я

Охота на комара



Поединок в бухте Икике, в результате которого броненосцу "Уаскар" после долгих мучений все же удалось доканать корвет "Эсмеральда", был лишь одним из этпаов развернувшегося в тот день у перуанского побережья морского сражения. В этом бою участвовали еще два корабля - перуанский батарейный броненосец (в тогдашней терминологии - бронефрегат) "Индепенденсия" и чилийская парусно-паровая шхуна (в испаноязычных странах - голета) "Ковадонга".

"Индепенденсия", построенная в 1865 году в Великобритании по перуанскому заказу, являлась на тот момент мощнейшим боевым кораблем перуанского флота и одним из сильнейших в Латинской Америке. Ее длина без бушприта составляла 65 метров, ширина по мидель-шпангоуту - 13,6, водоизмещение - 3750 тонн, вооружение - 12 70-фунтовых и два 150-фунтовых нарезных орудия Армстронга, одно 250-фунтовое нарезное орудие Блэйкли, одна 150-фунтовая пушка Пэррота, две десантные девятифунтовки и две митральезы Норденфельта на боевых марсах.

Толстые дубовые борта сверху были обшиты броневыми плитами толщиной 4,5 дюйма (114 мм), а снизу - медными листами. Двухцилиндровая паровая машина выдавала мощность 2200 лошадиных сил, позволяя броненосцу держать скорость 12 узлов. В дополнение к столь мощному силовому агрегату корабль нес полноценную трехмачтовую парусную оснастку. Экипаж состоял из 375 офицеров и матросов. Покупка "Индепенденсии" обошлась перуанцам в солидную сумму 169454 фунта стерлингов.

На этом фоне "Ковадонга" выглядела лилипутом. Ее длина составляла всего 33 метра, водоизмещение - 630 тонн, а вооружение состояло из двух 70-фунтовок Армсторнга и двух девятифунтовок. Паровая машина в 160 лошадиных сил обеспечивала скорость лишь в семь узлов. Экипаж состоял из 110 человек, брони не было.

Шхуна вступила в строй в 1859 году и поначалу служила под испанским флагом, но 28 ноября 1865 года, во время так называемой войны Чинча она на свою беду повстречалась с гораздо более крупной и лучше вооруженной "Эсмеральдой". Чилийцы расстреляли "Ковадонгу" и вынудили спустить флаг, а ее капитан Хуан Мануэль Пареха от позора застрелился.

После ремонта "Ковадонга" вошла в состав чилийского флота под прежним названием, а во время Тихоокеанской войны она действовала против бывших союзников Чили - перуанцев совместно со своей захватчицей - "Эсмеральдой". Утром 21 мая 1879 года корвет и шхуна обстреливали перуанские войска на берегах залива Икике, когда с северо-запада появились перуанские броненосцы, отрезая чилийцам путь к отступлению. "Уаскар" прижал "Эсмеральду" к мелководью, ограничив ей свободу маневра, но более мелкой и верткой "Ковадонге" удалось, бросив напарницу, вырваться из западни.

На полном ходу она помчалась на юг, к чилийскому побережью, однако за ней в погоню устремилась "Индепенденсия". Казалось, у шхуны с ее семиузловым ходом не было никаких шансов оторваться от броненосца, развивавшего 12 узлов. Но чилийских моряков спасло умелое маневрирование, отличное знание побережья и более мелкая осадка их корабля, позволявшая ему держаться ближе к берегу.

Не особо надеясь на своих артиллеристов, капитан "Индепендесии" Хуан Гильермо Море Руис дважды пытался таранить противника, но оба раза "Ковадонга" уворачивалась от удара. Наконец, через 20 километров гонки, корабли поравнялись с мысом Понта-Груэса занятым чилийскими войсками. Здесь броненосец в третий раз пошел на таран но это закончилось для него плачевно. "Индепенденсия" с разгона налетела на каменистую прибрежную отмель, над которой только что свободно проскочила "Ковадонга".

