я

Звезда стимпанка

art-flot-parohod-sirius-1838g.jpg

22 апреля - удивительно богатый историческими событиями день. На эту календарную дату выпало начало строительства Бастилии, открытие португальцами земли, впоследствии названной Бразилией, учреждение в России Министерства иностранных дел (всех дипломатов - с праздником!) и первая газовая атака под Ипром. Советские войска ворвались в столицу Рейха, в Африке образовалось государство Танзания, а в США появился первый веб-браузер Mosaic.

Список родившихся в этот день великих людей не менее впечатляющ. В нем и пророк Мухаммед, и философ Иммануил Кант, и писатель-фантаст Иван Ефремов, и создатель атомной бомбы Роберт Оппенгеймер, ну и, естественно, - самый известный любитель "нечеловеческой музыки" Бетховена, благодаря которому архитектурный ансамбль Красной площади приобрел свой нынешний вид.

Но я бы хотел напомнить о другом юбилее, оставшемся незамеченным прессой и блогерами. Ровно 180 лет тому назад, 22 апреля 1838 года в гавани Нью-Йорка пришвартовалось судно "Сириус", завершившее первый в истории трансатлантический рейс корабля с механическим двигателем. Формально первым пароходом, пересекшим Атлантику, был пакетбот "Саванна", совершивший свой рейс еще в 1819 году, но он почти весь путь проделал под парусами. А "Сириус", хотя он тоже имел парусное вооружение, двигался только на паровом ходу, преодолев таким образом более четырех тысяч километров.

Это было поистине эпохальное событие, означавшее, что человек в дальних морских путешествиях более не зависит от капризов ветра. Ушли в прошлое многодневные стоянки посреди океана из-за штилей, появилась возможность сделать путешествия из Старого в Новый свет относительно быстрыми и регулярными.

"Сириус" отплыл из Ирландии 4 апреля, имея на борту 32 члена команды, 40 пассажиров и 450 тонн угля, что составляло почти 2/3 от собственной массы корабля. Его машина была весьма "прожорливой", ежечасно она расходовала тонну антрацита. Завершающий этап путешествия не обошелся без приключений: из-за ошибки в расчетах запасов топлива чуть-чуть не хватило. Чтобы пройти последние мили, пришлось сжечь в топке запасные снасти, бочки и даже мебель. Капитану Ричарду Робертсу ничего не стоило отдать приказ поднять паруса, но он хотел доказать и доказал, что преодоление Атлантики только с помощью паровой машины вполне реально.

К моменту своего исторического плавания "Сириус", названный в честь самой яркой звезды ночного неба, был совсем новым пароходом, построенным в 1837 году на шотландской судоверфи Robert Menzies & Sons. Он имел длину по ватерлинии 54 м (полная длина без бушприта - 63 м), ширину 7,8 м (с кожухами колес - 14 м), водоизмещение без топлива и груза - 703 тонны. Двухцилиндровая паровая машина развивала высокую по тем временам мощность 500 л.с.

К сожалению, проплавал "Сириус" недолго. В 1847 году он в густом тумане налетел на скалу в заливе Белликоттон и затонул. На его борту находилось 90 пассажиров и матросов, 20 из них погибли. Фотоснимков корабля не сохранилось. Возможно, их и не было, ведь в те годы фотография делала лишь первые шаги. Но есть чертеж и неплохие цветные рисунки, правда, окраски корабля на них сильно различаются. Сложно сказать, какой вариант более соответствует действительности.

ss-sirius-1893.png

large.jpg

Reversible_BeamEng_1.jpg
Действующая модель паровой машины, стоявшей на "Сириусе".
promo vikond65 june 23, 16:38 21
Buy for 20 tokens
С авиамоделизмом я распрощался уже давно, поскольку времени на него катастрофически не хватает. Но от этого увлечения осталось немало артефактов, которые мне уже не пригодятся, а места в квартире занимают много. Однако они, наверное, могут заинтересовать нынешних авиамоделистов. Самый сурьезный…