Авиамастер (vikond65) wrote,
Авиамастер
vikond65

Categories:

Блицкриг №2, продолжение

В Нидерландах события развивались по иному сценарию, поскольку четыре из девяти аэродромов базирования голландской боевой авиации немцы планировали не разбомбить, а захватить воздушными десантами. Им было важно сохранить в неприкосновенности их летные поля для обеспечения посадки транспортных самолетов, а потому бомбардировкам в подвергалась только окрестная территория, выявленные позиции ПВО и казармы частей охраны. Сами аэродромы и стоянки самолетов атаковали истребители, которые нанесли голландцам относительно небольшой урон на земле, но зато «отыгрались» на тех, кто отважился подняться в воздух.

Так, на аэродроме Ипенбург (Ypenburg) был уничтожен истребитель «Фоккер» D-XXI из эскадрильи 1-V-2 и одномоторный легкий бомбардировщик «Дуглас» DB-8A из эскадрильи 3-V-2. Еще 11 таких машин успели взлететь и даже пытались вступить в бой, но девять из них были сбиты «Мессершмиттами», а остальные две сели для дозаправки на аэродроме Окенбург (Ockenburg), где уже стоял прилетевший из Ипенбурга «Фоккер» D-XXI. Еще там стояли без горючего, боеприпасов и экипажей пять «Дугласов» DB-8A, предназначенные для эскадрильи 3-V-2, а вот бензина в Окенбурге не оказалось. Через некоторое время в небе появились Bf 110 и расстреляли все самолеты на летном поле, а еще через несколько минут на Окенбург посыпались парашютисты.
fokker
"Фоккер" D-XXI, уничтоженный на аэродроме Ипенбург

При высадке немецкого десанта в Ипенбурге были уничтожены два разведчика «Фоккер» С-V, а на захваченном десантниками аэродроме Ваальхафен (Waalhaven) немцам достались пять новых двухмоторных истребителей «Фоккер» G-I и пять вспомогательных машин разных типов, в том числе купленный незадолго до войны в Германии Фокке-Вульф FW 58 «Штоссер». На недостроенном аэродроме Фалькенбург, также захваченном десантом Люфтваффе, самолетов не было.

Иная картина наблюдалась на тех голландских авиабазах, которые немцы «обработали» с воздуха по полной программе. На аэродроме Берген (Bergen) размещалась эскадрилья 4-II-1, оснащенная «Фоккерами» G-I. Истребители стояли в ангарах и на небольших бетонных площадках перед ангарами. Их не рассредоточили из опасения, что тяжелые машины увязнут в мягком грунте. Результат не замедлил сказаться: при налете «Хейнкелей» в 5.20 утра 12 из 14 самолетов эскадрильи были уничтожены, либо серьезно повреждены и больше никогда не поднимались в воздух.  Там же, в одном из ангаров сгорели три легких бомбардировщика «Фоккер» С-Х и разведчик «Фоккер» С-V из эскадрильи 1-I-1.

Один из крупнейших в Европе амстердамский аэродром Скипхол (Sсhiphol), который одновременно использовался как гражданский аэропорт, немцы превратили в форменный ад. В 5.20 его атаковали до 30 бомбардировщиков Не 111 и Ju 88 под прикрытием 20 Bf 109E. Их задачей было не только уничтожение базирующихся в Скипхоле самолетов, но и устранение возможности его использования голландскими, английскими и французскими ВВС.

ПВО «прозевала» начало налета, и пилотам девяти «Фоккеров» D-XXI из эскадрильи 2-II-1 пришлось бежать к своим машинам уже под грохот взрывов. Тем не менее, всем им удалось взлететь и вступить в бой. Также сумели подняться в воздух и улететь на аэродром Де Коой (De Kooy) восемь двухмоторных бомбардировщиков «Фоккер» Т-V из эскадрильи 2-I-1, но по пути два из них были сбиты. Четыре такие машины сгорели в ангаре, а еще одна не смогла взлететь из-за поврежденной осколками гидросистемы и впоследствии была захвачена немцами. Кроме того были уничтожены прототипы бомбардировщика «Фоккер» Т-IX и оригинального двухбалочного истребителя с тянущим и толкающим винтами «Фоккер» D-XXIII.

