я

Первый "авиалайнер"

9378d86bcef1

Сегодня - большой день в истории авиации, на который выпало сразу несколько знаменательных событий. Начнем по порядку. 12 июня 1909 года французский авиатор Луи Блерио на своем моноплане "Блерио-12" совершил первый в истории полет на летательном аппарате тяжелее воздуха с двумя пассажирами. Причем произошло это еще до знаменитого перелета Блерио через Ла-Манш, принесшего ему всемирную славу.

Одним из тех, кого он взял на борт, был известный бразильский воздухоплаватель, летчик и авиаконструктор Альберто Сантос-Дюмон. Этот полет стал важным шагом в переходе авиации из экспериментальной в практическую сферу. На заставке - взлет "Блерио-12" в его первоначальной конфигурации, когда самолет еще ни имел киля.

К сожалению, Россия на этом этапе серьезно отставала от Западной Европы. Первый одноместный аэроплан русской конструкции впервые взлетел только в конце мая 1910 года, а первый полет с пассажиром состоялся 12 июня следующего года, ровно на два года позже полета Блерио. Его совершил Игорь Сикорский на своем аппарате С-5. В дальнейшем отставание удалось частично наверстать, а кое в чем даже выйти на передовые позиции.

3305077
"Блерио-12" при виде спереди. Самолет имел оригинальную силовую установку с английским мотором ENV мощностью 40 л.с. и цепной передачей от двигателя к винту.

69fde282d430
"Блерио-12" в финальной конфигурации с развитым килем. Интересно, что элероны у этой машины размещались не на крыле, а по бокам фюзеляжа, под пилотским сиденьем, а руль высоты крепился отдельно от стабилизатора.

0116863cea93
Блерио и его пассажиры в кабине "Блерио-12". Слева от пилота - Андре Фурнье, справа, в шляпе, - Сантос-Дюмон. Сидеть в таком "салоне", конечно, было некомфортно, но чего не сделаешь ради рекорда.

00582-1
Карьера первого экземпляра "Блерио-12" завершилась 29 августа того же года. Во время авиагонок на кубок Гордон-Беннета самолет разбился и сгорел, едва не угробив своего создателя. Блерио с трудом выбрался из обломков, когда на нем уже начал тлеть комбинезон.

2682538772_a1f9e1d3b6_b

Тем не менее, Вскоре авиатор построил второй экземпляр машины, внеся в конструкцию некоторые изменения. В частности, мотор (той же марки, но более мощный, в 60 лошадиных сил) теперь стоял по центру, а каркас фюзеляжа был сделан не из дерева, а из металлических трубок. Управление по крену осуществлялось перекосом крыльев (гошированием), как на большинстве ранних аэропланов Блерио.

Самолет приобрел английский летчик Клод Грэм-Уайт, назвавший его "Белым орлом" (см. надпись на киле). Позже его перекупило военное министерство Великобритании и передало для ознакомления и тренировки пилотов в Королевскую воздухоплавательную школу. Таким образом, этот аппарат стал первым британским военным аэропланом. Однако в школе машину сочли недостаточно устойчивой и отказались от дальнейших закупок.
promo vikond65 may 20, 14:54 26
Buy for 40 tokens
На сайте издательства "Пятый Рим" открыт заказ на мою книжку, которая в начале июня поступила в продажу. Там же можно скачать демку - первые 28 страниц. Приглашаю всех открыть ссылку. https://5rim.ru/product/velikaya-paragayskaya-voyna/
Спасибо. Но странно не упомянуть полеты братьев Райт в этом контексте.

"14 мая 1908 года Уилбур и Орвилл чередовались с механиком Чарльзом Фурнасом в качестве первого в мире пассажира самолета".
Во-первых, сегодня не 14 мая, а во-вторых, Райт летал с одним пассажиром.
Я давно заметил, что вам не нужно, чтобы люди имели правильные в общем представления. Очень по-советски.
Мне не нужно, чтобы мне указывали, что мне делать и чего не делать в моем журнале. Я в ваш блог не лезу со своими непрошенными рекомендациями, предлагаю и вам вести себя так же, если хотите и впредь оставлять тут свои комментарии.
Я не указываю, что вам делать, а написал отзыв. Чего и вам желаю. Вы, возможно, перепутали тон.

А в советское время я много такого прочел с умолчаниями. В том числе хорошего. Уже два десятка лет умолченное для многих так и остались неизвестным. Зато выводы делают. Вот Сикорского вы же не забыли пристегнуть, хотя казалось бы.

Я все-таки пожелал бы стремления к целостному взгляду, хотя понимаю, что повествование так загромождается. В этом случае же довольно просто все.

Я всё со старым вопросом. Вы говорили, что Трамп Кима прикончит. Как там Ким? Пострадал уже от Мирового Гегемона?

Всегда уважал людей, которые при неудачах сохраняли настойчивость и продолжали начатое дело.

PS. Интересно, пассажирам в таком полностью открытом "салоне" не холодно было?
Примерно так же, как на мотоцикле. :)
Тогдашние аэропланы высоко не летали.
Надо отдать должное мужеству или бесшабашности Фурнье и Сантос-Дюмона. В случае неудачи шансов выжить у них практически не было.
Да, первые авиаторы были отчаянные парни. Многие из них погибли, а Сантос-Дюмон через полгода попал в аварию, получил тяжелую черепно-мозговую травму и превратился в инвалида.