я

Полутанкъ



18 мая 1915 года вышла на испытания колесно-гусеничная машина "Вездеход", разработанная 23-летним российским изобретателем Александром Пороховщиковым. У нас ее нередко называют первым в мире танком, что, конечно же, слишком оптимистично, поскльку прототип "Вездехода" не имел ни брони, ни вооружения.

Фактически это был экспериментальный стенд для испытаний ходовой части, состоявшей из резино-тканевой моногусеницы и двух опорно-рулевых колес. Но в перспективе предполагалась установка бронекорпуса из оригинальной композитной брони, также разработанной Пороховщиковым и состоявшей из нескольких слоев мягкого котельного железа с прослойками из прессованных водорослей.

Однако до этого дело не дошло. На испытаниях, которые продолжались до поздней осени, "Вездеход" не подтвердил заявленных даных по проходимости. В частности, он застревал в снегу глубиной более фута и не мог преодолевать траншеи шириной более метра. На этом основании военные чиновники закрыли проект, отказав изобретателю в дальнейшем финансировании.

Тем не менее "Вездеход" можно назвать первым в мире полноразмерным действующим прототипом колесно-гусеничной боевой машины. Прототип первого английского танка Little Willie впервые сдвинулся с места только через четыре месяца после "Вездехода" - в сентябре 1915 года.

Примечательно, что на постройку "Вездехода" Пороховщикову удалось выпросить всего 10 тысяч рублей, в то время как авантюрист Николай Лебеденко, как-то добившись аудиенции у Николая Второго, сразу получил на реализацию своего гораздо более абсурдного проекта гигантского "царь-танка" 210 тысяч рублей, а заодно и два 240-сильных двигателя со сбитого немецкого дирижабля. Собственных моторов подобной мощности в России тогда не делали.

Такими способами в царской России решались вопросы военного строительства. Впрочем, в большевистской России дела у Пороховщикова сложились еще хуже. В середине 1920-х годов его арестовали по неизвестному обвинению и посадили в Соловецкий лагерь, где он несколько лет занимался проектированием гидротехнических сооружений Беломорканала.

После освобождения Пороховщиков устроился на работу в НИИ лесного хозяйства. где со временем возглавил проектно-судовую группу. Однако в октябре 1940 года он вновь был арестован, обвинен в антисоветской пропаганде и шпионаже, а 28 июля 1941 года - расстрелян на полигоне "Коммунарка". В 1955 году реабилитирован посмертно со снятием всех обвинений.

На заставке Александр Пороховщиков в кабине "Вездехода". Рядом - куратор проекта со стороны военного ведомства инженер-полковник Покровский Козелло.


Реконструкция внешнего вида и конструкции "Вездехода", выполненная С.В. Зыковым и С.В. Ромадиным.


Компьютерная прорисовка более ранней умозрительной реконструкции устройства "Вездехода", впервые появившаейся в майском номере журнала "Танкист" за 1952 год и с тех пор многократно воспроизводившейся с небольшими вариациями в различных советских изданиях.


Для сравнения - "Царь-танк" Лебеденко - настоящий "сон разума". А ведь это безумное угробище тоже было построено и даже испытывалось...

     
promo vikond65 may 20, 14:54 26
Buy for 40 tokens
На сайте издательства "Пятый Рим" открыт заказ на мою книжку, которая в начале июня поступила в продажу. Там же можно скачать демку - первые 28 страниц. Приглашаю всех открыть ссылку. https://5rim.ru/product/velikaya-paragayskaya-voyna/
"Тем не менее "Вездеход" можно назвать первым в мире полноразмерным действующим прототипом колесно-гусеничной боевой машины. "

Врутъ.

Frot-Laffly armoured roller поступил на испытания в марте 1915.
Не прообраз танка, а прообраз вездехода. Название точное.

Колесно-гусеничным в этом смысле был пресловутый трактор Holt и, конечно, вездеходы Кегресса, известные Пороховщикову.

Наконец, разработка неудачная, а 10 тыс. рублей - это много.
Проект Лебеденко не имело смысла делать малым. Заказчик, разумеется, несет не меньшую ответственность за облик внедрения. Но вот мотор Лебеденко предусматривал разработать. Одно это стоило больше 10 тыс. рублей.
А большим его делать имело смысл? Кстати, мотор АМБЕС был не менее угробищным чем танк. Не удивительно, что проект закрыли, а Микулин со Стечкиным к подобной схеме больше не возвращались.
А самый правильный замысел такого рода в России - бронировать Holt. Что и сделали.

Царь лично вложился в Кегресса, что могло сыграть.

Наконец, танк Лебеденко стал началом работ Стечкина и Микулина над большим мотором АМБеС с непосредственным впрыском.

Edited at 2018-05-18 04:49 pm (UTC)
Ой, Вы видели тот АМБЕС? Его правильнее было бы назвать "амбец". :)
"Царь-танк" Лебеденко - настоящий "сон разума". А ведь это безумное угробище тоже было построено и даже испытывалось...

Где-то читал, что Лебеденко привёз Николаю II заводную модель своего "танка", она так понравилась "хозяину земли русской", что они вдвоём часа два играли в неё, создавая препятствия, подкладывая разные вещи под ковёр, по которому каталась заводная игрушка.
Повод задуматься над этой картиной паре современных монархистов и царебожников, что регулярно навещают этот журнал.
Царь Николай явно понимал в вездеходах больше многих. Он сам привлек Кегресса.

Вы бы, разумеется, не уделили бы "игрушке" и пары минут своего драгоценного времени.
Похоже,в начале войны органы совсем с катушек слетели.Стреляли всех подряд.Нет, неправильно выразился,стреляли не самых худших,не подряд.
Мое предположение по поводу того, почему Гранд Сикорского появился именно в России: самодержавие. Другие страны не обладали возможностью столь смелых, быстрых и крупных проектов. Ближе всех - кайзер Вильгельм II.

Конечно, гигантизм оправдан редко, но бывает, что размер не может быть меньше некоторого порога. Скажем, при создании жесткого дирижабля или первой попытки создать самолет-"железнодорожный вагон" для перелетов между столицами.

Полет Гагарина - тоже самодержавие.
При чем тут самодержавие? "Гранд" был на 100% профинансирован частным акционерным обществом РБВЗ. Самодержец не дал ни копейки на постройку прототипа и вообще не знал об этом проекте до того как он продемонстрировал свою успешность.
Дед актёра Александра Шалвовича Пороховщикова.
Танкъ-гигантъ недавно поставили в музее в Шолохово на Дмитровке, мимо проезжаю регулярно, когда из Лобни еду. Из него по марсианам только стрелять в "Войне мiровъ"
К сожалению, это ОЧЕНЬ примитивный и неточный макет. Из серии "чем так делать, лучше вообще не делать". :(