Серьезно пострадал гражданский воздушный флот Нидерландов, лишившийся 19 самолетов, в том числе пяти «Дугласов» DC-2, четырех DC-3, трех «Фоккеров» F-VII, четырех «Кольховенов» FK-43, одного "Кольховена" FK-48, одного «Де-Хэвилленда» DH-82 и уникального пассажирского лайнера-биплана Веркспоор «Джумбо». От зажигательных бомб сгорели ангары и ремонтные цеха, взлетел на воздух склад боеприпасов, во многих местах были повреждены взлетные полосы. Одним словом, с задачей, по крайней мере, на время привести аэродром в негодность немцы справились. В течение следующих двух дней ни один самолет из Скипхола не вылетал.

Аэродром Де Коой «Мессершмитты» штурмовали трижды: в 7.50, в 8.40 и в 12.00. В первом налете им удалось повредить семь «Фоккеров» D-XXI из эскадрильи 1-II-1. Во втором те же самолеты получили дополнительные повреждения, наконец, в третьем три из них были уничтожены, а вместе с ними разведчик «Фоккер» С-IX. Остальные истребители голландцы восстановили и на следующий день перегнали на аэродром Бюйкслоот (Buiksloot). В ходе этих же налетов немцы вывели из строя «Фоккер» Т-V, только что прилетевший из Скипхола, 15 «Кольховенов» FK-51 и 15 учебных «Фоккеров» S-IX. Все они были списаны.

На аэродроме разведэскадрильи IV-2 Гильзе-Рийн (Gilze-Rijn) немцы в 5.20 разбомбили два «Фоккера» C-V и два «Кольховена» FK-51. Еще два неисправных «Фоккера» и «Кольховен» сожгли сами голландцы, когда в 10.00 им пришлось под угрозой высадившегося неподалеку вражеского десанта срочно эвакуироваться в Хаамстеде. В завершение «голландского пейзажа» отметим, что в 9.55 на гидроаэродроме Де Мок (De Mok) жертвами очередного налета стали 12 поплавковых гидропланов «Фоккер» С-VIIW.

В целом же на голландских аэродромах было уничтожено либо фатально повреждено 115 самолетов, из них 62 боевых, то есть примерно треть предвоенного боевого состава нидерландских ВВС. В отличие от бельгийцев, голландские летчики очень активно противостояли Люфтваффе, но за это им пришлось дорого заплатить: в воздушных боях и от зенитного огня они потеряли за день 33 машины (не считая поврежденных), что увеличило потери голландских ВВС до половины их довоенного состава.

Общий итог потерь авиации союзников за первый день «блицкрига» можно представить в виде таблицы.

Безвозвратные боевые потери авиации союзников 10 мая 1940 года
(в скобках – с учетом вспомогательных, учебных и гражданских машин)

                                      На земле*      От зенитного огня     В воздушных боях       Всего
Франция                           68 (69)                         1                                   19                     88 (89)
Великобритания                  7                               25                                  20                         52
Бельгия                            86 (133)                        3                                     4                    93 (140)
Нидерланды                    62 (115)                         1                                   33                   96 (149)
ИТОГО                             223 (324)                      30                                  76                  329 (430)

* С учетом самолетов, брошенных на аэродромах из-за повреждений, полученных в ходе воздушных налетов.

Посмотрим теперь, какой ценой был достигнут этот успех. Согласно сводке 6-го отдела службы генерал-квартирмейстера Люфтваффе за 10 мая, германские боевые потери военных самолетов за этот день выглядели следующим образом:

Сбито в воздушных боях:
– французскими самолетами: 2 Bf 109E, 12 Do17, 9 He111, 1 Hs126;
– английскими самолетами: 1 Bf 109E, 10 He 111, 5 Do 17, 1 Do18;
– голландскими самолетами: 3 Bf 109E, 12 Do 17, 9 He 111;
– бельгийскими самолетами: 1 Do 17, 2 He 111;
Итого 68.

Сбито зенитной артиллерией:
– над Францией: 1 Bf 109E, 1 Do17, 6 He 111, 2 Ju 88;
– над Голландией: 5 He 111, 1 Ju 88, 4 He 59;
– над Бельгией: 1 Ju 88, 7 Ju 87;
Итого 28.

Не вернулись с боевого задания (причины неизвестны): 2 Bf 109E, 3 Do17, 1 Do215, 4 Не 115, 3 Ju 87, 1 Hs 126, всего 14. Таким образом, даже если считать, что все пропавшие без вести машины сбиты противником, суммарные потери составят 110 самолетов.

По данным из книги Корнуэлла, в которой описан буквально каждый боевой эпизод, 10 мая в воздушных боях над Голландией, Бельгией и Францией сбито 64 немецких боевых самолета, причем один из них по ошибке расстрелял «Мессершмитт» Bf 109. 22 самолета Люфтваффе были сбиты огнем с земли (один – немецкими зенитчиками), еще девять машин, поврежденных зенитками, добили истребители. Обстоятельства гибели шести самолетов (в основном – дальних разведчиков) автору установить не удалось.

