на снег или лед. Внизу - ночной перехватчик. Хвосты и законцовки крыла, разрисованные под звездное небо - эмблема 5-й истребительной эскадрильи с авиабазы Митчелл.
promo vikond65 june 23, 16:38 21
Buy for 20 tokens
С авиамоделизмом я распрощался уже давно, поскольку времени на него катастрофически не хватает. Но от этого увлечения осталось немало артефактов, которые мне уже не пригодятся, а места в квартире занимают много. Однако они, наверное, могут заинтересовать нынешних авиамоделистов. Самый сурьезный…
Сильно недоедающим, например? Для корейцев известная проблема была.
Не надо нагнетать, "сильно недоедающих" летчиков у них не было.
Совсем бухенвальдских, понятно, нет. Насчет Кореи мне вспоминается американское, как определить, советский или корейский\китайский пилот на МиГе - в вираже русский свалится ввиду перегрузки сильно позже, просто ввиду того что более крепкий физически. Как-то так (с)

Edited at 2018-04-16 07:09 pm (UTC)
Случаев потери сознания советскими летчиками в Корее не отмечено.
Да и теряли сознание не только на вираже.
Борис Сергеевич Абакумов:
"Сильно выматывали нас восьми-десятикратные в боях перегрузки… «МиГи» их выдерживали, а мы иногда теряли сознание. У американцев на каждый «Сейбр» было два сменных летчика. Работали они в противоперегрузочных костюмах. Наша повседневная экипировка напоминала наряд трактористов."

Кроме того, в своей книге "Неизвестная война. В небе Северной Кореи." он пишет о таком случае лично с ним.
А мне один героический дедушка по имени Иван Евграфович Федоров 16 лет тому назад рассказывал, что он немецкие самолеты колесами своего истребителя к земле прижимал, а летчиков в плен брал. И что он был лично знаком с Гитлером, Сталиным и Мао-Цзедуном. А когда он для Мао-Цзедуна показывал высший пилотаж над "китайским кремлем", три тысячи китайцев, глядя на это, умерли от страха. А Мао-Цзедун улыбнулся и сказал "это пустяки, у меня их много". И наградил Ивана Евграфовича бриллиантовой звездой героя Китая, только потом у него эту звезду кто-то украл.

Есть такой жанр народного фольклора - армейские байки.
Есть. Но товарищч Белаш человек серьезный и вряд ли будет совсем нереальные байки тиражировать. Не замечен он в таковом.
Ага, поэтому вы поверили в дурацкую байку про голодных корейских летчиков, чей дневной рацион умещался в школьном пенале. Фейспалм.