я

Первая битва холодной войны

the-berlin-airlift-kg.jpg

Ровно 70 лет назад, 26 июня 1948 года, начал действовать так называемый "берлинский воздушный мост" - масштабная операция американо-британской военно-транспортной авиации по снабжению блокированного советскими войсками Западного Берлина. В этот день первый американский транспортный самолет, груженый сухим молоком и картофелем, приземлился на берлинском аэродроме Темпельхоф. Всего за 10,5 месяцев существования "моста" было совершено более 200 тысяч авиарейсов, которыми доставлено около двух с половиной миллионов тонн продовольствия, топлива, медикаментов и стройматериалов.

Вскоре после войны Советский Союз начал тяготиться существованием в глубине подконтрольной ему территории Восточной Германии крупного западного анклава, занимавшего более половины территории Берлина с населением 2,2 миллиона человек и образованного в соответствии с Ялтинскими договоренностями. Но пойти на открытый вооруженный конфликт с бывшими союзниками и выбить из Западного Берлина американо-английские войска сталинское руководство не решилось, помня о наличии у США ядерного оружия.

Весной 1948 года был выбран более "мягкий" вариант - полная наземная блокада. Хотя, это тоже являлось прямым нарушением Ялтинских соглашений, в Кремле решили рискнуть, надеясь, что Запад не будет пытаться пробить наземный коридор в Берлин, то есть - начинать третью мировую войну, а под угрозой голода эвакуирует свои контингенты и таким образом без единого выстрела сдаст город товарищу Сталину.

24 июня "по техническим причинам" было блокировано автомобильное и железнодорожное сообщение Западного Берлина с Западной Германией, одновременно в западную часть города прекратилась подача электроэнергии. Протесты бывших союзников советское руководство проигнорировало. Однако оно недооценило решимость Вашингтона и Лондона сохранить в своих руках столь важный плацдарм, а также - колоссальные транспортные возможности англо-американских ВВС.

Союзники, опираясь на находившиеся под их контролем берлинские аэропорты Гатов и Темпельхов, а также - на построенный всего за 90 дней новый аэродром Тегель, сумели быстро наладить бесперебойное города всем необходимым, вплоть до шоколадных конфет и детских игрушек. "Воздушный мост" работал как часы, транспортные самолеты приземлялись каждые три-четыре минуты, быстро разгружались и отправлялись за новой порцией грузов. Рекорд был поставлен 15 апреля 1949 года, когда в Берлине совершили посадку 1398 самолетов, доставивших 13 тысяч тонн полезной нагрузки.

Советская истребительная авиация и зенитная артиллерия не препятствовали этим полетам, однако, отмечались постоянные попытки глушения приводных радиомаяков и ослепления летчиков во время ночных полетов зенитными прожекторами. Тем не менее, боевых потерь не было. Однако за время действия "моста" 17 американских и 8 английских транспортников потерпели катастрофы по техническим и погодным причинам. При этом погибли 32 американских и 40 английских летчиков, а также - 13 пассажиров, ставших первыми жертвами холодной войны.

Между тем, к весне 1949 года в Кремле начали осознавать, что блокада Западного Берлина не приносит желаемых результатов. Напротив, она наносила Советскому Союзу серьезный репутационный урон. Страна, победившая фашизм, а всего через три года попытавшаяся выморить голодом население крупного города, выглядела, мягко говоря, не очень привлекательно в глазах международного сообщества.

Это способствовало падению авторитета СССР и его идеологии среди европейцев, особенно - среди немцев, которые стали забывать о разрушительных бомбардировках англо-американской авиацией германских городов и начали воспринимать англичан и американцев как своих спасителей. Тем более, что такие настроения активно подогревались американской пропагандой.

12 мая 1949 года СССР без каких-либо условий снял блокаду Западного Берлина. Наземное сообщение с городом было восстановлено. Это означало фактическое признание проигрыша первого, но далеко не последнего сражения холодной войны, в которой СССР из-за фатальной нежизнеспособности коммунистической доктрины был рано или поздно обречен на поражение.

79602-050-AA3D0C14.jpg
Берлинцы среди руин встречают американский транспортный самолет.

C-74_Globemaster_unloading_flour_at_Berlin_Gatow_during_Operation_Vittles.jpg
Берлинские дети и подростки наблюдают за разгрузкой транспортника. Странно, что их пустили на аэродром и разрешили стоять вплотную к грузовой платформе. Впрочем, снимок наверняка постановочный. Обратите внимание, что высокий парень в сером пиджаке, черных трусах и подвернутых носках присутствует и на верхнем фото.

62e1a5e903b3955c217a51c04fa8cdf8.jpg
Еще два пропагандистских снимка: берлинские дети в ожидании подарков от американских летчиков и экипаж транспортного самолета, доставивший в Берлин "юбилейный" миллионный мешок с каменным углем.

map-of-europe.jpg
Схема воздушных маршрутов Берлинского "моста" и американская карикатура тех времен, смысл которой понятен без комментариев.

sr_201836_large.jpg
Редкая любительская фотография английского реактивного истребителя "Вампир" на западноберлинском аэродроме Гатов. К счастью, этим истребителям не пришлось в 1948-49 годах вступать в бой с советскими летчиками.

