я

Христос побеждает

Bombardeo en Plaza de Mayo 1955

В последние дни у меня что-то зачастила историко-религиозная тематика, а раз так, то грех не вспомнить, что 63 года назад в Аргентине произошло событие, объединившее в себе два, казалось бы, никак не связанных понятия - религию и авиацию.

В этот день, 16 июня 1955 года состоялось боевое крещение аргентинских ВВС, правда, получилось оно весьма своеобразным. Бравые аргентинские пилоты дважды отбомбились по президентскому дворцу и центральной площади собственной столицы. Произошло это в ходе военно-клерикального путча против президента Хуана Перона, который имел неосторожность вступить в конфликт с могущественной в те времена католической церковью. Церковники решили использовать в своих интересах амбиции ряда офицеров авиации и флота, мечтавших о захвате власти.

Восстание вспыхнуло рано утром в столице и на военно-морских базах Эспора и Пунта Индио, а затем перекинулось на авиабазу Эсейса. В Эспоре и Эсейсе мятежники захватили более 30 боевых и учебно-боевых самолетов, нарисовав на них свои эмблемы в виде креста и буквы V. Это означало монограмму католического девиза Cristo Vence - "Христос побеждает".


В соответствии с разработанным планом, самолеты немедленно отправили на бомбардировку президентского дворца, где, согласно имевшейся у путчистов информации, должно было проходить совещание с участием Перона и его ближайших помощников. Таким образом мятежники намеревались разом покончить со всем руководством страны. Однако они не знали, что совещание перенесено в министерство обороны, а во дворце нет никого, кроме охраны и слуг.

Первый налет состоялся в 12.40. В нем приняли участие несколько одномоторных легких штурмовиков АТ-6 "Тексан", пять учебных бомбардировщиуков АТ-11 "Кэнзан" и три патрульно-противолодочных амфибии "Каталина". Четыре бомбы попали во дворец, но большинство упало на лежащую перед ним Майскую площадь и окрестные улицы, убив и ранив десятки случайных прохожих. Через час мятежный батальон морской пехоты попытался штурмовать дворец, но атака была отбита. Вскоре Перон вернулся в свою резиденцию, а на Майской площади по призыву профсоюзов начали собираться его сторонники, чтобы выразить поддержку и встать "живым щитом" между ним и путчистами.

В 15.00 "христолюбивое воинство" нанесло повторный удар. Летчиков не остановило даже то, что на площади перед дворцом уже стояла огромная толпа. Несколько 50-килограммовых бомб упало в гущу народа, убив 163 человека и ранив более 400. Зенитные пулеметы, установленные на крыше дворца, открыли ответный огонь и сбили одного из нападавших. На обратном пути самолеты путчистов были атакованы четырьмя истребителями "Метеор" с оставшейся верной президенту авиабазы Морон. Теньенте Эрнесто Хорхе Адрадес сбил еще один "Тексан", одержав первую воздушную победу аргентинских ВВС.

По возвращении пилоты "Метеоров" обнаружили, что авиабаза захвачена, а некоторые летчики перешли на сторону путчистов. И менее чем через час те же самые "Метеоры" с наспех намалеванными "Кристо венсе" отправились в третью атаку на Буэнос-Айрес. Они обстреляли из 20-миллиметровых пушек дворец и людей, вновь собравшихся на площади, увеличив количество жертв еще на несколько десятков.

Однако путч был уже обречен. В столицу вошли президентские войска и блокировали штаб заговорщиков, расположенный в здании адмиралтейства. После предъявленного ультиматума один из трех главарей заговора вице-адмирал Гаргулио застрелился, а остальные сдались. Одновременно началось наступление на мятежные военные базы, которые вскоре тоже сложили оружие и вывесили белые флаги.

Поддержавшие мятеж летчики, поняв, что дело не выгорело, бежали на своих самолетах в соседний Уругвай и попросили политического убежища.
Подсчет убитых и раненых показал, что в результате "славного" боевого дебюта аргентинских ВВС погибло пятеро военных и 364 мирных жителя, а свыше 800 человек получили ранения.

