я

Было дело на Байкале

59038.jpg

Ровно 100 лет назад, в ночь с 16 на 17 августа 1918 года, произошла корабельная баталия на озере Байкал. Событие само по себе феноменальное, но дополнительный шарм ему придает то, что одна из сторон в этом бою была представлена чехословацкой военной флотилией. Причем самой Чехословакии тогда еще не существовало, а после ее появления у нее никогда не было военного флота по причине отсутствия выхода к морю и сколь-нибудь заметных акваторий.

Таким образом, флотилия, созданная чехословацкими легионерами на Байкале, была единственным подобным формированием. Она состояла из трех небольших колесных пароходов "Сибиряк", "Бурят" и "Федосий", захваченных в байкальских портах, а также - из двух несамоходных плавбатарей, сделанных из барж-лесовозов, на которые чехи установили по две трехдюймовые полевые пушки образца 1902 года.

Чехословацкой флотилии противостояла красная Байкальская флотилия, в которую входили восемь пароходов, но из них только два вооруженных: ледокольный железнодорожный паром "Байкал" и ледокол "Ангара". Флагманом считался "Байкал", вооруженный одной шестидюймовой гаубицей (в некоторых источниках - мортирой) неизвестной марки и несколькими пулеметами. На "Ангару" водрузили две трехдюймовки и также несколько пулеметов.

Вечером 16 августа "Байкал" стоял у пристани Мысовая на юго-восточном берегу озера, когда с северо-запада показались чехословацкие пароходы "Бурят" и "Сибиряк". Каждый из них тащил на буксире баржу с двумя пушками. Встав примерно в двух километрах от берега, чехи открыли огонь по пристани, портовым складам и располагавшейся неподалеку железнодорожной станции. У красных в Мысовой не было артиллерии, кроме одной гаубицы "Байкала", для которой имелось всего 11 снарядов.

Тем не менее, капитан "Байкала", он же - командир флотилии и бывший рабочий Лука Власов решил принять бой. Но, чтобы задействовать гаубицу, стоявшую на носу парома и способную вести огонь только вперед, судну требовалось задним ходом отойти от причала, а потом развернуться на 180 градусов. Сделать это не удалось.

Заметив, что "Байкал" развел пары и пришел в движение, чехи перенесли огонь на него. Этот стометровый "плавучий сарай", двигавшийся с черепашьей скоростью кормой вперед, представлял собой прекрасную мишень. Едва успев отойти от берега и начать разворот, он получил снаряд в центральную часть надстройки, а потом еще один - в корму. От второго попадания вышло из строя рулевое управление. Теперь судно могло кое-как управляться только машинами, регулируя обороты винтов.

Поняв, что решение вступить в бой было слишком опрометчивым, Власов распорядился немедленно возвращаться к пристани, а после швартовки - всей команде покинуть судно. Между тем, чехи продолжали стрелять и всадили в "Байкал" еще два снаряда, один из которых угодил в складированные на палубе бочки со смазочным маслом. Это попадание вызвало огромный пожар, почти мгновенно охвативший судно, так и не сделавшее по врагу ни единого выстрела. Вскоре начали рваться снаряды и пороховые картузы для гаубицы. Однако погибших не было. Все моряки успели сбежать на берег или спрыгнуть в воду.

"Байкал" полыхал до утра, пока на нем не выгорело всё способное гореть. Удивительно, но корпус при этом остался на плаву. Через несколько дней белогвардейцы и белочехи заняли Мысовую, оставленную красными без боя. Они отбуксировали остов "Байкала" от пристани и приткнули его к берегу, где он простоял несколько лет, а потом, уже после возвращения Красной армии и завершения Гражданской войны, был разобран на металл.

На заставке - дореволюционный снимок "Байкала". Шестидюймовая пушка, скорее всего, стояла там, где на нижней палубе видны люди.

Baikal6-1896.jpg
Чертеж ледокольного парома "Байкал". Это уникальное судно было построено в 1896 году по российскому заказу на судоверфи Армстронга в Ньюкастле, потом - разобрано и по частям доставлено в село Листвянка на берегу Байкала, где для его окончательной сборки была сооружена судоверфь. В 1899 году паром спустили на воду и достроили на плаву, а в следующем году он вступил в эксплуатацию.

7171899_.jpg
Корпус "Байкала", украшенный флагами, перед торжественным спуском на воду.

_2222_Tyne__Wear_Arc.jpeg
Паром в заключительной фазе строительства.

Baikal2-1896.jpg "Байкал" идет по Байкалу, ломая лед.

025.jpg
Чешские легионеры устанавливают пушки на одну из артиллерийских барж, впоследствии расстрелявших "Байкал".

