я

Первая битва холодной войны

the-berlin-airlift-kg.jpg

Ровно 70 лет назад, 26 июня 1948 года, начал действовать так называемый "берлинский воздушный мост" - масштабная операция американо-британской военно-транспортной авиации по снабжению блокированного советскими войсками Западного Берлина. В этот день первый американский транспортный самолет, груженый сухим молоком и картофелем, приземлился на берлинском аэродроме Темпельхоф. Всего за 10,5 месяцев существования "моста" было совершено более 200 тысяч авиарейсов, которыми доставлено около двух с половиной миллионов тонн продовольствия, топлива, медикаментов и стройматериалов.

Вскоре после войны Советский Союз начал тяготиться существованием в глубине подконтрольной ему территории Восточной Германии крупного западного анклава, занимавшего более половины территории Берлина с населением 2,2 миллиона человек и образованного в соответствии с Ялтинскими договоренностями. Но пойти на открытый вооруженный конфликт с бывшими союзниками и выбить из Западного Берлина американо-английские войска сталинское руководство не решилось, помня о наличии у США ядерного оружия.

Весной 1948 года был выбран более "мягкий" вариант - полная наземная блокада. Хотя, это тоже являлось прямым нарушением Ялтинских соглашений, в Кремле решили рискнуть, надеясь, что Запад не будет пытаться пробить наземный коридор в Берлин, то есть - начинать третью мировую войну, а под угрозой голода эвакуирует свои контингенты и таким образом без единого выстрела сдаст город товарищу Сталину.

24 июня "по техническим причинам" было блокировано автомобильное и железнодорожное сообщение Западного Берлина с Западной Германией, одновременно в западную часть города прекратилась подача электроэнергии. Протесты бывших союзников советское руководство проигнорировало. Однако оно недооценило решимость Вашингтона и Лондона сохранить в своих руках столь важный плацдарм, а также - колоссальные транспортные возможности англо-американских ВВС.

Союзники, опираясь на находившиеся под их контролем берлинские аэропорты Гатов и Темпельхов, а также - на построенный всего за 90 дней новый аэродром Тегель, сумели быстро наладить бесперебойное города всем необходимым, вплоть до шоколадных конфет и детских игрушек. "Воздушный мост" работал как часы, транспортные самолеты приземлялись каждые три-четыре минуты, быстро разгружались и отправлялись за новой порцией грузов. Рекорд был поставлен 15 апреля 1949 года, когда в Берлине совершили посадку 1398 самолетов, доставивших 13 тысяч тонн полезной нагрузки.

Советская истребительная авиация и зенитная артиллерия не препятствовали этим полетам, однако, отмечались постоянные попытки глушения приводных радиомаяков и ослепления летчиков во время ночных полетов зенитными прожекторами. Тем не менее, боевых потерь не было. Однако за время действия "моста" 17 американских и 8 английских транспортников потерпели катастрофы по техническим и погодным причинам. При этом погибли 32 американских и 40 английских летчиков, а также - 13 пассажиров, ставших первыми жертвами холодной войны.

Между тем, к весне 1949 года в Кремле начали осознавать, что блокада Западного Берлина не приносит желаемых результатов. Напротив, она наносила Советскому Союзу серьезный репутационный урон. Страна, победившая фашизм, а всего через три года попытавшаяся выморить голодом население крупного города, выглядела, мягко говоря, не очень привлекательно в глазах международного сообщества.

Это способствовало падению авторитета СССР и его идеологии среди европейцев, особенно - среди немцев, которые стали забывать о разрушительных бомбардировках англо-американской авиацией германских городов и начали воспринимать англичан и американцев как своих спасителей. Тем более, что такие настроения активно подогревались американской пропагандой.

12 мая 1949 года СССР без каких-либо условий снял блокаду Западного Берлина. Наземное сообщение с городом было восстановлено. Это означало фактическое признание проигрыша первого, но далеко не последнего сражения холодной войны, в которой СССР из-за фатальной нежизнеспособности коммунистической доктрины был рано или поздно обречен на поражение.

79602-050-AA3D0C14.jpg
Берлинцы среди руин встречают американский транспортный самолет.

C-74_Globemaster_unloading_flour_at_Berlin_Gatow_during_Operation_Vittles.jpg
Берлинские дети и подростки наблюдают за разгрузкой транспортника. Странно, что их пустили на аэродром и разрешили стоять вплотную к грузовой платформе. Впрочем, снимок наверняка постановочный. Обратите внимание, что высокий парень в сером пиджаке, черных трусах и подвернутых носках присутствует и на верхнем фото.

62e1a5e903b3955c217a51c04fa8cdf8.jpg
Еще два пропагандистских снимка: берлинские дети в ожидании подарков от американских летчиков и экипаж транспортного самолета, доставивший в Берлин "юбилейный" миллионный мешок с каменным углем.

map-of-europe.jpg
Схема воздушных маршрутов Берлинского "моста" и американская карикатура тех времен, смысл которой понятен без комментариев.

sr_201836_large.jpg
Редкая любительская фотография английского реактивного истребителя "Вампир" на западноберлинском аэродроме Гатов. К счастью, этим истребителям не пришлось в 1948-49 годах вступать в бой с советскими летчиками.

C-47s_at_Tempelhof_Airport_Berlin_19481.jpg
Конвейерная разгрузка американских С-47 в аэропорту Темпельхоф.

110303-D-LN615-004.jpg
Такая же поточная разгрузка четырехмоторных транспортников С-54 "Скаймастер".

1.jpg
Английские военно-транспортные самолеты Авро "Йорк".

Douglas_C-54E_Skymaster_during_Berlin_Airlift_c1948.jpg
"Скаймастер" на заснеженном берлинском аэродроме зимой 1948-49 годов.

8437676170_7829d39fbe_b.jpg
Заправка топливом перед отправкой в Берлин английских транспортных самолетов Авро "Ланкастрин".

4.jpg
В обслуживании "воздушного моста" были задействованы британские летающие лодки Шорт "Сандерленд", которые садились в акватории озера Ванзее и разгружались на катера и баржи.
Buy for 20 tokens
Buy promo for minimal price.
да были вы кобелями... но теперь то хер вялый?