я

Первая автокругосветка

centerfold

Ровно 110 лет назад, 30 июля 1908 года финишировал победитель первого в истории кругосветного авторалли "Нью-Йорк - Париж". Американский шофер Джордж Шустер стал первым человеком, проехавшим на автомобиле через всю Северную Америку и весь Евразийский континент. На это унего ушло пять месяцев, из которых непосредственно за рулем он провел в общем счете 26 суток.

Также надо заметить, что за четыре дня до Шустера в Париже финишировал немецкий гонщик Ганс Кёппен, но победу ему не засчитали, так как выяснилось, что он сжульничал и часть маршрута проделал на железнодорожной платформе. Всего же в престижной гонке участвовали шесть экипажей - три французских, один американский, один немецкий и один итальянский. Все три француза из-за поломок сошли с дистанции, а итальянец кое-как добрался до Парижа только к концу сентября, когда о гонке стали уже забывать.

Итоги ралли символизировали утрату Францией статуса ведущей автомобильной державы мира и переход его к США. Американский автомобиль "Томас Флаер" фирмы "Томас Моторс" продемонстрировал наивысшую из всех участников скорость и надежность. Однако фирма после этого просуществовала всего 10 лет, а в 1918 году - обанкротилась и сейчас о ней мало кто помнит. Да и не только о ней. Ни одна из компаний, представивших на соревнование свои лучшие изделия, не дожила даже до середины ХХ века.  

К сказанному можно добавить, что ралли 1908 года вдохновило американцев Блэйка Эдвардса и Артура Росса на написание сценария комедийного блокбастера "Большие гонки", который, думаю, многие смотрели в детстве.

1908_New_York_to_Paris_Race,_Roberts
Будущий победитель кругосветного ралли "Томас Флаер" перед стартом на площади Таймс-Сквер в Нью-Йорке, 29 февраля високосного 1908 года. На крылья машины уложены доски для подкладывания под колеса при езде по вязкому и топкому грунту.

1908_New_York_to_Paris_Race,_grid
Шеренга участников гонки на стартовой позиции. На переднем плане французский "Де Дион-Бутон".

6race_1024
Германский "Протос". Несмотря на то, что за поездку по железной дороге его водителя оштрафовали на 15 суток, он все равно занял второе место, так как третий претендент отстал от лидеров почти на два месяца.

No_Known_Restrictions_New_York_-_Paris_race_drivers_from_the_Bain_Collection,_1908_(LOC)_(489345096)
Еще один француз давно забытой марки "Сизьер-Нодин".

12_1908_great_race_carl_allen_moto_bloc
Третий французский участник - автомобиль фирмы "Мотоблок". Фотография сделана в Детройте после прохождения первого этапа соревнований.

13p-Flyer-Buffalo-snow
Вскоре после старта участников гонки накрыл снегопад.

7race_1024
Итальянский "Бриксиа-Зюст" на заснеженной дороге где-то в центре Соединенных Штатов.

ValdezLadies

Изначально планировалось, что часть трассы пройдет по Аляске, а затем, после переправы через Берингов пролив, - по Чукотке и Якутии. "Томас Флаер" первым добравшийся до Тихого океана, успели переправить на Аляску, но на месте выяснилось, что дорог впереди нет вообще и намеченный маршрут абсолютно непроходим для автомобилей. Вскоре машину опять погрузили на пароход и отправили в Японию, а оттуда - в Маньчжурию. Но прежде чем это случилось, на ней успели прокатиться местные автолюбительницы.

4race_1024
Самым тяжелым и драматичным этапом гонки была езда по российскому бездорожью, которую не выдержал ни один француз (привет Бонапарту!). На снимке американский экипаж и русский военный помогают выбраться из грязевой ловушки немецкому "Протосу". Глядя на это фото, сразу понимаешь, почему самой популярной мужской обувью в нашей стране вплоть до недавних времен были высокие кожаные сапоги.

5race_1024
"Томас Флаер" крепко засел где-то под Омском. По воспоминаниям Джорджа Шустера, в отдельные дни пройденное по России расстояние измерялось не километрами, а метрами.

1907-TF-side-view1

07-thomas_Flyer_GR_DV-08-AI_04
Тем не менее, автомобиль выдержал, закончил гонку был сохранен в том виде, в котором он доехал до финиша. Обратите внимание, что потерянные крылья и подножки заменены отрезками досок и брезентом.

