я

Адский поезд



Сегодняшний день 8 мая обычно воспринимается в контексте Второй мировой войны, как канун Дня Победы, однако на эту дату выпадали и другие знаковые события. К примеру, наверное, мало кто знает, что 8 мая 1842 года в городке Медон под Парижем произошла первая в истории крупная железнодорожная катастрофа. Она наглядно показавла, что наступившая эпоха угля и пара несет не только блага прогресса, но и новые серьезные угрозы.

В тот день, в 17.30 из Версаля в Париж выехал заполненный людьми рейсовый пассажирский состав. Точное количество пассажиров неизвестно, по примерной оценке их было примерно 700 человек. По тем временам это был очень длинный эшелон, состоявший из 18 вагонов, которые приводились в движение двумя паровозами. Почему-то локомотивы поставили не в сцепке, как это обычно бывает, а на противоположных концах состава: один - спереди, а другой - сзади.

Когда состав на скорости 40 км/ч проезжал Медон, у переднего паровоза от усталостного разрушения металла лопнула колесная ось. Колесо отлетело, локомотив сошел с рельсов и опрокинулся, увлекая за собой вагоны. Машинист заднего паровоза не сразу отреагировал на произошедшее и не застопорил машину, поэтому паровоз еще некоторое время продолжал толкать состав вперед, нагромождая вагоны друг на друга.

От горящих углей, вылетевших из топки переднего локомотива, эта груда вспыхнула. Деревянные вагоны, покрытые масляной краской, быстро охватило пламя, и в них сгорели заживо десятки людей, не сумевших выбраться из этого жуткого костра. От многих остались только перемешанные с обломками обугленные кости, поэтому следствию не удалось даже установить точное количество жертв. По разным оценкам оно варьировалось от 52 до 55 человек, еще около двухсот пассажиров получили ожоги и травмы.

Среди тех погибших, кого удалось опознать по характерным приметам, был Жюль-Сезар Дюмон-Дюрвиль - известный французский ученый,  путешественник и контр-адмирал, совершивший три кругосветных плавания, исследовавший берега Антарктиды и открывший несколько островов. Вместе с ним погибла его жена и сын.

Немало людей пострадало из-за того, что тогдашние французские пассажирские вагоны запирались перед отправлением поезда не изнутри, а снаружи. Вероятно, это делалось, чтобы никто не выпрыгивал на ходу и не подсаживал "зайцев" на промежуточных остановках. Но в Медоне из-за подобной практики вагоны превратились в огненные ловушки, из которых людям приходилось выбираться, выламывая двери и разбивая оконные стекла. Разумеется, после катастрофы наружные замки со всех вагонов были сняты.

Катастрофа в Медоне была далеко не первой трагедией на железных дорогах, но в самом крупном предыдущем инциденте, случившемся в Англии 24 декабря 1841 года, погибло только девять человек. Между тем, железнодорожное дело продолжало бурно развиваться, катастрофы случались все чаще, поэтому неудивительно, что печальный рекорд Медона продержался недолго. Уже в 1856 году он был побит во время так называемого "великого крушения" в США, когда в штате Пенсильвания при столкновении поездов погибли 67 школьников и учителей, возвращавшихся с пикника.

A._Provost_-_Versailles_-_Railroad_Disaster
Медонская катастрофа в изображении французского художника XIX века.

no 23 'Paris' paris & st germain railway 1835
Виновник катастрофы - английский паровоз системы Тэйлора. Такие локомотивы с 1837 года обслуживали железнодорожную линию Париж - Версаль.

Queen Adelaide in NRM
Пассажирский вагон первого класса на три купе, идетничный тем, что использовались во Франции в начале 1840-х годов.
Buy for 40 tokens
Buy promo for minimal price.
Наверняка были вагоны разных классов, дешёвые - в хвосте состава, где и ехала основная масса людей.