я

Первая битва холодной войны

the-berlin-airlift-kg.jpg

Ровно 70 лет назад, 26 июня 1948 года, начал действовать так называемый "берлинский воздушный мост" - масштабная операция американо-британской военно-транспортной авиации по снабжению блокированного советскими войсками Западного Берлина. В этот день первый американский транспортный самолет, груженый сухим молоком и картофелем, приземлился на берлинском аэродроме Темпельхоф. Всего за 10,5 месяцев существования "моста" было совершено более 200 тысяч авиарейсов, которыми доставлено около двух с половиной миллионов тонн продовольствия, топлива, медикаментов и стройматериалов.

Вскоре после войны Советский Союз начал тяготиться существованием в глубине подконтрольной ему территории Восточной Германии крупного западного анклава, занимавшего более половины территории Берлина с населением 2,2 миллиона человек и образованного в соответствии с Ялтинскими договоренностями. Но пойти на открытый вооруженный конфликт с бывшими союзниками и выбить из Западного Берлина американо-английские войска сталинское руководство не решилось, помня о наличии у США ядерного оружия.

Весной 1948 года был выбран более "мягкий" вариант - полная наземная блокада. Хотя, это тоже являлось прямым нарушением Ялтинских соглашений, в Кремле решили рискнуть, надеясь, что Запад не будет пытаться пробить наземный коридор в Берлин, то есть - начинать третью мировую войну, а под угрозой голода эвакуирует свои контингенты и таким образом без единого выстрела сдаст город товарищу Сталину.

24 июня "по техническим причинам" было блокировано автомобильное и железнодорожное сообщение Западного Берлина с Западной Германией, одновременно в западную часть города прекратилась подача электроэнергии. Протесты бывших союзников советское руководство проигнорировало. Однако оно недооценило решимость Вашингтона и Лондона сохранить в своих руках столь важный плацдарм, а также - колоссальные транспортные возможности англо-американских ВВС.

Союзники, опираясь на находившиеся под их контролем берлинские аэропорты Гатов и Темпельхов, а также - на построенный всего за 90 дней новый аэродром Тегель, сумели быстро наладить бесперебойное города всем необходимым, вплоть до шоколадных конфет и детских игрушек. "Воздушный мост" работал как часы, транспортные самолеты приземлялись каждые три-четыре минуты, быстро разгружались и отправлялись за новой порцией грузов. Рекорд был поставлен 15 апреля 1949 года, когда в Берлине совершили посадку 1398 самолетов, доставивших 13 тысяч тонн полезной нагрузки.

Советская истребительная авиация и зенитная артиллерия не препятствовали этим полетам, однако, отмечались постоянные попытки глушения приводных радиомаяков и ослепления летчиков во время ночных полетов зенитными прожекторами. Тем не менее, боевых потерь не было. Однако за время действия "моста" 17 американских и 8 английских транспортников потерпели катастрофы по техническим и погодным причинам. При этом погибли 32 американских и 40 английских летчиков, а также - 13 пассажиров, ставших первыми жертвами холодной войны.

Между тем, к весне 1949 года в Кремле начали осознавать, что блокада Западного Берлина не приносит желаемых результатов. Напротив, она наносила Советскому Союзу серьезный репутационный урон. Страна, победившая фашизм, а всего через три года попытавшаяся выморить голодом население крупного города, выглядела, мягко говоря, не очень привлекательно в глазах международного сообщества.

Это способствовало падению авторитета СССР и его идеологии среди европейцев, особенно - среди немцев, которые стали забывать о разрушительных бомбардировках англо-американской авиацией германских городов и начали воспринимать англичан и американцев как своих спасителей. Тем более, что такие настроения активно подогревались американской пропагандой.

12 мая 1949 года СССР без каких-либо условий снял блокаду Западного Берлина. Наземное сообщение с городом было восстановлено. Это означало фактическое признание проигрыша первого, но далеко не последнего сражения холодной войны, в которой СССР из-за фатальной нежизнеспособности коммунистической доктрины был рано или поздно обречен на поражение.