На заставке - аргентинскачя карикатура на местного епископа и его "архангелов".
91
"Метеоры" аргентинских ВВС. На нижней машине нанесены эмблемы путчистов.




Амфибия "Каталина" и легкий штурмовик "Тексан" аргентинской военно-морской авиации.

02__Beech_AT11-839-800-600-100

045_001
Аргентинский учебный бомбардировщик Бичкрафт АТ-11 "Кэнзан".

vcdr
Один из "Метеоров", захваченных путчистами на авиабазе Морон.

Escanear0012
Страница из следственного дела о мятеже с фотографией неразорвавшейся бомбы.

Escanear0008
Военные на Майской площади в воронке от бомбы.

Plaza de Mayo 1955
Сторонники Перона и солдаты охраны президентского дворца на Майской площади за несколько минут до бомбардировки.

Crsito Vence
Дуглас С-47, на котором мятежники после провала своего выступления бежали из страны.

Далее - фотоснимки последствий авиаударов и их жертв.

bomb-3

4

Escanear0025

Escanear0027

Escanear0033

Plaza-Mayo-bombardeo-1955

bomb-6

Buenos_Aires-Plaza_de_Mayo-Overview
Майская площадь в наши дни и памятник погибшим при бомбардировках Буэнос-Айреса 16 июня 1955 года.
promo vikond65 июнь 23, 16:38 21
Buy for 20 tokens
С авиамоделизмом я распрощался уже давно, поскольку времени на него катастрофически не хватает. Но от этого увлечения осталось немало артефактов, которые мне уже не пригодятся, а места в квартире занимают много. Однако они, наверное, могут заинтересовать нынешних авиамоделистов. Самый сурьезный…
Аргентинский флот спасли лейбористы. Если бы они не порезали на иголки катапультные авианосцы, то для аргентинцев все закончилось печальнее, хоть с 5 ракетами хоть с 30.
>Аргентинский флот спасли лейбористы.

Именно так. "Игл" с двумя эскадрильями британских Фантомов вырезал бы всю аргентинскую авиацию нафиг...

Но лейбористы спасли и британский флот - "Гермес" то за три года до войны чуть не продали в Аргентину :-))))
Даже не столько с Фантомами а 4-8 самолетами ДРЛО.

Гермес бы аргентинцами не сильно помог, все равно не было обученных пилотов чтобы летать даже с "25 мая".
>Даже не столько с Фантомами а 4-8 самолетами ДРЛО.

А вот с авианосными самолетами ДРЛО у англичан была жопа. Ганнеты отлетали ресурс в конце 1960х, новых нет.

Так что альтернативы базовым "Нимродам" с РЛС летавших с Вознесения (для чего целовали в жопу Пиночета) не было.

>Гермес бы аргентинцами не сильно помог, все равно не было обученных пилотов чтобы летать даже с "25 мая"

у Англичан автоматом вдвое меньше истребителей :-)
Согласно официальной истории Ганнеты АЕВ служили до 1978 года. Остатки самолетов даже отлетали в испытательной и гражданской авиации, а выдранную электронику переставили на Шеклтоны. Вот они какие британцы бережливые! А если бы авианосцы сохранили так скорее бы пошел в серию вариант АЕВ 7 с радаром от Хокая.

Заменили бы сухопутными Харриерами как в реале или отказались от Буканьеров.
>Согласно официальной истории Ганнеты АЕВ служили до 1978 года.

Именно - с постоянно продлеваемым ресурсом оборудования и планера. И да на суше в основном - ибо старта и посадки с финишером уже очковали да... Перегузка не та.
Так что в 1982м надежды на их старты с палуб мало да.

> А если бы авианосцы сохранили так скорее бы пошел в серию вариант АЕВ 7 с радаром от Хокая.

Невозможно. Куда операторов пихать то? :-)

В общем плохо у англичан было с морской палубной с конца 1960х ДРЛО именено потому что "вот вот спишут последние нормальные авианосцы, вот вот..."



А электроника отличная да... Вот только куда ее ставить