я

Пламенела редиска

rodchenko003.jpg

Ровно 85 лет тому назад, 20 июня 1933 года начальник ГУЛАГа ОГПУ Берман лично доложил товарищу Сталину об окончании строительства 227-километрового Беломорско-Балтийского канала имени товарища Сталина. Канал, как известно, построили в фантастически короткие сроки - всего за 20 месяцев. За это время было выкопано и переброшено более 21 миллиона кубометров грунта и построено свыше 100 гидротехнических сооружений: 19 шлюзов, 15 плотин, 49 дамб и т.д., а также проложено 37 километров железнодорожных путей.

Все это - в сложных природно-климатических условиях и почти исключительно - вручную, по средневековым технологиям. На стройке не было ни одного экскаватора, бульдозера, грейдера, не было даже грузовиков. Лишь в отдельных местах применялись отбойные молотки и динамит для дробления скал, но, судя по фотографиям, в основном их долбили кувалдами.

Ценой за это выдающееся достижение социалистического хозяйства, согласно официальной статистике ГУЛАГа, стали 12308 умерших строителей-заключенных, которых в советской печати называли "каналоармейцами": 1438 - в ноябре-декабре 1931 года, 2010 - в 1932 году и 8870 - за неполных 6 месяцев 1933 года. Резкий рост смертности был вызван авральной "штурмовщиной" на заключительном этапе работ и одновременным сокращением рациона питания ниже физиологической нормы.

Разумеется, в СССР эти цифры были строго засекречены. Зато публиковались совсем другие вещи, например, репортаж писателя Александра Авдеенко, которого ленинградская писательская организация командировала на слет каналоармейцев-ударников, организованный управлением Белбалтлага ОГПУ. Вот замечательная цитата из этого отчета, описывающая, как кормили участников и гостей слета:

«Я ошалел от увиденного достатка. На больших блюдах под прозрачной толщиной заливного лежали осетровые рыбины. На узких тарелках купались в жире кусочки теши, семги, балыка. Большое количество тарелок было завалено кольцами колбасы, ветчиной, сыром. Пламенела свежая редиска...»

Действительно, есть от чего ошалеть. При этом товарищ Авдеенко не указал (да и вряд ли ему сообщили), что дневной рацион каналоармейца, согласно нормативу 1933 года, состоял из 800 граммов хлеба, 50 граммов крупы, 10 граммов растительного масла и 20 граммов сахара. Мясо, рыба, овощи, молочные продукты и животные жиры в него не входили вообще. Причем эта норма выдавалась лишь тем, кто выполняли дневную выработку на 100%. При 80% выработки выдавалось 600 граммов хлеба, при 60% - 500 граммов, при менее чем 60% - так называемый "штрафной паек" - 300 граммов, означавший голодную смерть.

Тем не менее, канал был построен в срок, в очередной раз подтвердив ошибочность расхожего утверждения о неэффективности рабского принудительного труда. На заставке - разворот журнала "СССР на стройке", посвященный этому радостному событию, а далее - подборка фотографий.

BBK-1024x701.jpg
Зэки - "фалангисты" и их прораб. Бригады заключенных Белбалтлага кто-то, очевидно, начитавшийся Шарля Фурье, придумал называть фалангами. После начала гражданской войны в Испании это слово в СССР приобрело негативную окраску и более не использовалось.


Типовой метод дробления гранита каналоармейцами при помощи зубила и кувалды.

NYnKvS0__eR6FX1NdA.jpg
Скальные работы при строительстве шлюза №5, июнь 1932 г.

0_a2067_c87620da_XXXL.jpg
Оттаскивание валунов.

HpeLlmWQ5u5F3m3DG1NJQ.jpg
Снятие грунта и уборка валунов перед началом строительства шлюза №7, июль 1932 г.

Canal_Mer_Blanche.jpg
Вывоз грунта летом.

0_a206a_76fbccf4_XXXL.jpg
И зимой.

014.jpg
Механизация - деревянный свайный копер со ступальным колесом, изобретенный еще в античности.

3.jpg
Конная "железная дорога" с деревянными рельсами и колесами, сооруженная по проекту заключенных Совковича и Педана. На стройке Беломорканала вообще почти всё было из дерева.

D5XxDGjUZ2oTHTsn3xA.jpg
Еще один образец деревянной грузовой конки.


Очень красноречивая фотография, демонстрирующая, что на самых тяжелых работах наряду с мужчинами трудились женщины, ведь советская власть гарантировала им равноправие.

019.jpg
Строительство шлюза. Абсолютно всё деревянное.

0_a206b_fec490a3_XXXL.jpg
Подготовка к обшивке досками донной поверхности шлюза.

