я

Телеги на рельсах



Сегодня исполнилось 215 лет весьма знаменательному событию в истории транспорта: 26 июля 1803 года без особых торжеств открылась первая в мире междугородная железнодорожная линия протяженностью 9 миль (примерно 15 км) между городами Уондсворт и Кройдон в английском графстве Суррей. Сейчас оба этих города входят в состав большого Лондона, то есть в нынешних условиях дорога не считалась бы междугородной. Но ее закрыли и разобрали из-за нерентабельности еще в 1846 году.

В конце XVIII века в Англии уже было построено несколько железных дорог, но гораздо более коротких и расположенных в пределах одного завода, шахты или населенного пункта. Строительство Суррейской магистрали началось в 1801 году и продолжалось два года.

Хотя уже через год после открытия дороги Ричард Тревитик продемонстрировал свой первый работоспособный паровоз, а потом появились и другие локомотивы, поезда по Суррейской линии вплоть до ее ликвидации ходили только на конной тяге. Возили по ней, в основном, различные грузы от уондсвортских причалов на Темзе до Кройдона, который уже тогда был пригородом Лондона. Однако были и пассажирские вагоны, правда, я не знаю, осуществлялось ли регулярное пассажирское сообщение. К сожалению, от первой "чугунки" не осталось почти ничего, кроме рисунков и одной фотографии, сделанной в 1840-е годы, накануне или вскоре после ее закрытия.

kttrack
Это не подлинный участок дороги, а его современная копия, причем не очень точная, поскольку в оригинале рельсы укладывали не на бетонные блоки, а на обтесанные камни с высверленными крепежными отверстиями. Как видите, сами рельсы, в отличие от современных, делались в форме уголков со стенками, удерживающими колеса. Каждый фрагмент имел длину около метра.

73-7311-ZPIO100Z
На этой акварели начала XIX века изображена первая в мире двухуровневая железнодорожная развязка с проселочной дорогой, проходящей в тоннеле под насыпью. Сверху проезжает эшелон с углем.

aa4edbdfffb53756aa0982e40fc28c6c44e888ca02dedfa319bfe53696ab81c7
Карандашный рисунок, изображающий одно из первых станционных зданий.

3 (1)
Единственная дошедшая до наших дней фотография Cуррейской железной дороги и стоящего на ней грузового состава.
Обратите внимание, что вагоны, точнее, вагонетки ездили по рельсам на деревянных тележных колесах.

HorseRailway-1-
А это - первый в мире пассажирский железнодорожный вагон с его "локомотивом".
Buy for 40 tokens
Buy promo for minimal price.
Салтыков-Щедрин отметил поворотный пункт начала прони
"Экономические науки процветают только в тех странах, в которых мы замечаем постоянное брожение народных масс, брожение, производимое, как известно, недовольством этих масс своими хозяйственными делами. Это подтверждается и историей нашего собственного развития. До Крымской войны у нас и в заведении не было, чтобы когда-нибудь кто-нибудь проговорился об экономической науке, как ее там изобретали на Западе. Причиной этого было, очевидно, то, что наши дела шли в то время очень хорошо, так хорошо, что мы успели возбудить к себе зависть западных государств, что, как известно, и было главной причиной Крымской кампании. После этой кампании, когда, по достоверному рассказу одного очевидца, на наше отечество сделал нашествие генерал Конфузов, мы на время как-то оторопели, понятия наши перепутались, и в замешательстве мы так и поверили, что наши дела из рук вон скверны и будто для очищения от этой скверны нам необходимо прибегнуть к помощи западной науки. И, признаться надо, было от чего прийти в конфуз: все нам завидовали и завидовали, а вдруг взяли да и побили. Это огорошит хоть кого. Но царство конфуза длилось недолго, скоро мы пришли в себя и увидели, что черт вовсе не так страшен, как мы приняли его с испугу, и что нам еще долго хватит, на что жуировать. Прежнее ликование вернулось к нам снова, и первым делом, конечно, должно было быть торжественное изгнание экономических вещаний, чуть не заполонивших было наши сердца."
Re: Салтыков-Щедрин отметил поворотный пункт начала про
Начала чего, простите?
Re: Салтыков-Щедрин отметил поворотный пункт начала про
Железных дорог и капитализма:)
Re: Салтыков-Щедрин отметил поворотный пункт начала про
Нет смысла набивать длинные заголовки постов, они все равно не читаются.
Очень наглядное напоминание по поводу эффективности рельсовой тяги. Одна лошаТка на картинке тянет за собой 5 высоченных вагонеток. Если бы речь шла о перевозке по обычному проселку (или даже "макадамизированному"), на каждую такую тележку потребовалась бы пара (возможно, четверка) лошадей. Выигрыш на порядок...
Вот именно - в десять раз.
Если одна лошаТка тащит 5 вагонеток, каждую из которой без рельс тащила бы пара, то она замещает 2х5=10 лошадей. То есть энергозатраты на перевозку единицы груза снижены в 10 раз, на порядок.

В чем была выгода железной дороги в сравнении с шоссейной, если и там и там двигатель - лошадь?

КПД. В вагонетках одна лошадь тащит от 10 до 40 тонн в зависимости от пути и качества вагонеток.

А по шоссе - пароконная повозка дай бог тонну уволочет.
В том, что "шоссейных дорог" тогда не существовало....
Странно. На фотографии не видно ни рельс, ни шпал, ни лошадей...
Вообще-то, рельсы видно, шпалы - в земле, а лошади ускакали.:)
Рельсы - точно такие же, как на 1-й фотке, просто за 40 лет эксплуатации дороги они ушли в землю. Но вертикальные бортики прекрасно видно.