я

Во имя Господа

DVtzRsuU8AAd_X2.jpg

Помимо размолвки Лютера с римским папой, на сегодняшний день пришлось еще одно важное историко-религиозное событие. Ровно 850 лет назад, 15 июня 1168 года, христианское войско под предводительством датского конунга Вальдемара (кстати, уроженца русских земель и правнука Владимира Мономаха) взяло штурмом крепость Аркона на северном мысу острова Рюген. Этот последний оплот славянского язычества в Центральной Европе принадлежал племени руян, которым правил князь Яромар (Яромир).

Помимо данов, в походе на Рюген участвовали представители многих европейских земель, от Польши до Нормандии и Фландрии. По описанию датского хрониста Саксона Грамматика, войско Вальдемара насчитывало 30 тысяч человек, кроме того на море, омывавшем Аркону с трех сторон, господствовал датский флот. Защитников крепости было примерно 2,5 тысячи. Соотношение сил не оставляло им никаких шансов, несмотря на довольно мощные деревянно-земляные укрепления.

Тем не менее, Вальдемар не сразу пошел на приступ. Взятию крепости предшествовала двухмесячная осада, в течение которой конунг надеялся, что язычники, ослабленные голодом, сдадутся. Но славяне проявили упорство, а когда христианское войско само ощутило нехватку продовольствия, конунгу пришлось посылать солдат на штурм. Несмотря на упорное сопротивление, атакующие преодолели два ряда деревянных стен и за несколько часов захватили город, перебив большинство его защитников, а остальных - взяв в плен.

Их собственные потери, по разным источникам, составляли от одной до 10 тысяч человек, впрочем, последняя цифра выглядит явно завышенной и неправдоподобной. Первым делом крестоносцы по приказу сопровождавшего их епископа Авессалома (Абсалона) разрушили простоявшее много веков главное языческое святилище - храм в честь четырехликого верховного бога Световида (Святовида, Свентовита, Свантевита), а идола этого бога - повалили и сожгли, причем сделать это заставили пленников.

В дальнейшем Яромара, который уцелел в битве, заставили принять "истинную веру" и признать вассальную зависимость от Вальдемара. На положении датского наместника он продолжил править Рюгеном до своей смерти в 1218 году. В 1185 году на развалинах Арконы построили церковь Альтекирхе, стоящую до сих пор. В ее стены, были вмурованы камни из святилища Световида, некоторые из них - с барельефами. Процесс христианизации Европы подходил к своему завершению.

Вверху - свержение идола Световида на помпезной картине датского художника Лауриса Туксена. В центре - конунг Вальдемар и епископ Авессалом.

4f3db2881af2a7e09b92dc542d40b29d.jpg
Праздник Святовида в Арконе, аллегорическая картина чешского художника Альфонса Мухи.

Burgwall_Kap_Arkona.jpg
Примерная реконструкция Арконы по археологическим данным.


Нынешний вид мыса, на котором когда-то стояла крепость.

8a8532b2fa0252f636c3b4630234d481.jpg
Сказочное изображение Арконы и храма Святовида на картине современного российского художника Всеволода Иванова.

Svantevit-Statue.jpg
Слева - один из камней языческого святилища, вделанных в стену Альтекирхе. На нем выбито изображение кого-то из языческих богов или жреца с рогом в руках.
В центре фантазийное вооспроизведение идола Святовида в Арконе, установленное в конце ХХ века.
Справа - археологические находки на месте бывшей Арконской крепости.

s-l1000.jpg
Иллюстрация к запискам Саксона Грамматика, на которой неизвестный художник XVII века изобразил идола Святовида, храмового жреца и посвященного богам священного коня в том виде, как он их себе представлял. Забавно, что Святовид носит саблю и одет по моде позднего средневековья.
Buy for 40 tokens
Buy promo for minimal price.
Как Вы считаете - кому так сильно была нужна христианизация? И почему она проводилась явно нехристианскими методами?
Прежде всего, самим христианом, конечно. Ведь они считали своей священной обязанностью крещение язычников, а заодно - уничтожение тех, кто этому противился.
Сволочи. Не забудем и отомстим поганым христианам за поругание веры наших дедов.
А на картине то доспехи не тянут на 1168 год.....А вообще эта Аркона дыра дырой.....
Доспехи - от балды, но это обычное дело для исторической живописи 19 века.
1. Авесалом - это, надо понимать тот Абсалон, который основатель Копенгагена, верно?
2. Фигура с рогом в руках - не обязательно часть древнего дохристианского изваяния. Аналогичные фигуры встречаются в убранстве ранеготических церквей острово Готланд и Сааремаа. Хотя, конечно, кто его знает...
На Рюгене до Альтекирхе не было христианских церквей. А этот камень не является частью убранства, а вделан в стену фундамента, причем - боком. Так что, всё понятно.
Процесс христианизации Европы подходил к своему завершению.

Литовцы из своих лесов злорадно похихикивали. Хихикать им оставалось еще два века... ;-)
А епископ Авессалом чей был - наш или католический?
Интересно, почему Святовида многоликим изображали.
Принудили к миру очередное пиратское гнездо разбойников.
у многих Бранденбуржцев, Саксонцев, Померанцев, Гольштинцев ипр лица от славянских не отличить.
думается Катерина 2 не совсем немка.
У восточных немцев ещё и фамилии зачастую славянские. Германизированные, но славянские. Тот же фон Летов, например.
*Процесс христианизации Европы подходил к своему завершению.*
А в нынешних реалиях крепко подозреваю, что подходит к концу процесс наличия христианства в Европе.
Не думаю. Человеку свойственно бояться смерти, а религия с ее верой в загробную жизнь позволяет отчасти купировать этот страх. Поэтому никуда она не денется.