
18 мая 1915 года вышла на испытания колесно-гусеничная машина "Вездеход", разработанная 23-летним российским изобретателем Александром Пороховщиковым. У нас ее нередко называют первым в мире танком, что, конечно же, слишком оптимистично, поскльку прототип "Вездехода" не имел ни брони, ни вооружения.
Фактически это был экспериментальный стенд для испытаний ходовой части, состоявшей из резино-тканевой моногусеницы и двух опорно-рулевых колес. Но в перспективе предполагалась установка бронекорпуса из оригинальной композитной брони, также разработанной Пороховщиковым и состоявшей из нескольких слоев мягкого котельного железа с прослойками из прессованных водорослей.
Однако до этого дело не дошло. На испытаниях, которые продолжались до поздней осени, "Вездеход" не подтвердил заявленных даных по проходимости. В частности, он застревал в снегу глубиной более фута и не мог преодолевать траншеи шириной более метра. На этом основании военные чиновники закрыли проект, отказав изобретателю в дальнейшем финансировании.
Тем не менее "Вездеход" можно назвать первым в мире полноразмерным действующим прототипом колесно-гусеничной боевой машины. Прототип первого английского танка Little Willie впервые сдвинулся с места только через четыре месяца после "Вездехода" - в сентябре 1915 года.
Примечательно, что на постройку "Вездехода" Пороховщикову удалось выпросить всего 10 тысяч рублей, в то время как авантюрист Николай Лебеденко, как-то добившись аудиенции у Николая Второго, сразу получил на реализацию своего гораздо более абсурдного проекта гигантского "царь-танка" 210 тысяч рублей, а заодно и два 240-сильных двигателя со сбитого немецкого дирижабля. Собственных моторов подобной мощности в России тогда не делали.
Такими способами в царской России решались вопросы военного строительства. Впрочем, в большевистской России дела у Пороховщикова сложились еще хуже. В середине 1920-х годов его арестовали по неизвестному обвинению и посадили в Соловецкий лагерь, где он несколько лет занимался проектированием гидротехнических сооружений Беломорканала.
После освобождения Пороховщиков устроился на работу в НИИ лесного хозяйства. где со временем возглавил проектно-судовую группу. Однако в октябре 1940 года он вновь был арестован, обвинен в антисоветской пропаганде и шпионаже, а 28 июля 1941 года - расстрелян на полигоне "Коммунарка". В 1955 году реабилитирован посмертно со снятием всех обвинений.
На заставке Александр Пороховщиков в кабине "Вездехода". Рядом - куратор проекта со стороны военного ведомства инженер-полковник Козелло.

Реконструкция внешнего вида и конструкции "Вездехода", выполненная С.В. Зыковым и С.В. Ромадиным.

Компьютерная прорисовка более ранней умозрительной реконструкции устройства "Вездехода", впервые появившаейся в майском номере журнала "Танкист" за 1952 год и с тех пор многократно воспроизводившейся с небольшими вариациями в различных советских изданиях.

Для сравнения - "Царь-танк" Лебеденко - настоящий "сон разума". А ведь это безумное угробище тоже было построено и даже испытывалось...
Journal information