Авиамастер (vikond65) wrote,
Авиамастер
vikond65

Category:

Пламенела редиска

rodchenko003.jpg

Ровно 85 лет тому назад, 20 июня 1933 года начальник ГУЛАГа ОГПУ Берман лично доложил товарищу Сталину об окончании строительства 227-километрового Беломорско-Балтийского канала имени товарища Сталина. Канал, как известно, построили в фантастически короткие сроки - всего за 20 месяцев. За это время было выкопано и переброшено более 21 миллиона кубометров грунта и построено свыше 100 гидротехнических сооружений: 19 шлюзов, 15 плотин, 49 дамб и т.д., а также проложено 37 километров железнодорожных путей.

Все это - в сложных природно-климатических условиях и почти исключительно - вручную, по средневековым технологиям. На стройке не было ни одного экскаватора, бульдозера, грейдера, не было даже грузовиков. Лишь в отдельных местах применялись отбойные молотки и динамит для дробления скал, но, судя по фотографиям, в основном их долбили кувалдами.

Ценой за это выдающееся достижение социалистического хозяйства, согласно официальной статистике ГУЛАГа, стали 12308 умерших строителей-заключенных, которых в советской печати называли "каналоармейцами": 1438 - в ноябре-декабре 1931 года, 2010 - в 1932 году и 8870 - за неполных 6 месяцев 1933 года. Резкий рост смертности был вызван авральной "штурмовщиной" на заключительном этапе работ и одновременным сокращением рациона питания ниже физиологической нормы.

Разумеется, в СССР эти цифры были строго засекречены. Зато публиковались совсем другие вещи, например, репортаж писателя Александра Авдеенко, которого ленинградская писательская организация командировала на слет каналоармейцев-ударников, организованный управлением Белбалтлага ОГПУ. Вот замечательная цитата из этого отчета, описывающая, как кормили участников и гостей слета:

«Я ошалел от увиденного достатка. На больших блюдах под прозрачной толщиной заливного лежали осетровые рыбины. На узких тарелках купались в жире кусочки теши, семги, балыка. Большое количество тарелок было завалено кольцами колбасы, ветчиной, сыром. Пламенела свежая редиска...»

Действительно, есть от чего ошалеть. При этом товарищ Авдеенко не указал (да и вряд ли ему сообщили), что дневной рацион каналоармейца, согласно нормативу 1933 года, состоял из 800 граммов хлеба, 50 граммов крупы, 10 граммов растительного масла и 20 граммов сахара. Мясо, рыба, овощи, молочные продукты и животные жиры в него не входили вообще. Причем эта норма выдавалась лишь тем, кто выполняли дневную выработку на 100%. При 80% выработки выдавалось 600 граммов хлеба, при 60% - 500 граммов, при менее чем 60% - так называемый "штрафной паек" - 300 граммов, означавший голодную смерть.

Тем не менее, канал был построен в срок, в очередной раз подтвердив ошибочность расхожего утверждения о неэффективности рабского принудительного труда. На заставке - разворот журнала "СССР на стройке", посвященный этому радостному событию, а далее - подборка фотографий.

BBK-1024x701.jpg
Зэки - "фалангисты" и их прораб. Бригады заключенных Белбалтлага кто-то, очевидно, начитавшийся Шарля Фурье, придумал называть фалангами. После начала гражданской войны в Испании это слово в СССР приобрело негативную окраску и более не использовалось.


Типовой метод дробления гранита каналоармейцами при помощи зубила и кувалды.

NYnKvS0__eR6FX1NdA.jpg
Скальные работы при строительстве шлюза №5, июнь 1932 г.

0_a2067_c87620da_XXXL.jpg
Оттаскивание валунов.

HpeLlmWQ5u5F3m3DG1NJQ.jpg
Снятие грунта и уборка валунов перед началом строительства шлюза №7, июль 1932 г.

Canal_Mer_Blanche.jpg
Вывоз грунта летом.

0_a206a_76fbccf4_XXXL.jpg
И зимой.

014.jpg
Механизация - деревянный свайный копер со ступальным колесом, изобретенный еще в античности.

3.jpg
Конная "железная дорога" с деревянными рельсами и колесами, сооруженная по проекту заключенных Совковича и Педана. На стройке Беломорканала вообще почти всё было из дерева.

D5XxDGjUZ2oTHTsn3xA.jpg
Еще один образец деревянной грузовой конки.


Очень красноречивая фотография, демонстрирующая, что на самых тяжелых работах наряду с мужчинами трудились женщины, ведь советская власть гарантировала им равноправие.

019.jpg
Строительство шлюза. Абсолютно всё деревянное.

0_a206b_fec490a3_XXXL.jpg
Подготовка к обшивке досками донной поверхности шлюза.

0_a2072_a2ec7718_XXXL.jpg
Митинг под лозунгом "Даешь воду!"

4b7d711e6d264eb561eff18cc2197530.jpg
Суровый танец лагерной агитбригады.

eOYkj0QlZc7405qW7sLCQA.jpg
Под музыку работа спорится.


Начальник ГУЛАГа ОГПУ Лазарь Коган (расстрелян в 1939 году) во время инспекционной поездки по Белбалтлагу. Июнь 1932 г.

57s1-127-B192-95-V4208778.jpg
Открытка с портретами руководителей строительства Беломорканала.


Даже обелиск, установленный в честь окончания строительства с надписями "Да здравствует вождь народов тов. Сталин" и "В СССР труд есть дело чести, доблести и геройства" был деревянным, а потому простоял он недолго.
Tags: История, СССР, средневековье, экономика
Subscribe
promo vikond65 june 23, 16:38 24
Buy for 20 tokens
С авиамоделизмом я распрощался уже давно, поскольку времени на него катастрофически не хватает. Но от этого увлечения осталось немало артефактов, которые мне уже не пригодятся, а места в квартире занимают много. Однако они, наверное, могут заинтересовать нынешних авиамоделистов. Самый сурьезный…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 480 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →