я

Первая битва холодной войны

the-berlin-airlift-kg.jpg

Ровно 70 лет назад, 26 июня 1948 года, начал действовать так называемый "берлинский воздушный мост" - масштабная операция американо-британской военно-транспортной авиации по снабжению блокированного советскими войсками Западного Берлина. В этот день первый американский транспортный самолет, груженый сухим молоком и картофелем, приземлился на берлинском аэродроме Темпельхоф. Всего за 10,5 месяцев существования "моста" было совершено более 200 тысяч авиарейсов, которыми доставлено около двух с половиной миллионов тонн продовольствия, топлива, медикаментов и стройматериалов.

Вскоре после войны Советский Союз начал тяготиться существованием в глубине подконтрольной ему территории Восточной Германии крупного западного анклава, занимавшего более половины территории Берлина с населением 2,2 миллиона человек и образованного в соответствии с Ялтинскими договоренностями. Но пойти на открытый вооруженный конфликт с бывшими союзниками и выбить из Западного Берлина американо-английские войска сталинское руководство не решилось, помня о наличии у США ядерного оружия.

Весной 1948 года был выбран более "мягкий" вариант - полная наземная блокада. Хотя, это тоже являлось прямым нарушением Ялтинских соглашений, в Кремле решили рискнуть, надеясь, что Запад не будет пытаться пробить наземный коридор в Берлин, то есть - начинать третью мировую войну, а под угрозой голода эвакуирует свои контингенты и таким образом без единого выстрела сдаст город товарищу Сталину.

24 июня "по техническим причинам" было блокировано автомобильное и железнодорожное сообщение Западного Берлина с Западной Германией, одновременно в западную часть города прекратилась подача электроэнергии. Протесты бывших союзников советское руководство проигнорировало. Однако оно недооценило решимость Вашингтона и Лондона сохранить в своих руках столь важный плацдарм, а также - колоссальные транспортные возможности англо-американских ВВС.

Союзники, опираясь на находившиеся под их контролем берлинские аэропорты Гатов и Темпельхов, а также - на построенный всего за 90 дней новый аэродром Тегель, сумели быстро наладить бесперебойное города всем необходимым, вплоть до шоколадных конфет и детских игрушек. "Воздушный мост" работал как часы, транспортные самолеты приземлялись каждые три-четыре минуты, быстро разгружались и отправлялись за новой порцией грузов. Рекорд был поставлен 15 апреля 1949 года, когда в Берлине совершили посадку 1398 самолетов, доставивших 13 тысяч тонн полезной нагрузки.

Советская истребительная авиация и зенитная артиллерия не препятствовали этим полетам, однако, отмечались постоянные попытки глушения приводных радиомаяков и ослепления летчиков во время ночных полетов зенитными прожекторами. Тем не менее, боевых потерь не было. Однако за время действия "моста" 17 американских и 8 английских транспортников потерпели катастрофы по техническим и погодным причинам. При этом погибли 32 американских и 40 английских летчиков, а также - 13 пассажиров, ставших первыми жертвами холодной войны.

Между тем, к весне 1949 года в Кремле начали осознавать, что блокада Западного Берлина не приносит желаемых результатов. Напротив, она наносила Советскому Союзу серьезный репутационный урон. Страна, победившая фашизм, а всего через три года попытавшаяся выморить голодом население крупного города, выглядела, мягко говоря, не очень привлекательно в глазах международного сообщества.

Это способствовало падению авторитета СССР и его идеологии среди европейцев, особенно - среди немцев, которые стали забывать о разрушительных бомбардировках англо-американской авиацией германских городов и начали воспринимать англичан и американцев как своих спасителей. Тем более, что такие настроения активно подогревались американской пропагандой.

12 мая 1949 года СССР без каких-либо условий снял блокаду Западного Берлина. Наземное сообщение с городом было восстановлено. Это означало фактическое признание проигрыша первого, но далеко не последнего сражения холодной войны, в которой СССР из-за фатальной нежизнеспособности коммунистической доктрины был рано или поздно обречен на поражение.

79602-050-AA3D0C14.jpg
Берлинцы среди руин встречают американский транспортный самолет.

C-74_Globemaster_unloading_flour_at_Berlin_Gatow_during_Operation_Vittles.jpg
Берлинские дети и подростки наблюдают за разгрузкой транспортника. Странно, что их пустили на аэродром и разрешили стоять вплотную к грузовой платформе. Впрочем, снимок наверняка постановочный. Обратите внимание, что высокий парень в сером пиджаке, черных трусах и подвернутых носках присутствует и на верхнем фото.

62e1a5e903b3955c217a51c04fa8cdf8.jpg
Еще два пропагандистских снимка: берлинские дети в ожидании подарков от американских летчиков и экипаж транспортного самолета, доставивший в Берлин "юбилейный" миллионный мешок с каменным углем.

map-of-europe.jpg
Схема воздушных маршрутов Берлинского "моста" и американская карикатура тех времен, смысл которой понятен без комментариев.

sr_201836_large.jpg
Редкая любительская фотография английского реактивного истребителя "Вампир" на западноберлинском аэродроме Гатов. К счастью, этим истребителям не пришлось в 1948-49 годах вступать в бой с советскими летчиками.

C-47s_at_Tempelhof_Airport_Berlin_19481.jpg
Конвейерная разгрузка американских С-47 в аэропорту Темпельхоф.

110303-D-LN615-004.jpg
Такая же поточная разгрузка четырехмоторных транспортников С-54 "Скаймастер".

