я

Первая битва холодной войны

the-berlin-airlift-kg.jpg

Ровно 70 лет назад, 26 июня 1948 года, начал действовать так называемый "берлинский воздушный мост" - масштабная операция американо-британской военно-транспортной авиации по снабжению блокированного советскими войсками Западного Берлина. В этот день первый американский транспортный самолет, груженый сухим молоком и картофелем, приземлился на берлинском аэродроме Темпельхоф. Всего за 10,5 месяцев существования "моста" было совершено более 200 тысяч авиарейсов, которыми доставлено около двух с половиной миллионов тонн продовольствия, топлива, медикаментов и стройматериалов.

Вскоре после войны Советский Союз начал тяготиться существованием в глубине подконтрольной ему территории Восточной Германии крупного западного анклава, занимавшего более половины территории Берлина с населением 2,2 миллиона человек и образованного в соответствии с Ялтинскими договоренностями. Но пойти на открытый вооруженный конфликт с бывшими союзниками и выбить из Западного Берлина американо-английские войска сталинское руководство не решилось, помня о наличии у США ядерного оружия.

Весной 1948 года был выбран более "мягкий" вариант - полная наземная блокада. Хотя, это тоже являлось прямым нарушением Ялтинских соглашений, в Кремле решили рискнуть, надеясь, что Запад не будет пытаться пробить наземный коридор в Берлин, то есть - начинать третью мировую войну, а под угрозой голода эвакуирует свои контингенты и таким образом без единого выстрела сдаст город товарищу Сталину.

24 июня "по техническим причинам" было блокировано автомобильное и железнодорожное сообщение Западного Берлина с Западной Германией, одновременно в западную часть города прекратилась подача электроэнергии. Протесты бывших союзников советское руководство проигнорировало. Однако оно недооценило решимость Вашингтона и Лондона сохранить в своих руках столь важный плацдарм, а также - колоссальные транспортные возможности англо-американских ВВС.

Союзники, опираясь на находившиеся под их контролем берлинские аэропорты Гатов и Темпельхов, а также - на построенный всего за 90 дней новый аэродром Тегель, сумели быстро наладить бесперебойное города всем необходимым, вплоть до шоколадных конфет и детских игрушек. "Воздушный мост" работал как часы, транспортные самолеты приземлялись каждые три-четыре минуты, быстро разгружались и отправлялись за новой порцией грузов. Рекорд был поставлен 15 апреля 1949 года, когда в Берлине совершили посадку 1398 самолетов, доставивших 13 тысяч тонн полезной нагрузки.

Советская истребительная авиация и зенитная артиллерия не препятствовали этим полетам, однако, отмечались постоянные попытки глушения приводных радиомаяков и ослепления летчиков во время ночных полетов зенитными прожекторами. Тем не менее, боевых потерь не было. Однако за время действия "моста" 17 американских и 8 английских транспортников потерпели катастрофы по техническим и погодным причинам. При этом погибли 32 американских и 40 английских летчиков, а также - 13 пассажиров, ставших первыми жертвами холодной войны.

Между тем, к весне 1949 года в Кремле начали осознавать, что блокада Западного Берлина не приносит желаемых результатов. Напротив, она наносила Советскому Союзу серьезный репутационный урон. Страна, победившая фашизм, а всего через три года попытавшаяся выморить голодом население крупного города, выглядела, мягко говоря, не очень привлекательно в глазах международного сообщества.

Это способствовало падению авторитета СССР и его идеологии среди европейцев, особенно - среди немцев, которые стали забывать о разрушительных бомбардировках англо-американской авиацией германских городов и начали воспринимать англичан и американцев как своих спасителей. Тем более, что такие настроения активно подогревались американской пропагандой.

12 мая 1949 года СССР без каких-либо условий снял блокаду Западного Берлина. Наземное сообщение с городом было восстановлено. Это означало фактическое признание проигрыша первого, но далеко не последнего сражения холодной войны, в которой СССР из-за фатальной нежизнеспособности коммунистической доктрины был рано или поздно обречен на поражение.

79602-050-AA3D0C14.jpg
Берлинцы среди руин встречают американский транспортный самолет.

C-74_Globemaster_unloading_flour_at_Berlin_Gatow_during_Operation_Vittles.jpg
Берлинские дети и подростки наблюдают за разгрузкой транспортника. Странно, что их пустили на аэродром и разрешили стоять вплотную к грузовой платформе. Впрочем, снимок наверняка постановочный. Обратите внимание, что высокий парень в сером пиджаке, черных трусах и подвернутых носках присутствует и на верхнем фото.

62e1a5e903b3955c217a51c04fa8cdf8.jpg
Еще два пропагандистских снимка: берлинские дети в ожидании подарков от американских летчиков и экипаж транспортного самолета, доставивший в Берлин "юбилейный" миллионный мешок с каменным углем.

map-of-europe.jpg
Схема воздушных маршрутов Берлинского "моста" и американская карикатура тех времен, смысл которой понятен без комментариев.

sr_201836_large.jpg
Редкая любительская фотография английского реактивного истребителя "Вампир" на западноберлинском аэродроме Гатов. К счастью, этим истребителям не пришлось в 1948-49 годах вступать в бой с советскими летчиками.

C-47s_at_Tempelhof_Airport_Berlin_19481.jpg
Конвейерная разгрузка американских С-47 в аэропорту Темпельхоф.

110303-D-LN615-004.jpg
Такая же поточная разгрузка четырехмоторных транспортников С-54 "Скаймастер".

1.jpg
Английские военно-транспортные самолеты Авро "Йорк".

Douglas_C-54E_Skymaster_during_Berlin_Airlift_c1948.jpg
"Скаймастер" на заснеженном берлинском аэродроме зимой 1948-49 годов.

8437676170_7829d39fbe_b.jpg
Заправка топливом перед отправкой в Берлин английских транспортных самолетов Авро "Ланкастрин".

4.jpg
В обслуживании "воздушного моста" были задействованы британские летающие лодки Шорт "Сандерленд", которые садились в акватории озера Ванзее и разгружались на катера и баржи.
Buy for 20 tokens
Buy promo for minimal price.
Ага, и поэтому наши блокировали поставки продовольствия. Действительно, интересное совпадение.
Да, до 20 июня и там и там ходили рейхсмарки, а тут вдруг на большей половине Германии они внезапно в одностороннем порядки стали не нужны. И куда им было деваться, и какие последствия от этого для экономики восточной Германии, где они были ещё в ходу? Волей-неволей пришлось отгораживаться, а чуть позже в срочном порядке вводить свою денежную систему.

Edited at 2018-06-26 07:11 pm (UTC)
Что за бред? Какое отношение имела отмена рейхсмарок в Западной Германии к поставкам продуктов питания в Западный Берлин? И с какой стати из-за этой отмены вводить продовольственную блокаду города?
Вы, кажется, пишете лучше, чем читаете. Но, тем не менее, попробуйте найти ответ на свой вопрос самостоятельно.
То есть, самостоятельно объяснить тот бред, который вы где-то вычитали и повторили, вы не можете. И почему я не удивлен?