79602-050-AA3D0C14.jpg
Берлинцы среди руин встречают американский транспортный самолет.

C-74_Globemaster_unloading_flour_at_Berlin_Gatow_during_Operation_Vittles.jpg
Берлинские дети и подростки наблюдают за разгрузкой транспортника. Странно, что их пустили на аэродром и разрешили стоять вплотную к грузовой платформе. Впрочем, снимок наверняка постановочный. Обратите внимание, что высокий парень в сером пиджаке, черных трусах и подвернутых носках присутствует и на верхнем фото.

62e1a5e903b3955c217a51c04fa8cdf8.jpg
Еще два пропагандистских снимка: берлинские дети в ожидании подарков от американских летчиков и экипаж транспортного самолета, доставивший в Берлин "юбилейный" миллионный мешок с каменным углем.

map-of-europe.jpg
Схема воздушных маршрутов Берлинского "моста" и американская карикатура тех времен, смысл которой понятен без комментариев.

sr_201836_large.jpg
Редкая любительская фотография английского реактивного истребителя "Вампир" на западноберлинском аэродроме Гатов. К счастью, этим истребителям не пришлось в 1948-49 годах вступать в бой с советскими летчиками.

C-47s_at_Tempelhof_Airport_Berlin_19481.jpg
Конвейерная разгрузка американских С-47 в аэропорту Темпельхоф.

110303-D-LN615-004.jpg
Такая же поточная разгрузка четырехмоторных транспортников С-54 "Скаймастер".

1.jpg
Английские военно-транспортные самолеты Авро "Йорк".

Douglas_C-54E_Skymaster_during_Berlin_Airlift_c1948.jpg
"Скаймастер" на заснеженном берлинском аэродроме зимой 1948-49 годов.

8437676170_7829d39fbe_b.jpg
Заправка топливом перед отправкой в Берлин английских транспортных самолетов Авро "Ланкастрин".

4.jpg
В обслуживании "воздушного моста" были задействованы британские летающие лодки Шорт "Сандерленд", которые садились в акватории озера Ванзее и разгружались на катера и баржи.
Buy for 50 tokens
В молодости казалось что это д​***я. Ну, щас уже и доллары не те, и мы не те. Прикинем расклад семьи с тремя детьми в англее. Тут всё в фунтах, но приведем в баксы. мы говорим о 10к в месяц после налогов. Живые деньги, кэш. жилье – 2000, (включая кансил такс, типа вывоз мусора и стрижка…
Интересный пост, спасибо.
Однако, должен заметить, что веских причин для блокады Западного Берлина бывшими нашими союзниками было создано более, чем достаточно и Ялтинские соглашения к тому времени ими же активно пересматривались де-факто.
Да кто там не занимался их пересмотром-то (разве что кроме побежденных)...
Пожалуй, самая впечатляющая демонстрация возможностей транспортной авиации.
Спасибо.

Непонятно, причем тут "плацдарм". И понятно мне, что на снимках одного дня один и тот же мальчик. Дети вполне могли дожидаться отлета.
Фигасе мальчик под 2 метра ростом. И ничего, что снимки сделаны в совершенно разных местах?
Вся сущность советской власти. Сейчас удивляются почему вся оккуаированная Европа с удовольствием прогнала совок в 80х
Как раз 20 июня 1948 года, на территории западной оккупационной зоны, после тщательной и секретной подготовки и напечатания в США нужного количества банкнот, в исключительно мирных и добрососедских целях была введена в обращение немецкая марка, ну, так совпало, наверное...
Ага, и поэтому наши блокировали поставки продовольствия. Действительно, интересное совпадение.
Первая битва холодной войны
В Гатове сейчас хороший авиамузей. Имел удовольствие посетить.
Re: Первая битва холодной войны
Да, я знаю, сам не был, но фотки видел.
Однако за время действия "моста" 17 американских и 8 английских транспортников потерпели катастрофы по техническим и погодным причинам. При этом погибли 32 американских и 40 английских летчиков, а также - 13 пассажиров, ставших первыми жертвами холодной войны.
А Пахтакор, разбившийся в 1979, был жертвой какой войны?
https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9A%D0%B0%D1%82%D0%B0%D1%81%D1%82%D1%80%D0%BE%D1%84%D0%B0_Boeing_747_%D0%B2_%D0%91%D0%B0%D0%B3%D1%80%D0%B0%D0%BC%D0%B5 - эти ребята на какой войне воевали?
Так можно любую аварию при доставке грузов (включая кокаин Эйр Америки) назвать жертвой войны.
Я не понял, Вы хотите сказать, что полеты американо-английской ВТА в блокированный Берлин не имели отношения к холодной войне? Или что гибель "Пахтакора" имела к ней отношение?
Почему СССР оставил аналогичный свой анклав в Австрии?
А почему странно, что людей пустили к самолёту?..

