я

Тоже победа

47c98cd49b5dfced71910ef8fa29bce6.jpg

Которую, правда, за давностью лет никто не празднует. 10 мая 53 года до нашей эры в северной Месопотамии, у города Карры (ныне - Харран на юге Турции) парфянское войско под руководством полководца Сурена Михрана вдребеги разбило армию Римской республики, которой командовал победитель Спартака консул Марк Лициний Красс. Это было одно из крупнейших поражений Древнего Рима. Под Каррами парфянам удалось остановить его экспансию на восток, по пути Александра Македонского.

Сурен добился успеха несмотря на значительное неравенство сил. У него было 10 тысяч конных лучников и всего тысяча катафрактов - кавалеристов в тяжелых доспехах с мечами и копьями. А у Красса - 28 тысяч легионеров, четыре тысячи конников и столько же бездоспешных легких пехотинцев - велитов. Однако на стороне парфян была умелая тактика и природно-климатический фактор. Накануне сражения римская армия совершила длительный переход по безводной пустыне. Ее солдаты были сильно утомлены, а многие кавалерийские лошади - пали или не годились для боя.

В этих условияях парфяне 9 мая атаковали противника конными лучниками с двух сторон. Не вступая в ближний бой, они засыпали римские когорты ливнем тяжелых стрел с бронебойными наконечниками, которые пробивали бронзовые доспехи легионеров. От стрел, летевших одновременно с разных направлений, не спасали щиты. А в те места, где строй легионеров распадался, наносили удары катафракты, довершая разгром. В первый день сражения было уничтожено несколько пехотных когорт, большинство велитов и вся римская конница, которая не выдержала схватки с катафрактами. В бою погиб сын Красса - командир одного из легионов Публий Лициний.

Ночью Красс решил отступать в Карры, бросив на поле сражения четыре тысячи тяжелораненых, из которых никто не выжил. Но у солдат, едва способных передвигаться от усталости, не было никаких шансов оторваться или отбиться от кавалерии. На следующий день история повторилась. Чередуя обстрелы из луков с ударами катафрактов, парфяне продолжали методично выкашивать римскую армию. В конце концов легионеры взбунтовались и, угрожая оружием, потребовали от Красса, чтобы он поехал в ставку Сурена с просьбой прекратить избиение.

Не видя другого выхода, Красс подчинился и отправился к парфянскому полководцу. Но тот лишь посмеялся над его просьбой, а потом приказал отрубить консулу голову и отправить ее в подарок царю Парфии Ороду, предварительно показав римским солдатам, все еще продолжавшим безнадежное сопротивление. Вскоре остатки римского войска сдались. Историк Плутарх писал, что в плен попало не менее 10 тысяч человек, которых парфяне обратили в рабство. Еще примерно 20 тысяч римлян погибли или умерли от ран. На этом фоне потери армии Сурена были абсолютно ничтожны - всего 38 убитых катафрактов и несколько десятков лучников.

Сурен с успехом применил ту самую тактику конного боя, которая через 12 веков многократно приносила победы татаро-монголам в сражениях с русскими дружинниками и европейскими рыцарями. Однако для самого парфянского полководца его блестящий успех, как говорится, вышел боком. Царь Ород, опасаясь высокой популярности Сурена среди военных и знати, в том же году обвинил его в заговоре и приказал казнить. Но это уже другая история.

National_Meusem_Darafsh_6_(59).JPG
Слева - неплохо сохранившаяся парфянская бронзовая статуя мужчины, которую почему-то считают изображением Сурена, хотя, никаких документальных подтверждений этому нет. В центре - мраморный бюст Марка Лициния Красса, а справа - серебряные монеты царя Орода с его профилем.

350c8d8a7f19b930a7c94d92b60d19f3.jpg
Парфянские катафракты.

Parthian_Shot.jpg
 Парфянские конные лучники.

f9b0de8e41fb4ae7356f89c02e83a119.jpg
Лучники обстреливают римский строй.