Удар был настолько силен, что броненосец пропорол днище о камни и замер, сильно накренившись на правый борт. Из-за крена он полностью утратил боеспособность, поскольку пушки одного борта теперь смотрели в небо а другого - в воду. Воспользовавшись этим, "Ковадонга", развернувшись, подошла почти вплотную и начала методично расстреливать парализованного Голиафа из двух своих 70-фунтовок. Но тут на севере показался "Уаскар". На шхуне сразу смекнули -  его появление означало, что с "Эсмеральдой" покончено.

Капитан "Ковадонги" Карлос Конделл де ла Хаза решил не искушать судьбу дважды и приказал на всех парах идти на юг, к захваченному чилийцами порту Антофагаста, где можно было укрыться. "Уаскар" поначалу пустился вдогонку, но вскоре отстал и развернулся обратно, так как его капитан Мигель Грау Семинарио решил, что более важно попытаться помочь терпящей бедствие "Индепенденсии".

Быстрому прекращению погони способствовало еще и то, что перуанцы, как ни странно, не знали технических характеристик "Ковадонги". А попавший в плен офицер с "Эсмеральды" заявил на допросе, что максимальная скорость шхуны якобы составляла не семь, а целых 11 узлов. Поскольку "Уаскар", как и "Индепенденсия", выжимал только 12, Грау решил, что преследование может слишком затянуться, а "Ковадонга" за это время успеет добраться до Антофагасты.

Обследование прочно сидящего на грунте корабля с пробитым дном показало, что спасти его уже невозможно, тем более - вблизи от вражеского берега. Чилийцы в любой момент могли подвезти пушки и начать обстрел. Посовещавшись, Грау и Море Руис, скрепя сердце, отдали приказ эвакуировать команду "Индепенденсии" на "Уаскар", а затем - взорвать броненосец.

Так закончилось это сражение, начавшееся для перуанцев вполне успешно, но завершившееся полным фиаско. Размен "Индепенденсии" на "Эсмеральду" фактически означал для них тяжелое поражение, лишившее перуанский флот сильнейшей боевой единицы и обеспечившее противнику решающее преимущество. Ведь теперь против двух чилийских броненосцев у перуанцев остался только один. И при встрече с ними он был обречен, что и произошло спустя четыре месяца в сражении у мыса Ангамос.

Но "Ковадонге" перуанцы все-таки отомстили. 13 сентября 1880 года она подорвалась на замаскированной под баржу с фруктами плавучей мине-ловушке и ушла на дно вместе с половиной команды. Однако это уже другая история.


Военно-морской флот, с которым Чилийская республика вступила в Тихоокеанскую войну. На общем фоне выделяются казематные броненосцы "Альмиранте Кохрейн" и "Бланко Энкалада", а между ними возле двух миноносцев проплывает "Ковадонга".


Изъеденная ржавчиной 70-фунтовая пушка "Ковадонги", поднятая со дна в 1979 году.


Слева - модель "Индепенденсии", а справа - схема ее погони за "Ковадонгой". На траектории движения корабля сразу видны две попытки тарана и третья - самая неудачная.
А моих рисунков на сей раз не будет, поскольку мне так и не удалось найти ни чертежей, ни более-менее качественных фотографий чилийской шхуны и перуанского броненосца, по которым можно было бы сделать их прорисовки.
Пользуясь случаем, обращаюсь за помощью к крутым флотознатцам, если они читают мой журнал. Быть может, у кого-то есть графическая информация, благодаря которой я все-таки смогу изобразить эти корабли или хотя бы один из них?
promo vikond65 may 20, 14:54 26
Buy for 40 tokens
На сайте издательства "Пятый Рим" открыт заказ на мою книжку, которая в начале июня поступила в продажу. Там же можно скачать демку - первые 28 страниц. Приглашаю всех открыть ссылку. https://5rim.ru/product/velikaya-paragayskaya-voyna/
Модель корабля сфотографирована так, что, на мой взгляд, профиль нарисовать не составит труда ни одному чертежнику/художнику...
Ну, объясните мне, пожалуйста, как художник художнику, какова у этого корабля высота подводной части борта относительно надводной? И какова общая высота борта относительно длины корабля?