50.jpg
Чехи после захвата Мысовой осматривают сгоревший паром.
promo mono_polist 09:58, Вторник 27
Buy for 30 tokens
Нашла в интернете интересную информацию про пельмени. Недавно, Роскачество провело экспертизу российских пельменей, и, что приятно, пельмени ТМ Ермолино «Классические» не только прошли проверку, но и вошли в ТОП-5, обогнав при этом премиальные марки! Отчет об экспертизе Роскачество…
А "Ангара" почти благополучно дожила до наших дней.
Добрый день! Лет 15 тому назад я этой темой занимался и кое-что нашел и в Иркутске, и в Мысовой, откуда родом был мой отец. Поделюсь.
Кстати, ледокол "Ангара" и сейчас стоит на приколе в м/р Солнечный, он стал музеем.
А вот поделиться не получается! У вас в комментариях картинку не вставишь!
Тогда на свою страницу выложу. Заходите.


Edited at 2018-08-17 02:19 am (UTC)

Если не изменяет склероз, у Чехословакии целый линкор примерно тогда же был, и тоже по очевидным причинам

Ледоколы "Ангара" и "Байкал" у пристани:

Ангара выглядит мелочью, хотя короче всего на 20 метров вроде. Вот что перспектива делает:)
Хоть бы уже в сторону деревни с этого Байкала стрельнули!
Все не так бесславно просрать морское сражение.
и страну тоже
Вывод: Нельзя допускать, чтобы какой-нить "рабочий" Власов (под руководством умных "наставников") снова не решил "порулить" страной и осчастливить тем самым весь "прогрессивный" мир.
про бои на Байкале (ну только про те, где наши побеждали) в 70-е в "Моделисте Конструкторе" было несколько статей
> после ее появления у нее никогда не было военного флота
Это не так: у чехов была небольшая флотилия на Дунае (емнип, формально относившаяся к саперным войскам). Ее самым крупным кораблем был турбинный броненосный катер "Президент Масарик", он даже Вторую мировую пережил и состав флотилии ЧССР входил до середины 50-х.
Да, у них еще пограничные катера были, но флота, как такового, не было.
Простите, но рулил флотилией не Матвей Власов, а Лука Михайлович Власов, род. в 1885 г., в семье ссыльнопоселенца на Николаевском металлургическом заводе в Иркутской губ. Работать начал с 11 лет. С 1903 г. – в революционном движении. В 1917 г. назначен управляющим национализированным Байкало-Ангарским и Селенгинским пароходством. Участник боёв за установление Советской власти в г. Иркутске. С июля по август 1918 года командовал Байкальской флотилией на Прибайкальском фронте. В конце 1919 - начале 1920 года участвовал в партизанском движении в районе г. Зеи. Потом работал в Чите и Москве. Кавалер ордена Ленина. В 1957 написал мемуары о том, как становилась Советская власть в Иркутской губернии.
А так да, интересный рассказ.
Кстати, на "Байкале" было три класса мест и стоил проезд 8, 5 и 3 рубля соответственно. Насколько это дорого не берусь судить.

Edited at 2018-08-17 11:13 am (UTC)
Примерно 1600, 1000 и 600 рублей соответственно в современных ценах.
Ага, в принципе, примерно как сейчас. Хотя сейчас даже повыше будут, если верить расценкам в порту Листвянки.
Пожар на байкальском теплоходе
Увы, даже в отсутствие белочехов байкальский флот продолжает нести потери. Совсем недавно, 2 августа нынешнего года на борту теплохода «Баргузин» взорвался двигатель и возник пожар. На теплоходе было полно пассажиров. Людей спасли, но судно серьезно пострадало. Вот здесь подробнее: http://tourweek.ru/news/accidents/292708/ и http://7ka.tv/news/59266
Нет это было несколько лет назад, в 2015. А в этом году был пожар на однотипном судне недалеко от пристани, но он не с пасажирами был и потушили быстро.
Уважаемый Авиамастер! Если Вас заинтересует тема ледокола "Ангара", то я постараюсь помочь. Был в Иркутске один яркий, выдающийся человек, ныне покойный, простой водитель аварийки на "Иркутск-Водоканале", но мало кто знает сколько он сделал для сохранения исторического наследия Иркутска. Он был причастен и к спасению ледокола "Ангара", когда была предпринята варварская попытка его уничтожить.
Большое спасибо, но я не могу сказать, что эта тема меня сильно интересует. Я просто разместил в своем блоге календарную заметку к очередной круглой дате.
Гораздо больше меня сейчас интересуют чилийский и перуанский флоты времен Тихоокеанской войны. :)