я

Было дело на Байкале

59038.jpg

Ровно 100 лет назад, в ночь с 16 на 17 августа 1918 года, произошла корабельная баталия на озере Байкал. Событие само по себе феноменальное, но дополнительный шарм ему придает то, что одна из сторон в этом бою была представлена чехословацкой военной флотилией. Причем самой Чехословакии тогда еще не существовало, а после ее появления у нее никогда не было военного флота по причине отсутствия выхода к морю и сколь-нибудь заметных акваторий.

Таким образом, флотилия, созданная чехословацкими легионерами на Байкале, была единственным подобным формированием. Она состояла из трех небольших колесных пароходов "Сибиряк", "Бурят" и "Федосий", захваченных в байкальских портах, а также - из двух несамоходных плавбатарей, сделанных из барж-лесовозов, на которые чехи установили по две трехдюймовые полевые пушки образца 1902 года.

Чехословацкой флотилии противостояла красная Байкальская флотилия, в которую входили восемь пароходов, но из них только два вооруженных: ледокольный железнодорожный паром "Байкал" и ледокол "Ангара". Флагманом считался "Байкал", вооруженный одной шестидюймовой гаубицей (в некоторых источниках - мортирой) неизвестной марки и несколькими пулеметами. На "Ангару" водрузили две трехдюймовки и также несколько пулеметов.

Вечером 16 августа "Байкал" стоял у пристани Мысовая на юго-восточном берегу озера, когда с северо-запада показались чехословацкие пароходы "Бурят" и "Сибиряк". Каждый из них тащил на буксире баржу с двумя пушками. Встав примерно в двух километрах от берега, чехи открыли огонь по пристани, портовым складам и располагавшейся неподалеку железнодорожной станции. У красных в Мысовой не было артиллерии, кроме одной гаубицы "Байкала", для которой имелось всего 11 снарядов.

Тем не менее, капитан "Байкала", он же - командир флотилии и бывший рабочий Лука Власов решил принять бой. Но, чтобы задействовать гаубицу, стоявшую на носу парома и способную вести огонь только вперед, судну требовалось задним ходом отойти от причала, а потом развернуться на 180 градусов. Сделать это не удалось.

Заметив, что "Байкал" развел пары и пришел в движение, чехи перенесли огонь на него. Этот стометровый "плавучий сарай", двигавшийся с черепашьей скоростью кормой вперед, представлял собой прекрасную мишень. Едва успев отойти от берега и начать разворот, он получил снаряд в центральную часть надстройки, а потом еще один - в корму. От второго попадания вышло из строя рулевое управление. Теперь судно могло кое-как управляться только машинами, регулируя обороты винтов.

Поняв, что решение вступить в бой было слишком опрометчивым, Власов распорядился немедленно возвращаться к пристани, а после швартовки - всей команде покинуть судно. Между тем, чехи продолжали стрелять и всадили в "Байкал" еще два снаряда, один из которых угодил в складированные на палубе бочки со смазочным маслом. Это попадание вызвало огромный пожар, почти мгновенно охвативший судно, так и не сделавшее по врагу ни единого выстрела. Вскоре начали рваться снаряды и пороховые картузы для гаубицы. Однако погибших не было. Все моряки успели сбежать на берег или спрыгнуть в воду.

"Байкал" полыхал до утра, пока на нем не выгорело всё способное гореть. Удивительно, но корпус при этом остался на плаву. Через несколько дней белогвардейцы и белочехи заняли Мысовую, оставленную красными без боя. Они отбуксировали остов "Байкала" от пристани и приткнули его к берегу, где он простоял несколько лет, а потом, уже после возвращения Красной армии и завершения Гражданской войны, был разобран на металл.

На заставке - дореволюционный снимок "Байкала". Шестидюймовая пушка, скорее всего, стояла там, где на нижней палубе видны люди.

Baikal6-1896.jpg
Чертеж ледокольного парома "Байкал". Это уникальное судно было построено в 1896 году по российскому заказу на судоверфи Армстронга в Ньюкастле, потом - разобрано и по частям доставлено в село Листвянка на берегу Байкала, где для его окончательной сборки была сооружена судоверфь. В 1899 году паром спустили на воду и достроили на плаву, а в следующем году он вступил в эксплуатацию.

7171899_.jpg
Корпус "Байкала", украшенный флагами, перед торжественным спуском на воду.

_2222_Tyne__Wear_Arc.jpeg
Паром в заключительной фазе строительства.