0_a2072_a2ec7718_XXXL.jpg
Митинг под лозунгом "Даешь воду!"

4b7d711e6d264eb561eff18cc2197530.jpg
Суровый танец лагерной агитбригады.

eOYkj0QlZc7405qW7sLCQA.jpg
Под музыку работа спорится.


Начальник ГУЛАГа ОГПУ Лазарь Коган (расстрелян в 1939 году) во время инспекционной поездки по Белбалтлагу. Июнь 1932 г.

57s1-127-B192-95-V4208778.jpg
Открытка с портретами руководителей строительства Беломорканала.


Даже обелиск, установленный в честь окончания строительства с надписями "Да здравствует вождь народов тов. Сталин" и "В СССР труд есть дело чести, доблести и геройства" был деревянным, а потому простоял он недолго.
Buy for 40 tokens
Buy promo for minimal price.
собственно зек = ЗК = заключенный каналоармеец. Скрепа!
На фотографиях страдающих рахитом чего-то не наблюдается.
А почему техники-то не было? Недостаточно производилось её в "стране развитого социализЬма"?
да собственно совсем не производилось практически:

и уже первый серийный НАЗ-АА сошёл с конвейера Нижегородского автозавода (НАЗ) 29 января 1932 года.

это только полуторка - самое примитивное что может понадобиться на такой стройке. более сложная техника была разве что в мечтах
5% умерших от общего числа привлеченных к строительству - меньше среднего по тем временам. Тогда как при строительстве французами Суэцкого канала погибло примерно 100-120 тысяч человек, в основном - принудительно согнанных египтян. Панамский канал обошёлся американцам в 28000 жизней.
В 1933 году - 10,5%. А если учесть, что это за неполных полгода, то в годовом исчислении - более 22%.

/////////Тогда как при строительстве французами Суэцкого канала погибло примерно 100-120 тысяч человек,

Эту цифру впервые назвал Насер в 1956 году в своей публичной речи по поводу национализации канала, чтобы показать, насколько французы провинились перед египтянами и какую высокую цену заплатил Египет за его строительство. В общем, это чистая пропаганда, которая не подтверждается никакими документальными данными. Из той же серии - "Сталин убил 100 миллионов".
Молодцы!Нужное дело для страны сделали,а то"по заказу правительства было разработано четыре проекта строительства, которые просуществовали на бумаге до 20-х годов XX века: первый — проект Ф. П. Деволана 1800 года, второй — проект графа А. Х. Бенкендорфа 1835 года, третий — флигель-адъютанта Лошкарёва 1857 года. В 1900 году профессор В. Е. Тимонов за собственный проект строительства канала был награждён золотой медалью Парижской всемирной выставки. Однако все варианты строительства были отклонены царским правительством из-за их высокой стоимости. "-Романовым только дворцы были нужны,да яица Фаберже.
>Молодцы!Нужное дело для страны сделали,

В августе 1941 на Север перебросили новые подлодки каналом как раз.
Но в итоге выяснилось, что все это антисоветский заговор, этот ваш Беломорканал. И начальника ГУЛАГа Бермана в 39м году расстреляли. И брата его тоже расстреляли. У брата была жена, НКВДшница, у нее был брат, тоже НКВДшник, по фамилии Бак, так и их расстреляли, и все за 39й год. В общем, все умерли.
Прикольные были времена
Не, не все умерли.
Запоминайте: "полстраны сидела, полстарны охраняло" - вот так положено говорить людям с промытыми пропагандой мозгами.
Вот тут вижу. А Вы не видите? :)
http://www.morflot.ru/files/news/261020103.jpg

А здесь Вы какие стены видите?
https://img-fotki.yandex.ru/get/5627/97833783.249/0_a2086_3bfb0ba6_XXXL.jpg

А тут?
https://img-fotki.yandex.ru/get/6439/97833783.249/0_a2084_86c7d734_XXXL.jpg

Изначально все шлюзы Белбалта были деревянными, у них бетонировали только створы ворот. И лишь после войны деревянную облицовку стен постепенно заменили на бетонную. Последний шлюз забетонировали, ЕМНИП, в 2010 или в 2011 году.
Плохо то, что всё делали "давай-давай". И канал получился не ахти какой, и врагов много выжило.
И дураков, судя по тебе, много выжило:) Если б кретинов проредили так же как интеллигентов, сейчас бы тебя не было, это очевидно:)
Интересный материал, когда-то в студенчестве, в году так 1975-ом читал книжку про канал, потом изъятую из библиотек - там есть фотографии и покруче!

В каком году случился слёт, на котором "пламенела редиска"?