я

Звезда стимпанка

art-flot-parohod-sirius-1838g.jpg

22 апреля - удивительно богатый историческими событиями день. На эту календарную дату выпало начало строительства Бастилии, открытие португальцами земли, впоследствии названной Бразилией, учреждение в России Министерства иностранных дел (всех дипломатов - с праздником!) и первая газовая атака под Ипром. Советские войска ворвались в столицу Рейха, в Африке образовалось государство Танзания, а в США появился первый веб-браузер Mosaic.

Список родившихся в этот день великих людей не менее впечатляющ. В нем и пророк Мухаммед, и философ Иммануил Кант, и писатель-фантаст Иван Ефремов, и создатель атомной бомбы Роберт Оппенгеймер, ну и, естественно, - самый известный любитель "нечеловеческой музыки" Бетховена, благодаря которому архитектурный ансамбль Красной площади приобрел свой нынешний вид.

Но я бы хотел напомнить о другом юбилее, оставшемся незамеченным прессой и блогерами. Ровно 180 лет тому назад, 22 апреля 1838 года в гавани Нью-Йорка пришвартовалось судно "Сириус", завершившее первый в истории трансатлантический рейс корабля с механическим двигателем. Формально первым пароходом, пересекшим Атлантику, был пакетбот "Саванна", совершивший свой рейс еще в 1819 году, но он почти весь путь проделал под парусами. А "Сириус", хотя он тоже имел парусное вооружение, двигался только на паровом ходу, преодолев таким образом более четырех тысяч километров.

Это было поистине эпохальное событие, означавшее, что человек в дальних морских путешествиях более не зависит от капризов ветра. Ушли в прошлое многодневные стоянки посреди океана из-за штилей, появилась возможность сделать путешествия из Старого в Новый свет относительно быстрыми и регулярными.

"Сириус" отплыл из Ирландии 4 апреля, имея на борту 32 члена команды, 40 пассажиров и 450 тонн угля, что составляло почти 2/3 от собственной массы корабля. Его машина была весьма "прожорливой", ежечасно она расходовала тонну антрацита. Завершающий этап путешествия не обошелся без приключений: из-за ошибки в расчетах запасов топлива чуть-чуть не хватило. Чтобы пройти последние мили, пришлось сжечь в топке запасные снасти, бочки и даже мебель. Капитану Ричарду Робертсу ничего не стоило отдать приказ поднять паруса, но он хотел доказать и доказал, что преодоление Атлантики только с помощью паровой машины вполне реально.

К моменту своего исторического плавания "Сириус", названный в честь самой яркой звезды ночного неба, был совсем новым пароходом, построенным в 1837 году на шотландской судоверфи Robert Menzies & Sons. Он имел длину по ватерлинии 54 м (полная длина без бушприта - 63 м), ширину 7,8 м (с кожухами колес - 14 м), водоизмещение без топлива и груза - 703 тонны. Двухцилиндровая паровая машина развивала высокую по тем временам мощность 500 л.с.

К сожалению, проплавал "Сириус" недолго. В 1847 году он в густом тумане налетел на скалу в заливе Белликоттон и затонул. На его борту находилось 90 пассажиров и матросов, 20 из них погибли. Фотоснимков корабля не сохранилось. Возможно, их и не было, ведь в те годы фотография делала лишь первые шаги. Но есть чертеж и неплохие цветные рисунки, правда, окраски корабля на них сильно различаются. Сложно сказать, какой вариант более соответствует действительности.

ss-sirius-1893.png

large.jpg

Reversible_BeamEng_1.jpg
Действующая модель паровой машины, стоявшей на "Сириусе".
Buy for 40 tokens
Buy promo for minimal price.
ДА, не повезло Брюннелю. На месте "Сириуса" должен был быть "Грейт Вестерн", но авария с котлами...

Завершающий этап путешествия не обошелся без приключений: из-за ошибки в расчетах запасов топлива чуть-чуть не хватило. Чтобы пройти последние мили, пришлось сжечь в топке запасные снасти, бочки и даже мебель.

Определенно Жюль Верн про это слышал, когда писал "Вокруг света за 80 дней".
Жюль Верн всю жизнь собирал вырезки из газет, рассказывающие о новых путешествиях и технических достижениях. Он подшивал их в тематические тетради, которых было несколько тысяч. Конечно, он использовал прочитанные сюжеты в своих книгах. Но также часто описывал и свои личные путешествия с братом.
Re: Двухцилиндровая паровая машина развивала высокую п
Наверное, где-то так.
Re: Двухцилиндровая паровая машина развивала высокую п
На мерной миле 12 узлов. . Всего 0.34 кг вкотлах. Плюс энергоустановка была оборудована новинкой того времени - конденсатором.


Edited at 2018-04-24 01:28 pm (UTC)
Re: Двухцилиндровая паровая машина развивала высокую п
Ежели 500 сил, то вполне возможно.
есть книга обалденная "Пересекая атлантику"

там говорится, что это поворотный момент в истории мира. приходы в порт кораблей стали прогнозируемы и довольно регулярны.
Re: Спасибо!
там вся серия хороша, у меня лишь с распродажи остатки (китобои, дредноуты и пересекая атлантику) читаются на одном дыхании
Та картинка, что наверху - это точно не "Сириус", это бокс-арт к его модели, но на самом деле модель не точная, потому что еще полвека назад делалась с расчетом на то, что небольшим изменением дополнительных наборов литников можно было собрать три варианта - колесный пароход, винтовой пароход и парусную шхуну. Так что это "типа Сириус", но к реальному он никакого отношения не имеет. Его и "сириусом"-то назвали только на вторую или третью перепродажу пресс-формы, до того был просто пароходом.

У нас сейчас "Звезда" пакует, вот собрал как раз :)

Симпатично, а что там за лошадка висит под бушпритом?
Ну поскольку я уже был в курсе историчности всего проекта, то решил немного похулиганить :)