я

Торпедера "Колоколо"



Еще один симпатичный кораблик Великой Тихоокеанской войны, на этот раз совсем маленький - чилийский минный катер (по-испански - torpedera) "Колоколо". Назван в честь полулегендарного вождя индейцев-мапуче, жившего в XV веке и объединившего разрозненные племена в единое квази-государство. А его в свою очередь назвали в честь пампасского дикого кота (Leopardus colocolo), этакого мини-леопарда.

"Колоколо" был построен в 1879 году по чилийскому заказу на лондонской судоверфи "Ярроу" и в следующем году - доставлен на борту транспортного парохода в порт Вальпараисо - главную базу чилийского ВМФ. Катер имел длину 14,6 м, экипаж - 25 матросов и 2 офицера. Паровая машина мощностью 60 л.с позволяла ему развивать скорость в 12,5 узлов.

Странно, что во всех интернет-источниках, как англоязычных, так и испаноязычных, указано, что водоизмещение "Колоколо" всего-навсего 5 тонн. По-моему, это явная ошибка, так как у всех минных и торпедных катеров аналогичного размера водоизмещение в несколько раз больше - порядка 20 тонн. Скорее всего, в данном случае водоизмещение перепутано с полезной нагрузкой (экипаж, уголь, вода, боекомплект и т.д.).

Единственным штатным вооружением "Колоколо" являлась шестовая мина с контактным взрывателем и 10-килограммовым подрывным зарядом, которого должно было хватить, чтобы пробить небронированный борт атакованного корабля. Всего на катере имелись три такие мины. Однако это оружие "Колоколо" применить не пришлось.

Он участвовал в морской блокаде перуанского порта Кальяо, но там для него не нашлось достойных целей. В начале осени 1883 года катер по железной дороге доставили в порт Пуно на высокогорном озере Титикака, по которому проходила граница между Боливией и оккупированной чилийцами перуанскаой территорией. Через это озеро с территории Боливии на весельных и парусных лодках шло снабжение перуанских партизан.

"Колоколо" под командованием лейтенанта Анхеля Кустодио Линч Ирвинга (интересное сочетание испанского с английским) и еще несколько вооруженных паровых катеров начали патрулирование акватории, чтобы пресечь эти поставки. Перед началом операции "торпедеру" перевооружили. С нее сняли шестовые мины, а вместо них установили две 37-миллиметровые пятиствольные митральезы Гочкисса. Состав экипажа остался прежним. К сожалению, ни одного изображения катера после этой переделки я не нашел.

Патрулирование Титикаки продолжалось недолго, так как уже 20 октября того же года между Чили и Перу был подписан мирный договор. "Колоколо" вернули на Тихий океан и окончательно разоружили. Недолгое время он использовался как гидрографическое судно, а в 1885 году был отправлен на слом.
Buy for 40 tokens
Buy promo for minimal price.

Фамилия получилась забавная потому-что у него и отец и мать по отцовским линиям британского происхождения....и у него брата и сына звали Estanislao, а жену Gricelda, тоже сочетание забавное.

Edited at 2018-06-17 03:42 am (UTC)

Не знаю, насколько точна гравюра, но на ней Норденфельд дюймовый....
Оба рисунка - неточные. Правый - чуть правильнее, на нем, по крайней мере, у катера две трубы, хотя, они похожи на спички. :)
Думаю, что "стрелялки" на обеих картинках нарисованы от балды.
Обе рисунка неверные, совершенно верно, но слава богу альбом продукции Ярроу сохранился...
Про смесь испанского с английским: просто Бернардо О'Хиггинс. Тоже интересное сочетание имени и фамилии.
Про кораблик. Это был единственный минный катер чилийского флота, или таких кораблей было несколько?
В Чили было 11 разнотипных минных катеров, но с их идентификацией сами чилийцы путаются. Нередко на их картинках под одним названием изображены совершенно разные катера, абсолютно непохожие друг на друга. Не знаю, как с этим разобраться.
С этим можно разобаться если уметь читать по-испански и знать номера...
Понятное дело, откуда у чилийцев умение читать по-испански и знание номеров своих кораблей?
Насчет водоизмещения с Вами не соглашусь. 5 тонн для 14-метровой миноноски - более-менее правдоподобная цифра. Правда, скорее всего, это чистый вес, без запасов и экипажа. А вот 20-30 тонн - величина запредельная (для примера: столько весили 75-футовые миноноски Ярроу, в 1,5 раза более длинные). Да и не подняли бы чилийцы такой пароход на Титикаку.
Ну, не знаю... Вот тут
http://www.kchf.ru/ship/katera/minkater_shutka2.htm
и тут:
http://www.retroflot.com/sh/parovoj_kater_shutka.html
написано, что русский минный катер "Шутка" имел длину всего 12,2 м, но при этом водоизмещение 21 тонну!
А здесь написано, что у "Шутки" длина 18 метров.
http://cmboat.ru/rusmin/rusmin4/
В общем, черт ногу сломит. :)
Бывали монстрики и поболе: например, минные катера "Мотала", "Бавария", "Фардинг" якобы имели водоизмещение по 43 т при длине менее 14 м (правда, у них осадка под 2 метра была), но это скорее исключение из правил.
В общем, у Вас есть полное право не соглашаться. Тем более, что документов, на которые мы могли бы опираться в споре, все равно нет. Мое мнение: 5 тонн более вероятно, чем 20, но это лишь мнение.
Не буду спорить, но, по-моему, 5 тонн для катера длиной около 15 метров с экипажем 27 человек - явно маловато. Там один экипаж должен около 2 тонн весить. Даже если среди них толстяков не было. :)
27 человек - тоже какая-то запредельная цифра (скорее уж просто 7). Но в латиноамериканских прибрежных баталиях такое встречалось. Видимо, 20 человек просто из ружей палили, ибо больше на борту им делать просто нечего.
Мне самому непонятно, чего они там делали и как помещались, но состав экипажа - 25 матросов и 2 офицера указан во всех испаноязычных источниках, которые мне удалось найти, в том числе - на сайте чилийского ВМФ.
Впрочем, я не исключаю, что эта ошибка, которую все просто тупо переписывают друг у друга. В интернете такое - не редкость.
Хе хе! Вишенкой на торте - ни "Колоколо" ни однотипный "Тукапель" не несли никогда номера и и были гораздо меньше...
Какие есть ваши доказательства?
И если они не несли номеров, то у кого на трубах были номера "3" и "6"?
А я это доказательство выложу к выходу вашей следующей книжки :). Как я уже говорил - ваше просвещение больше не входит в круг моих интересов, ибо бесполезно
Обосрались вы, а я Грише продажи буду подымать :)