я

Звезда стимпанка

art-flot-parohod-sirius-1838g.jpg

22 апреля - удивительно богатый историческими событиями день. На эту календарную дату выпало начало строительства Бастилии, открытие португальцами земли, впоследствии названной Бразилией, учреждение в России Министерства иностранных дел (всех дипломатов - с праздником!) и первая газовая атака под Ипром. Советские войска ворвались в столицу Рейха, в Африке образовалось государство Танзания, а в США появился первый веб-браузер Mosaic.

Список родившихся в этот день великих людей не менее впечатляющ. В нем и пророк Мухаммед, и философ Иммануил Кант, и писатель-фантаст Иван Ефремов, и создатель атомной бомбы Роберт Оппенгеймер, ну и, естественно, - самый известный любитель "нечеловеческой музыки" Бетховена, благодаря которому архитектурный ансамбль Красной площади приобрел свой нынешний вид.

Но я бы хотел напомнить о другом юбилее, оставшемся незамеченным прессой и блогерами. Ровно 180 лет тому назад, 22 апреля 1838 года в гавани Нью-Йорка пришвартовалось судно "Сириус", завершившее первый в истории трансатлантический рейс корабля с механическим двигателем. Формально первым пароходом, пересекшим Атлантику, был пакетбот "Саванна", совершивший свой рейс еще в 1819 году, но он почти весь путь проделал под парусами. А "Сириус", хотя он тоже имел парусное вооружение, двигался только на паровом ходу, преодолев таким образом более четырех тысяч километров.

Это было поистине эпохальное событие, означавшее, что человек в дальних морских путешествиях более не зависит от капризов ветра. Ушли в прошлое многодневные стоянки посреди океана из-за штилей, появилась возможность сделать путешествия из Старого в Новый свет относительно быстрыми и регулярными.

"Сириус" отплыл из Ирландии 4 апреля, имея на борту 32 члена команды, 40 пассажиров и 450 тонн угля, что составляло почти 2/3 от собственной массы корабля. Его машина была весьма "прожорливой", ежечасно она расходовала тонну антрацита. Завершающий этап путешествия не обошелся без приключений: из-за ошибки в расчетах запасов топлива чуть-чуть не хватило. Чтобы пройти последние мили, пришлось сжечь в топке запасные снасти, бочки и даже мебель. Капитану Ричарду Робертсу ничего не стоило отдать приказ поднять паруса, но он хотел доказать и доказал, что преодоление Атлантики только с помощью паровой машины вполне реально.

К моменту своего исторического плавания "Сириус", названный в честь самой яркой звезды ночного неба, был совсем новым пароходом, построенным в 1837 году на шотландской судоверфи Robert Menzies & Sons. Он имел длину по ватерлинии 54 м (полная длина без бушприта - 63 м), ширину 7,8 м (с кожухами колес - 14 м), водоизмещение без топлива и груза - 703 тонны. Двухцилиндровая паровая машина развивала высокую по тем временам мощность 500 л.с.

К сожалению, проплавал "Сириус" недолго. В 1847 году он в густом тумане налетел на скалу в заливе Белликоттон и затонул. На его борту находилось 90 пассажиров и матросов, 20 из них погибли. Фотоснимков корабля не сохранилось. Возможно, их и не было, ведь в те годы фотография делала лишь первые шаги. Но есть чертеж и неплохие цветные рисунки, правда, окраски корабля на них сильно различаются. Сложно сказать, какой вариант более соответствует действительности.

ss-sirius-1893.png

large.jpg

Reversible_BeamEng_1.jpg
Действующая модель паровой машины, стоявшей на "Сириусе".
promo mono_polist 19:41, вчера 3
Buy for 50 tokens
Рядом с домом есть магазин « продукты Ермолино». Иногда покупаем там разную продукцию. Очень удобно, когда нет времени на полноценную готовку, а тут кинул на сковородку и ешь. Еда нравится, качественная и вкусная, а порой и не скажешь, что это всего лишь полуфабрикаты. Вот недавно…
ДА, не повезло Брюннелю. На месте "Сириуса" должен был быть "Грейт Вестерн", но авария с котлами...

Завершающий этап путешествия не обошелся без приключений: из-за ошибки в расчетах запасов топлива чуть-чуть не хватило. Чтобы пройти последние мили, пришлось сжечь в топке запасные снасти, бочки и даже мебель.

Определенно Жюль Верн про это слышал, когда писал "Вокруг света за 80 дней".
Жюль Верн всю жизнь собирал вырезки из газет, рассказывающие о новых путешествиях и технических достижениях. Он подшивал их в тематические тетради, которых было несколько тысяч. Конечно, он использовал прочитанные сюжеты в своих книгах. Но также часто описывал и свои личные путешествия с братом.
Re: Двухцилиндровая паровая машина развивала высокую п
Наверное, где-то так.
Re: Двухцилиндровая паровая машина развивала высокую п
На мерной миле 12 узлов. . Всего 0.34 кг вкотлах. Плюс энергоустановка была оборудована новинкой того времени - конденсатором.


Edited at 2018-04-24 01:28 pm (UTC)
Re: Двухцилиндровая паровая машина развивала высокую п
Ежели 500 сил, то вполне возможно.
есть книга обалденная "Пересекая атлантику"

там говорится, что это поворотный момент в истории мира. приходы в порт кораблей стали прогнозируемы и довольно регулярны.
Re: Спасибо!
там вся серия хороша, у меня лишь с распродажи остатки (китобои, дредноуты и пересекая атлантику) читаются на одном дыхании
Та картинка, что наверху - это точно не "Сириус", это бокс-арт к его модели, но на самом деле модель не точная, потому что еще полвека назад делалась с расчетом на то, что небольшим изменением дополнительных наборов литников можно было собрать три варианта - колесный пароход, винтовой пароход и парусную шхуну. Так что это "типа Сириус", но к реальному он никакого отношения не имеет. Его и "сириусом"-то назвали только на вторую или третью перепродажу пресс-формы, до того был просто пароходом.

У нас сейчас "Звезда" пакует, вот собрал как раз :)

Симпатично, а что там за лошадка висит под бушпритом?
Ну поскольку я уже был в курсе историчности всего проекта, то решил немного похулиганить :)