0089c429fb58df66e1b8a25b51533f06.jpg
Совместная атака лучников и катафрактов.
promo vikond65 june 23, 16:38 22
Buy for 20 tokens
С авиамоделизмом я распрощался уже давно, поскольку времени на него катастрофически не хватает. Но от этого увлечения осталось немало артефактов, которые мне уже не пригодятся, а места в квартире занимают много. Однако они, наверное, могут заинтересовать нынешних авиамоделистов. Самый сурьезный…
Или тогда было принципиально невозможно отлить из бронзы цилиндры и поршни с необходимой точностью?
Даже сейчас выполнить металлическую отливку с точностью до десятой доли миллиметра весьма непростая задача. С тогдашними технологиями практически не разрешимая.

Сложнейшие статуи отливали, а тут никак? :)
Именно. Любая, даже самая "сложнейшая" статуя не требует подобной точности. Там даже отклонение в несколько миллиметров абсолютно не критично.
Бу-га-га! Десятые доли миллиметра... Джеймс Уатт хвастался, что поршни его паровой машины пригнаны к цилиндрам так точно, что в щель между ними даже монета не пролезает. :))
Даже подобною точность пары цилиндр/поршень не обеспечили бы при отливке. И о качестве поверхностей отливок тоже забывать не стоит: без мехобработки в те времена получить приемлемую шероховатость вряд ли удалось бы.
Естественно, после отливки поверхности деталей обрабатывают. Их и в античности обрабатывали, в чем проблема?
На токарных или ещё каких-нибудь расточных станках?
Металлорежущие станки ЕМНИМС появились куда позже античности, в веке эдак 14-16м, когда начали более или менее массово лить пушки и растачивать их стволы.
Почему на станках? Вручную.
Кстати, вот чертеж древнеримского двухцилиндрового четырехклапанного поршневого насоса.
http://www.romanaqueducts.info/aquasite/foto/forcepumpBolsena.jpg
Как видите, такие машины они вполне могли делать и без металлорежущих станков.
А какая разница? Или сейчас начнутся рассуждения на тему: "маленькие они могли, а вот большие не могли..." :)
Разница очень большая. Внутреннюю цилиндрическую поверхность диаметром в несколько сантиметров, даже в пару десятков сантиметров, ещё можно попытаться довести чуть ли не вручную до приемлемой геометрии, но на бОльших диаметрах без какой-либо станочной обработки это практически нереально: слишком большие трудозатраты.
Понятное дело, что о более крупных размерах речь не идет.
Так в том-то и дело, что при достижимых тогда параметрах пара, цилиндры пришлось бы делать куда большего размера, чем мы обсуждали, эдак под полметра диаметром. Иначе приемлемой мощности не получить. Т.е. некий работающий макет-игрушку паровой машины сделать в античности смогли бы, но пристроить её к какой-нибудь промышленной деятельности вряд ли удалось бы. Ну разве что в шоу-бизнес. )
Почему обязательно полметра? У всех паровозов начала 19 века диаметры цилиндров не более 20 см.
Тут прямая зависимость от параметров пара, точнее, от его давления.

У паровозов 19го века давление в котлах было под десяток атмосфер, потом догнали где-то до 50+ у наиболее совершенных. При этом температура воды в котле даже при 10 атм ок. 230 градусов.
Сделать котёл под такое давление, даже под 10 атм, в античности - ЕМНИМС - практически невозможная задача.
Ой, да ладно! Давление пара в машине Уатта - всего полторы атмосферы, а в первых паровозах - не более трех. Тем не менее, они ездили и вагонетки таскали. Только к концу 19 века давление в паровозных котлах довели до 10 атмосфер.
Ой, да ладно! Давление пара в машине Уатта - всего полторы атмосферы, а в первых паровозах - не более трех.
И у них были цилиндры диаметром порядка 20 см?
Я, например, не представляю как в античности можно было сделать паровой котёл хотя бы на пару атмосфер, клёпку ёмкостей металлических же тогда, по-моему, ещё не использовали? Отдельные части доспехов склёпывали, но не более.