я

В Ла-Манше бомбы грохотали...

Баллоны шли в последний бой.



Ровно 100 лет назад, в ночь с 5 на 6 августа 1918 года, состоялся последний налет германских "Цеппелинов" на Англию и одновременно - последний боевой вылет бомбардировочных дирижаблей. Их век оказался очень коротким - всего шесть лет. 6 марта 1912 года итальянские дирижабли впервые бомбили турецкие войска в Ливии, а уже к началу 1918-го стало ясно, что наполненные водородом "сигары", несмотря на очень приличную грузоподъемность, себя не оправдывают. Они оказались слишком уязвимыми для капризов погоды, истребителей и зенитной артилерии.

Однако командующий германскими воздухоплавательными силами капитан цур зее Петер Штрассер вопреки всему отказывался поверить в обреченность своего надувного флота. Вечером 5 августа он лично возглавил эскадру "Цеппелинов", которая отправилась бомбить Великобританию. Ранее дирижабли, в основном, атаковали Лондон, но к лету 1918 года противовоздушная оборона британской столицы усилилась настолько, что посылать туда "Цеппелины" стало чистым безумием.

Поэтому в качестве объектов налета были выбраны портовые города северной Англии, которые, по предположению Штрассера, прикрывались гораздо меньшим количеством зениток и истребителей. В атаке принимали участие четыре новых дирижабля, способных нести по четыре тонны бомбовой нагрузки

Но расчет не оправдался. Англичане с помощью расставленных вдоль побережья "акустических зеркал" - звукоуловителей и корабельных дозоров засекли воздушную эскадру более чем в 50 километрах от берега. В воздух своевременно поднялись перехватчики, которые в этом районе тоже имелись.

Неподалеку от берега истребители атаковали головной "Цеппелин" L70, на котором, как и полагалось командиру, летел Штрассер. Зажигательные пули вспороли оболочку и воспламенили водород. Охваченный пламенем гигант рухнул в море. По словам одного из наблюдавших это зрелище аэронавтов, "L70 падал в ночном небе как огромная огненная комета". Штатный экипаж сбитого дирижабля в составе 20 человек погиб в полном составе. Двадцать первым погибшим был Штрассер.

Команды остальных дирижаблей предпочли немедленно сбросить бомбы в воду и ретироваться. Их облегченные воздушные корабли быстро набрали высоту, недоступную для истребителей, что позволило избежать дальнейших потерь.

Победу над L70 засчитали экипажу многоцелевого самолета DH.4, который использовался в качестве ночного истребителя: летчику - майору Эгберту Кэдбери и бортоваому стрелку - капитану Роберту Леки (впоследствии дослужился до звания вице-маршала). А немцы, лишившись своего главного адепта и фаната дирижаблей, окончательно прекратили использовать их в качестве бомбардировщиков. Тело Штрассера через несколько дней было выброшено волнами на английское побережье и похоронено с воинскими почестями.

На заставке - "дирижабль-фюрер" (Fuhrer des Luftschiffe) Петер Штрассер и L70, на котором он отправился в свой последний полет.


Конструкция немецкого бомбардировочного дирижабля того же класса, к которому относился L70.


Головная гондола германского боевого дирижабля. Рулевой стоит за штурвалом, командир держит переговорную трубку, при помощи которой он общался с мотористами, находящимися в задней части гондолы. Пулеметчик поднимается по лестнице на свою огневую точку.


Один из звукоуловителей системы ПВО, установленных на восточном побережье Англии во время Первой мировой войны.


Многоцелевой боевой самолет "Де-Хвилленд" DH.4, который использовался англичанами в качестве разведчика, легкого бомбардировщика и тяжелого двухместного истребителя. На такой машине Кэдбери и Леки сбили L70, поставив финальную точку в истории бомбардировочных дирижаблей. 
Buy for 40 tokens
Buy promo for minimal price.
Зимой Compass Games выпускает настольный симулятор цепеллин-налетов. Как фанат дирижаблей я обязательно куплю.
Прошу прощения, но немножко уточню/дополню:
"Головная гондола германского боевого дирижабля. Рулевой стоит за штурвалом, командир держит переговорную трубку, при помощи которой он общался с мотористами, находящимися в задней части гондолы. Пулеметчик поднимается по лестнице на свою огневую точку."
Там ДВА рулевых: тот что стоит в носовой части рубки - это управляющий рулем направления; и второй слева у левого борта - на руле высоты.
Ну - тогда так устроено было
Очень жаль, что коммерческие гелиевые цеппелины не получили распространение. Есть в них что-то завораживающее. Я бы полетал))
Наверное, будь цеппелины гелиевые, это продлило бы их существование как бомберов на пару лет... Всё-таки летать на газовой бомбе без шансов на спасение - не так мотивирует...
Против обледенения дирижаблей средство так и не придумали. А гелий тяжелее водорода.
Интересно,почему ночные налеты не применялись?Сложности в навигации?Или прожекторы ПВО?.
???
Именно ночные и применялись. У меня же об этом черным по белому написано.
Для Кэдбери это была вторая победа над цеппелином - первую он одержал 28 ноября 1916 года, сбив дирижабль L.21. Эгберт Кэдбери является единственным летчиком Первой мировой войны, сумевшим сбить два дирижабля.
В том-то и дело, что вовсе нет. Всего один синхронный пулемет и два на турели.

*последний боевой вылет бомбардировочных дирижаблей. Их век оказался очень коротким - всего шесть лет.*
Не совсем так - испанцы бомбили с дирижаблей рифов и позднее. Последний известный мне вылет на бомбометание это вылет S-2 22 сентября 1925 года. На следующий день он тоже бомбил, но попутно, при разведке. 30 сентября также были боевые вылеты но не знаю, на разведку или бомбардировку.
Хорошо было на дирижаблях. Если бы не сбивали.)