я

Тоже победа

47c98cd49b5dfced71910ef8fa29bce6.jpg

Которую, правда, за давностью лет никто не празднует. 10 мая 53 года до нашей эры в северной Месопотамии, у города Карры (ныне - Харран на юге Турции) парфянское войско под руководством полководца Сурена Михрана вдребеги разбило армию Римской республики, которой командовал победитель Спартака консул Марк Лициний Красс. Это было одно из крупнейших поражений Древнего Рима. Под Каррами парфянам удалось остановить его экспансию на восток, по пути Александра Македонского.

Сурен добился успеха несмотря на значительное неравенство сил. У него было 10 тысяч конных лучников и всего тысяча катафрактов - кавалеристов в тяжелых доспехах с мечами и копьями. А у Красса - 28 тысяч легионеров, четыре тысячи конников и столько же бездоспешных легких пехотинцев - велитов. Однако на стороне парфян была умелая тактика и природно-климатический фактор. Накануне сражения римская армия совершила длительный переход по безводной пустыне. Ее солдаты были сильно утомлены, а многие кавалерийские лошади - пали или не годились для боя.

В этих условияях парфяне 9 мая атаковали противника конными лучниками с двух сторон. Не вступая в ближний бой, они засыпали римские когорты ливнем тяжелых стрел с бронебойными наконечниками, которые пробивали бронзовые доспехи легионеров. От стрел, летевших одновременно с разных направлений, не спасали щиты. А в те места, где строй легионеров распадался, наносили удары катафракты, довершая разгром. В первый день сражения было уничтожено несколько пехотных когорт, большинство велитов и вся римская конница, которая не выдержала схватки с катафрактами. В бою погиб сын Красса - командир одного из легионов Публий Лициний.

Ночью Красс решил отступать в Карры, бросив на поле сражения четыре тысячи тяжелораненых, из которых никто не выжил. Но у солдат, едва способных передвигаться от усталости, не было никаких шансов оторваться или отбиться от кавалерии. На следующий день история повторилась. Чередуя обстрелы из луков с ударами катафрактов, парфяне продолжали методично выкашивать римскую армию. В конце концов легионеры взбунтовались и, угрожая оружием, потребовали от Красса, чтобы он поехал в ставку Сурена с просьбой прекратить избиение.

Не видя другого выхода, Красс подчинился и отправился к парфянскому полководцу. Но тот лишь посмеялся над его просьбой, а потом приказал отрубить консулу голову и отправить ее в подарок царю Парфии Ороду, предварительно показав римским солдатам, все еще продолжавшим безнадежное сопротивление. Вскоре остатки римского войска сдались. Историк Плутарх писал, что в плен попало не менее 10 тысяч человек, которых парфяне обратили в рабство. Еще примерно 20 тысяч римлян погибли или умерли от ран. На этом фоне потери армии Сурена были абсолютно ничтожны - всего 38 убитых катафрактов и несколько десятков лучников.

Сурен с успехом применил ту самую тактику конного боя, которая через 12 веков многократно приносила победы татаро-монголам в сражениях с русскими дружинниками и европейскими рыцарями. Однако для самого парфянского полководца его блестящий успех, как говорится, вышел боком. Царь Ород, опасаясь высокой популярности Сурена среди военных и знати, в том же году обвинил его в заговоре и приказал казнить. Но это уже другая история.

National_Meusem_Darafsh_6_(59).JPG
Слева - неплохо сохранившаяся парфянская бронзовая статуя мужчины, которую почему-то считают изображением Сурена, хотя, никаких документальных подтверждений этому нет. В центре - мраморный бюст Марка Лициния Красса, а справа - серебряные монеты царя Орода с его профилем.

350c8d8a7f19b930a7c94d92b60d19f3.jpg
Парфянские катафракты.

Parthian_Shot.jpg
 Парфянские конные лучники.

f9b0de8e41fb4ae7356f89c02e83a119.jpg
Лучники обстреливают римский строй.