Baikal2-1896.jpg "Байкал" идет по Байкалу, ломая лед.

025.jpg
Чешские легионеры устанавливают пушки на одну из артиллерийских барж, впоследствии расстрелявших "Байкал".

50.jpg
Чехи после захвата Мысовой осматривают сгоревший паром.
Buy for 40 tokens
Buy promo for minimal price.
А "Ангара" почти благополучно дожила до наших дней.
Добрый день! Лет 15 тому назад я этой темой занимался и кое-что нашел и в Иркутске, и в Мысовой, откуда родом был мой отец. Поделюсь.
Кстати, ледокол "Ангара" и сейчас стоит на приколе в м/р Солнечный, он стал музеем.
А вот поделиться не получается! У вас в комментариях картинку не вставишь!
Тогда на свою страницу выложу. Заходите.


Edited at 2018-08-17 02:19 am (UTC)

Если не изменяет склероз, у Чехословакии целый линкор примерно тогда же был, и тоже по очевидным причинам

Ледоколы "Ангара" и "Байкал" у пристани:

Ангара выглядит мелочью, хотя короче всего на 20 метров вроде. Вот что перспектива делает:)
Хоть бы уже в сторону деревни с этого Байкала стрельнули!
Все не так бесславно просрать морское сражение.
и страну тоже
Вывод: Нельзя допускать, чтобы какой-нить "рабочий" Власов (под руководством умных "наставников") снова не решил "порулить" страной и осчастливить тем самым весь "прогрессивный" мир.
про бои на Байкале (ну только про те, где наши побеждали) в 70-е в "Моделисте Конструкторе" было несколько статей
> после ее появления у нее никогда не было военного флота
Это не так: у чехов была небольшая флотилия на Дунае (емнип, формально относившаяся к саперным войскам). Ее самым крупным кораблем был турбинный броненосный катер "Президент Масарик", он даже Вторую мировую пережил и состав флотилии ЧССР входил до середины 50-х.
Да, у них еще пограничные катера были, но флота, как такового, не было.
Простите, но рулил флотилией не Матвей Власов, а Лука Михайлович Власов, род. в 1885 г., в семье ссыльнопоселенца на Николаевском металлургическом заводе в Иркутской губ. Работать начал с 11 лет. С 1903 г. – в революционном движении. В 1917 г. назначен управляющим национализированным Байкало-Ангарским и Селенгинским пароходством. Участник боёв за установление Советской власти в г. Иркутске. С июля по август 1918 года командовал Байкальской флотилией на Прибайкальском фронте. В конце 1919 - начале 1920 года участвовал в партизанском движении в районе г. Зеи. Потом работал в Чите и Москве. Кавалер ордена Ленина. В 1957 написал мемуары о том, как становилась Советская власть в Иркутской губернии.
А так да, интересный рассказ.
Кстати, на "Байкале" было три класса мест и стоил проезд 8, 5 и 3 рубля соответственно. Насколько это дорого не берусь судить.

Edited at 2018-08-17 11:13 am (UTC)
Примерно 1600, 1000 и 600 рублей соответственно в современных ценах.
Ага, в принципе, примерно как сейчас. Хотя сейчас даже повыше будут, если верить расценкам в порту Листвянки.
Пожар на байкальском теплоходе
Увы, даже в отсутствие белочехов байкальский флот продолжает нести потери. Совсем недавно, 2 августа нынешнего года на борту теплохода «Баргузин» взорвался двигатель и возник пожар. На теплоходе было полно пассажиров. Людей спасли, но судно серьезно пострадало. Вот здесь подробнее: http://tourweek.ru/news/accidents/292708/ и http://7ka.tv/news/59266
Нет это было несколько лет назад, в 2015. А в этом году был пожар на однотипном судне недалеко от пристани, но он не с пасажирами был и потушили быстро.
Уважаемый Авиамастер! Если Вас заинтересует тема ледокола "Ангара", то я постараюсь помочь. Был в Иркутске один яркий, выдающийся человек, ныне покойный, простой водитель аварийки на "Иркутск-Водоканале", но мало кто знает сколько он сделал для сохранения исторического наследия Иркутска. Он был причастен и к спасению ледокола "Ангара", когда была предпринята варварская попытка его уничтожить.
Большое спасибо, но я не могу сказать, что эта тема меня сильно интересует. Я просто разместил в своем блоге календарную заметку к очередной круглой дате.
Гораздо больше меня сейчас интересуют чилийский и перуанский флоты времен Тихоокеанской войны. :)