1.jpg
Английские военно-транспортные самолеты Авро "Йорк".

Douglas_C-54E_Skymaster_during_Berlin_Airlift_c1948.jpg
"Скаймастер" на заснеженном берлинском аэродроме зимой 1948-49 годов.

8437676170_7829d39fbe_b.jpg
Заправка топливом перед отправкой в Берлин английских транспортных самолетов Авро "Ланкастрин".

4.jpg
В обслуживании "воздушного моста" были задействованы британские летающие лодки Шорт "Сандерленд", которые садились в акватории озера Ванзее и разгружались на катера и баржи.
promo vikond65 june 23, 16:38 21
Buy for 20 tokens
С авиамоделизмом я распрощался уже давно, поскольку времени на него катастрофически не хватает. Но от этого увлечения осталось немало артефактов, которые мне уже не пригодятся, а места в квартире занимают много. Однако они, наверное, могут заинтересовать нынешних авиамоделистов. Самый сурьезный…
////////////Задарма ни чего не поставляли в КНР,все было оплачено китайцами.

Ой, блин.... А за Ляодунский полуостров м Порт-Артуром и за КВЖД со всей инфраструктурой китайцы сколько заплатили?

ЗЫ. По подсчётам современных учёных из Центра изучения «холодной войны» Лондонского экономического института, только прямая финансовая помощь СССР Китаю, без учёта всех прочих поставок, с 1946 по 1960 год составила 3,4 млрд. долларов в ценах 1960 г. Каждый год на поддержку Китая таким способом уходило около 1% ВВП СССР. С учётом непрямой помощи, сумма, вложенная СССР в КНР в этот период, была в несколько раз больше. СССР также помог Китаю создать современную армию, обучив только у себя более 9000 кадровых офицеров для НОАК и в несколько раз больше – в самом Китае.
Самая широкая помощь оказывалась Китаю по линии образования. Не только советские специалисты ехали в Китай, чтобы учить китайцев там. КНР направляла в СССР тысячи своих студентов, которые здесь получали стипендии из советского (!) бюджета, в несколько раз превышающие зарплаты советских специалистов.
http://russian7.ru/post/pochemu-possorilis-mao-czyedun-i-nikit/
из выступлении Вячеслава Молотова в марте 1950 года: «Самым важным результатом победы союзных стран над германским фашизмом и японским империализмом является торжество национально-освободительного движения в Китае... После Октябрьской революции в нашей стране победа народно-освободительного движения в Китае является самым сильнейшим ударом по всей системе мирового империализма»."за КВЖД со всей инфраструктурой"-заплатили японцы.Во второй половине 1950-х годов советско-китайские отношения в экономической сфере претерпят заметные изменения, из взаимовыгодных (и зачастую несколько более выгодных для СССР) все более превращаясь в одностороннюю помощь со стороны Советского Союза. Сделанные Сталиным масштабные «инвестиции» при его слабых преемниках остались без «дивидендов».-ну и кто,тут виноват?Точно не китайцы.Но в 1949 году все было еще по другому.
Вряд ли Молотов в 1950 году догадывался, как Мао "отблагодарит" СССР за "торжество национально-освободительного движения в Китае" и во что это в итоге обойдется Советскому Союзу. :))

//////////за КВЖД со всей инфраструктурой"-заплатили японцы.

Обана! Так это, оказывается, с японцами Китай 31 декабря 1952 году заключил соглашение о безвозмездной передаче ему КВЖД вместе со всей инфраструктурой на сумму 600 миллионов долларов?! Какое офигительное историческое открытие. :)

//////////ну и кто,тут виноват?Точно не китайцы.

Разумеется, китайцы не виноваты в том, что они более 10 лет паразитировали на Советском Союзе, а когда Москва при Хрущеве отказалась подчиняться Пекину, послали его на хер.
Вряд ли США перенося производство в Китай догадывались.как он их"отблагодарит")).Про КВЖД-19 сентября 1934 года завершились многомесячные переговоры о продаже советской стороной КВЖД правительству Маньчжоу-го, которые вел Генеральный консул СССР в Харбине М. Славуцкий. Сумма согласованной сделки составила 140 млн иен. 23 марта 1935 года СССР и Маньчжоу-Го подписали соглашение о продаже КВЖД. Было согласовано, что в денежном выражении Маньчжоу-Го уплатит 1/3 суммы, оставшиеся 2/3 суммы будут погашены в течение трёх лет поставками японских и маньчжурских фирм по заказам СССР в Японии. После подписания сделки Маньчжоу-Го немедленно внесла 23,3 млн иен.

Под контролем Маньчжоу-Го, дорога была перешита на европейскую (1435 мм) колею, повсеместно используемую на других железных дорогах Китая"-из вики.То что СССР,не стал продавать Китаю,то что уже продал,наверно англосаксы сочли ошибкой("потерять" на сумму 600 миллионов долларов?! ))Но в СССР была другая логика в этом мое офигительное историческое открытие. :)
Час отчасу не легче! Так, это значит, что Китай не с Японией, а с Маньчжоу-Го в 1952 году заключил договор о безвозмездной передаче КВЖД?! :)))

Edited at 2018-07-02 08:12 pm (UTC)
Другая логика, это в условиях противостояния двух систем и консолидации буржуазных государств вырастить для себя еще одного смертельного врага. И полностью отдать лидерство в левом движении азиатского региона китайским "товарищам" чей "социализм" заключался только в ношении красных звезд.
Уж лучше тогда англо-саксы, они хоть себе в штаны не гадят.