Итог безвозвратных боевых потерь – 101 самолет, то есть даже меньше, чем в сводке. Объяснение простое – некоторые машины, которые в этой сводке числятся сбитыми, на самом деле разбились в катастрофах. Например, из 10 погибших Ju 87 только три или четыре на счету бельгийской ПВО, а остальные потеряны из-за ошибок пилотирования (столкновение в воздухе и опоздания с выводом из пикирования). Еще 43 самолета получили различные боевые повреждения, но были отремонтированы.

Итак, безвозвратные боевые потери истребительной, бомбардировочной и разведывательной авиации Люфтваффе находились в пределах 100-110 самолетов, то есть в три раза меньше боевых потерь авиации союзников. Вряд ли подобный результат для немцев можно назвать «пирровой победой».

Между тем, Алексей Степанов, ссылаясь на столь «авторитетный» источник, как «Книга Гиннеса об авиации» (!), неоднократно заявляет в различных публикациях, что немцы потеряли 10 мая 1940 года аж 304 самолета. Каким образом рассчитана эта цифра, он не поясняет, но можно предположить, что в нее включены потери немецкой транспортной авиации при десантных операциях в Нидерландах.

Каковы же эти потери? Согласно уже упоминавшейся сводке 6-го отдела службы генерал-квартирмейстера Люфтваффе, немцы потеряли безвозвратно 125 «Юнкерсов» Ju 52. Из них: один сбит истребителем (указан «Потез 63», но очевидно, это был голландский «Фоккер» G-I, поскольку 10 мая французы над Нидерландами не летали), 28 сбито голландской зенитной артиллерией, 37 разбились при посадке и 59 уничтожены после приземления в ходе наземных боев, артобстрелов и налетов голландских и английских бомбардировщиков.

Столь большое количество разбитых при посадке транспортников объясняется тем, что аэродромы, предназначенные для десантирования, почти сразу оказались загромождены поврежденными «Юнкерсами», не способными взлететь. Поэтому остальным приходилось садиться на любых мало-мальски подходящих окрестных площадках – пляжах, пастбищах, огородах и прямых участках дорог. При этом они зачастую налетали на препятствия, сталкивались друг с другом или сносили шасси, увязая в рыхлой почве.

ju-52
Один из "Юнкерсов" Ju 52/3m, разбитых при высадке десанта в окрестностях аэродрома Ваальхафен

Но и с учетом этих, прямо скажем, немалых потерь, общий итог составлял не более 235 самолетов (110 боевых + 125 транспортных), а цифра «304», вероятно, содержит поврежденные и впоследствии восстановленные машины, причем как боевые, так и транспортные. Кстати, Корнуэлл приводит еще более крупную цифру немецких потерь – 353 самолета, однако он включил в нее все небоевые потери (аварии, катастрофы, поломки), в том числе и на аэродромах вне зоны военных действий.

Из вышесказанного следует, что, вопреки утверждениям Степанова, Солонина и ряда других авторов, реальные безвозвратные потери немецких ВВС в первый день «настоящей» войны на Западе были значительно ниже, чем у их противников.
Впрочем, эффективность действий авиации на войне определяется не только и не столько соотношением потерь, сколько степенью выполнения ею поставленных задач. С этой точки зрения картина получается еще более яркой. Немцы почти полностью «аннигилировали» бельгийские и голландские ВВС (завершив эту работу на следующий день), а наиболее многочисленную на ТВД французскую авиацию заставили на сутки уйти в глухую оборону.

Как уже говорилось, 10 мая ни один французский и бельгийский бомбардировщик так и не поднялся в воздух, а голландские бомбовозы совершили всего несколько боевых вылетов, причем атаковали они голландские аэродромы, только что захваченные немецкими десантниками. Это составляет разительный контраст с очень активными, хотя и далеко не всегда успешными действиями советской ударной авиации в первый день Великой Отечественной войны.
Tags: "Авиапарк", ВВС, Вторая мировая, История
Subscribe
promo vikond65 июнь 23, 2019 16:38 25
Buy for 20 tokens
С авиамоделизмом я распрощался уже давно, поскольку времени на него катастрофически не хватает. Но от этого увлечения осталось немало артефактов, которые мне уже не пригодятся, а места в квартире занимают много. Однако они, наверное, могут заинтересовать нынешних авиамоделистов. Самый сурьезный…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 3 comments