C-47s_at_Tempelhof_Airport_Berlin_19481.jpg
Конвейерная разгрузка американских С-47 в аэропорту Темпельхоф.

110303-D-LN615-004.jpg
Такая же поточная разгрузка четырехмоторных транспортников С-54 "Скаймастер".

1.jpg
Английские военно-транспортные самолеты Авро "Йорк".

Douglas_C-54E_Skymaster_during_Berlin_Airlift_c1948.jpg
"Скаймастер" на заснеженном берлинском аэродроме зимой 1948-49 годов.

8437676170_7829d39fbe_b.jpg
Заправка топливом перед отправкой в Берлин английских транспортных самолетов Авро "Ланкастрин".

4.jpg
В обслуживании "воздушного моста" были задействованы британские летающие лодки Шорт "Сандерленд", которые садились в акватории озера Ванзее и разгружались на катера и баржи.
promo vikond65 june 23, 16:38 22
Buy for 20 tokens
С авиамоделизмом я распрощался уже давно, поскольку времени на него катастрофически не хватает. Но от этого увлечения осталось немало артефактов, которые мне уже не пригодятся, а места в квартире занимают много. Однако они, наверное, могут заинтересовать нынешних авиамоделистов. Самый сурьезный…
из выступлении Вячеслава Молотова в марте 1950 года: «Самым важным результатом победы союзных стран над германским фашизмом и японским империализмом является торжество национально-освободительного движения в Китае... После Октябрьской революции в нашей стране победа народно-освободительного движения в Китае является самым сильнейшим ударом по всей системе мирового империализма»."за КВЖД со всей инфраструктурой"-заплатили японцы.Во второй половине 1950-х годов советско-китайские отношения в экономической сфере претерпят заметные изменения, из взаимовыгодных (и зачастую несколько более выгодных для СССР) все более превращаясь в одностороннюю помощь со стороны Советского Союза. Сделанные Сталиным масштабные «инвестиции» при его слабых преемниках остались без «дивидендов».-ну и кто,тут виноват?Точно не китайцы.Но в 1949 году все было еще по другому.
Вряд ли Молотов в 1950 году догадывался, как Мао "отблагодарит" СССР за "торжество национально-освободительного движения в Китае" и во что это в итоге обойдется Советскому Союзу. :))

//////////за КВЖД со всей инфраструктурой"-заплатили японцы.

Обана! Так это, оказывается, с японцами Китай 31 декабря 1952 году заключил соглашение о безвозмездной передаче ему КВЖД вместе со всей инфраструктурой на сумму 600 миллионов долларов?! Какое офигительное историческое открытие. :)

//////////ну и кто,тут виноват?Точно не китайцы.

Разумеется, китайцы не виноваты в том, что они более 10 лет паразитировали на Советском Союзе, а когда Москва при Хрущеве отказалась подчиняться Пекину, послали его на хер.
Вряд ли США перенося производство в Китай догадывались.как он их"отблагодарит")).Про КВЖД-19 сентября 1934 года завершились многомесячные переговоры о продаже советской стороной КВЖД правительству Маньчжоу-го, которые вел Генеральный консул СССР в Харбине М. Славуцкий. Сумма согласованной сделки составила 140 млн иен. 23 марта 1935 года СССР и Маньчжоу-Го подписали соглашение о продаже КВЖД. Было согласовано, что в денежном выражении Маньчжоу-Го уплатит 1/3 суммы, оставшиеся 2/3 суммы будут погашены в течение трёх лет поставками японских и маньчжурских фирм по заказам СССР в Японии. После подписания сделки Маньчжоу-Го немедленно внесла 23,3 млн иен.

Под контролем Маньчжоу-Го, дорога была перешита на европейскую (1435 мм) колею, повсеместно используемую на других железных дорогах Китая"-из вики.То что СССР,не стал продавать Китаю,то что уже продал,наверно англосаксы сочли ошибкой("потерять" на сумму 600 миллионов долларов?! ))Но в СССР была другая логика в этом мое офигительное историческое открытие. :)
Час отчасу не легче! Так, это значит, что Китай не с Японией, а с Маньчжоу-Го в 1952 году заключил договор о безвозмездной передаче КВЖД?! :)))

Edited at 2018-07-02 08:12 pm (UTC)
Другая логика, это в условиях противостояния двух систем и консолидации буржуазных государств вырастить для себя еще одного смертельного врага. И полностью отдать лидерство в левом движении азиатского региона китайским "товарищам" чей "социализм" заключался только в ношении красных звезд.
Уж лучше тогда англо-саксы, они хоть себе в штаны не гадят.