0089c429fb58df66e1b8a25b51533f06.jpg
Совместная атака лучников и катафрактов.
promo neferjournal 19:00, yesterday 13
Buy for 30 tokens
Вашему вниманию представляю фильмы последних лет. Недавно посмотрела. Все разных жанров, но все понравились. Какой-то больше, какой-то меньше. Делюсь впечатлениями. Темные отражения / The Darkest Minds (2018) В ролях: Амандла Стенберг, Мэнди Мур, Брэдли Уитфорд, Харрис Дикинсон, Патрик Гибсон,…
Разница очень большая. Внутреннюю цилиндрическую поверхность диаметром в несколько сантиметров, даже в пару десятков сантиметров, ещё можно попытаться довести чуть ли не вручную до приемлемой геометрии, но на бОльших диаметрах без какой-либо станочной обработки это практически нереально: слишком большие трудозатраты.
Понятное дело, что о более крупных размерах речь не идет.
Так в том-то и дело, что при достижимых тогда параметрах пара, цилиндры пришлось бы делать куда большего размера, чем мы обсуждали, эдак под полметра диаметром. Иначе приемлемой мощности не получить. Т.е. некий работающий макет-игрушку паровой машины сделать в античности смогли бы, но пристроить её к какой-нибудь промышленной деятельности вряд ли удалось бы. Ну разве что в шоу-бизнес. )
Почему обязательно полметра? У всех паровозов начала 19 века диаметры цилиндров не более 20 см.
Тут прямая зависимость от параметров пара, точнее, от его давления.

У паровозов 19го века давление в котлах было под десяток атмосфер, потом догнали где-то до 50+ у наиболее совершенных. При этом температура воды в котле даже при 10 атм ок. 230 градусов.
Сделать котёл под такое давление, даже под 10 атм, в античности - ЕМНИМС - практически невозможная задача.
Ой, да ладно! Давление пара в машине Уатта - всего полторы атмосферы, а в первых паровозах - не более трех. Тем не менее, они ездили и вагонетки таскали. Только к концу 19 века давление в паровозных котлах довели до 10 атмосфер.
Ой, да ладно! Давление пара в машине Уатта - всего полторы атмосферы, а в первых паровозах - не более трех.
И у них были цилиндры диаметром порядка 20 см?
Я, например, не представляю как в античности можно было сделать паровой котёл хотя бы на пару атмосфер, клёпку ёмкостей металлических же тогда, по-моему, ещё не использовали? Отдельные части доспехов склёпывали, но не более.
У стефенсоновской "Ракеты" - 203 мм, у более ранних, ЕМНИП, еще меньше.
Самый древний клепаный котел, найденный археологами, датируется 9 веком до н.э. То есть он сделан за полтора века до основания Рима. Причем это весьма солидная штуковина: высота - 90 см, диаметр - более 50 см. Склепан из семи бронзовых колец толщиной 5-6 мм.
О! Любопытно.
Что ж, для изготовления котла технологии, похоже, имелись. Разве что потребовалось бы обеспечить герметичность швов и ввод/выводов. В общем, по большей части технологические заморочки.
Если б захотели, то сделали бы, я думаю. В плане технологий ничего принципиально невозможного для римлян в этом не было. Да и вообще, есть масса вещей, технологичеки доступных людям на сотни и даже на тысячи лет раньше, чем они были изобратены. Например, порох, оптический телеграф или балансирный планер, вроде дельтаплана.
Например, порох, оптический телеграф или балансирный планер, вроде дельтаплана.
Последние два фактически были реализованы в античности: разного рода системы связи через линию вышек, хоть дымами, хоть солнечными бликами (разве что без разработки алфавитного кода, хотя, может быть, мы об этом просто не знаем) и "планер Дедала" - тоже ведь балансирный.
Может, и порох был изобретён в античности же, и не только в Китае...
Сигнализация дымами не способна передавать текстов. Сигнализация солнечными зайцами (ака гелиограф) в принципе способна, но для этого нужно что-то вроде азбуки Морзе, а до нее в античности не додумались. Кроме того, она не работает ночью и в пасмурную погоду.
"Планер Дедала" никогда не существовал, да и не мог существовать в том виде, в котором он описан в мифе о Дедале и Икаре (крылья из птичьих перьев, скрепленных воском).
"Планер Дедала" никогда не существовал, да и не мог существовать в том виде, в котором он описан в мифе о Дедале и Икаре (крылья из птичьих перьев, скрепленных воском).
Но принцип-то управления там именно балансирный.
Поскольку это отдельные крылья, привязанные к рукам, он там скорее аэродинамический. :)