Я помню, ещё в 90-е годы в Кольцово (аэропорту Екатеринбурга) к прилетевшим самолётам встречать пассажиров пускали не только людей, но и машины! То есть можно было подъехать на машине почти к трапу самолёта, чтобы встретить кого-нибудь. Это сейчас встречающих не пускают никуда.
Вообще-то, это военный самолет, а Темпельхоф в 1948 году - военный аэродром.
Так вот у кого учились укропы! Несмотря на весь пафос "декоммунизации", они запросто перенимают методы борьбы у столь ненавистного для них Сталина. Если что - я о Приднестровье, которое бандерлоги сейчас держат в такой же блокаде, в которой Сталин пытался держать Западный Берлин.

А что касается Сталина - то он здесь дал прекрасное доказательство того, что, если уж затеваешь недружественные действия по отношению к какому-либо государству, то надо идти до конца и быть готовым, в случае чего, на открытую войну. Или же прикинуться ветошью и не отсвечивать. Потому что если решимости воевать нет, то репутационное (и не только репутационное) поражение может оказаться слишком тяжёлым.
Пройдет какие нибудь полтора года и лучший друг сноповязальщиков и физкульутрниц даст западу и же с ними прос....ться в Корее. В Берлине ему не хватило малости - атомной бомбы.
Через полтора года товарищ Мао (с ведома или без ведома Гуталина - без разницы), начнет корейскую авантюру, которую с трудом сведет к ничье, зато полностью вышибет СССР с занятых позиций на Дальнем Востоке.
На днях прочитала статью об этом. В учебниках истории о таком никто не упоминал.

Во время этого моста погибли 39 британских пилотов, 31 американский и 9 гражданских.

Edited at 2018-06-27 07:28 am (UTC)
Есть разные цифры.

Im Zusammenhang mit der Luftbrücke gab es teils in der Luft, teils am Boden Unfälle mit auch tödlichen Personenschäden. Die Angaben hierzu variieren schon deswegen, weil einige Autoren keinen Zugang zu den militärischen Unterlagen aller beteiligten Nationen hatten. Mehrere Autoren berichten übereinstimmend von 31 US-amerikanischen Toten.[1][22][27][28][29] Zumindest für die Unfälle des Flugzeugtyps Douglas DC-4 (C-54 bzw. R5D) gibt es vollständige Listen anhand der einzelnen Fabriknummern. Bei 10 Unfällen der USAF bzw. US Navy kamen vom 13. August 1948 bis zum 12. Juli 1949 insgesamt 15 Besatzungsmitglieder ums Leben.[30][31][32][33][34][35][36]

Außerdem kamen mindestens 40 Briten[27] und dreizehn Deutsche (davon sieben als Passagiere)[1] um. Zwar gab es insgesamt im Rahmen der Luftbrücke allein auf US-amerikanischer Seite etwa 120 Unfälle und bei allen Beteiligten mindestens 101 Tote.[37] Tunner weist aber darauf hin, dass die Zahl der Unfälle weniger als 50 % dessen betrug, was für dieselbe Zahl von Flugstunden damals bei der US Air Force zu erwarten war.[13]