я

Комарик и Левиафан



Сегодняшний день знаменателен не только как 100-летний юбилей завершения Амьенского сражения, но и как годовщина уничтожения последнего бомбардировочного дирижабля, сбитого в воздушном бою. Причем его сбил истребитель, взлетевший с плавучей платформы, а значит, этот же день можно назвать датой боевого крещания палубной истребительной авиации.

Ровно 100 лет назад, 11 августа 1918 года, Сопвич "Кэмел" под управлением лейтенанта Стюарта Калли стартовал на перехват "Цеппелина" LZ-100 (заводское обозначение L53) с баржи-авиаматки Н3, которую буксировал эсминец "Редут". Поскольку на полном ходу эсминца скорость его связки с баржой достигала 60 км/ч, истребитель с работающим на полных оборотах мотором взлетел с короткой наклонной платформы практически без разбега, сразу после расконтривания колес.

Быстро набрав высоту, лейтенант обстрелял LZ-100 из четырех курсовых пулеметов зажигательными пулями. Водород в баллонах вспыхнул и дирижабль рухнул в море неподалеку от голландского побережья. Все 19 человек, находившихся на его борту, погибли. Этот случай показал, что немецкие дирижабли уже не могли чувствовать себя в безопасности не только над Англией и Францией, но и на значительном отдалении от вражеской территории.

Выполнив задачу, Калли улетел в сторону Англии и благополучно приземлился на сухопутном аэродроме. Сейчас его самолет выставлен, точнее - вывешен в Имперском военном музее Лондона.


Истребитель Стюарта Калли. Помимо двух синхронных пулеметов "Виккерс", составлявших стандартное вооружение "Кэмела", эта машина дополнительно вооружена двумя курсовыми пулеметами "Льюис", укрепленными на верхнем крыле и стрелявшими поверх диска вращения винта.


Дирижабль L-53 вскоре после постройки в 1917 году.


L-53 и истребитель Сопвич "Кэмел" в одинаковом масштабе.
Buy for 40 tokens
Buy promo for minimal price.
Зато продумать и осуществить такой взлёт по тем временам все равно что сейчас успешно ракету в космос запустить.

Edited at 2018-08-12 12:17 pm (UTC)
Есть даже фото этого первого "авианосца".
Интересно, а в России в Первую Мировую палубная авиация применялась? Или необходимости особой не было?
О, моя любимая авианесущая баржа! :)

ЗЫ. И, что характерно, те "Люисы" и "Виккерсы" авиационные благополучно ещё и ВМВ провоевали...

Edited at 2018-08-11 10:14 pm (UTC)

Интересно, а почему дирижабль так окрашен. Что за серое пятно? Камуфляж типа "Я тучка, тучка, тучка, а вовсе не... дирижабль".

Просто сверху он не окрашен, серый - натуральный цвет обшивочного полотна. А снизу и с боков - окрашен в маскировочный черный цвет для меньшей заметности на фоне ночного неба.
\\\ Помимо двух синхронных пулеметов "Виккерс", составлявших стандартное вооружение "Кэмела", эта машина дополнительно вооружена двумя курсовыми пулеметами "Льюис", укрепленными на верхнем крыле и стрелявшими поверх диска вращения винта.\\\

Нет, эта модификация "Кэмела" обычно была вооружена одним синхронным "Виккерсом" и одним "Льюисом" на опускаемом станке, но, конкретно, на машине Стюарта Калли стояла спарка "Льюисов", а "Виккерс" был демонтирован.


Edited at 2018-08-12 01:10 am (UTC)
Причём очень хорошо видно, что на экземпляре на картинке тех "Виккерсов" как-раз нет. Их кожухи ну очень заметные :)
А как спуск осуществлялся? За веревочку дерьгали?
Почти угадали, для этого использовались боуденовские тросики.
Я так понял это пулеметы с питанием из дискового магазина? А пилот мог их перезарядить? Или хотя бы затвор дернуть, чтобы устранить задержку?
У него максималка - 36, а эта крохотная баржа сильно скорость не замедлит.