MHV_Protos_Wettfahrtwagen_1907_01

А вот "Протос", к сожалению, не сохранился, его накрыло бомбой во времена Второй мировой войны. Сейчас в немецком автомобильном музее выставлен его макет. Также не сохранились и другие участники гонки.
promo vikond65 may 20, 14:54 26
Buy for 40 tokens
На сайте издательства "Пятый Рим" открыт заказ на мою книжку, которая в начале июня поступила в продажу. Там же можно скачать демку - первые 28 страниц. Приглашаю всех открыть ссылку. https://5rim.ru/product/velikaya-paragayskaya-voyna/
"Обратите внимание, что потерянные крылья и подножки заменены зтрезками досок и брезентом. ». Зтркзками))
Спасибо, очень познавательно!
Да, но в такой грязюке толку от них было немного. :)
Владивосток-Чита на машине в 1908!Не верю!))
Бабушка с дедушкой жили в Северном Казахстане, 12 км от границы с Омской областью. По состоянию на 2001 год -- дороги после дождя были примерно в таком же состоянии, как и на фотографии. Один раз пришлось бежать в деревню за трактором. А в детстве, в 80-е, мы на шестерке там регулярно встревали.
Кстати, да, упомянули про цепи. Вот в 2001-м они нас здорово выручили. Очень непривычно было видеть цепи на колесах в летнюю пору))
У нас даже шоссе между Москвой и Ленинградом только в 50-е годы полностью заасфальтировали. А до того на ряде участков была грунтовка, по которой в распутицу на легковушке проехать было невозможно.
Когда благому просвещенью
Отдвинем более границ,
Со временем (по расчисленью
Философических таблиц,
Лет чрез пятьсот) дороги, верно,
У нас изменятся безмерно:
Шоссе Россию здесь и тут,
Соединив, пересекут.
Мосты чугунные чрез воды
Шагнут широкою дугой,
Раздвинем горы, под водой
Пророем дерзостные своды,
И заведет крещеный мир
На каждой станции трактир.

Edited at 2018-08-01 01:09 pm (UTC)
Они через Иркутск проезжали, где то фото лежало.
Нучо сбылись мечты народные (с)
Путин восстановил главпур
---Комиссарский ренессанс: политруки вернутся в армию
Военно-политическое управление создано в Минобороны России‍
Отдел «Армия»
В Министерстве обороны сформировано новое военно-политическое управление по аналогу с советским ГлавПУРом, отвечавшим за политическую дисциплину в армии.---

Не сказать что ожидается много пользы, но гигатонны лулзов от полыхания пердаков рукопожатной наполживой и покаянной общественности и вселенский плач на йехе мацы доставляет так что ради одного этого стоило стараться. Замечательное зрелище, просто услада.

Так что вы ещё увидите политзанятия о руководящей и направляющей роли Единороссии
Во-первых, какое отношение это имеет к теме моей заметки?
А во-вторых. не восстановил, а переименовал. Это управление было и раньше, только называлось ГУВР ВС РФ.
https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%93%D0%BB%D0%B0%D0%B2%D0%BD%D0%BE%D0%B5_%D1%83%D0%BF%D1%80%D0%B0%D0%B2%D0%BB%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%B5_%D0%B2%D0%BE%D1%81%D0%BF%D0%B8%D1%82%D0%B0%D1%82%D0%B5%D0%BB%D1%8C%D0%BD%D0%BE%D0%B9_%D1%80%D0%B0%D0%B1%D0%BE%D1%82%D1%8B_%D0%92%D0%A1_%D0%A0%D0%A4
Я, кстати, в нем служил до 2008 года.
Я об этом писал уже не раз.
А вы думаете - почему на меня пропаганда не действует? Потому что я сам пропагандист. :)
Если на ошибаюсь, именно этот автопробег послужил основой сюжета фильма "Большие гонки".

Картинки по запросу большие гонки фильм фото

Увлёкся просмотром фотографий, деревянные колёса, цепные передачи, рессоры, фонари, коробки багажа... и всё это с приставкой "ретро"! :)
Естественно, при такой глубине грязюки никакие доски не помогут.
Дамам с Аляски повезло больше всех. В красивых нарядах попозировали в чистых машинах, которые заехали не туда.:)
Да, это было эпичное ралли
Когда читал описание в музее, где сам Томас Флайер установлен - Национальный Автомузей в Рино, Невада - особенно проникся. Там, на стендах, был отличный, в красках, рассказ про про приключение, в том числе -- про ожидание сломавшейся детали, сидючи в izba где-то под Омском. Деталь шла по почте откуда-то из Европ. А также описание ремонта трансмиссии в сибирской кузне. ЕМНИП ведущую звёздочку цепной передачи реставрировали.

А почему фотка Флайера в наши дни такая странная? Откуда? В музее другая обстановка совершенно. Жаль, не могу свои фото вставить.
Re: Да, это было эпичное ралли
Не знаю, я эти фотки нашел в интернете.
Re: Да, это было эпичное ралли
Ясно. Выглядит так, что машину в холл казино вытащили, в рамках какой-то акции, и там сфоткали.

Вообще, само ралли - интерсная страница истории. И совсем забытая. Хотя всего-то 110 лет прошло.
Re: Да, это было эпичное ралли
Есть масса гораздо более забытых страниц истории. :)