я

Лиззи в доспехах

1911_4

Я чуть не пропустил интересную дизельпанковую годовщину: в этом году исполнилось 110 лет со дня запуска в серию знаменитой "Жестяной Лиззи", она же Ford Model Т, - самого массового и наиболее популярного легкового автомобиля первой половины XX века. За 19 лет серийного производства она была растиражирована в количестве более 15 миллионов экземпляров, разошедшихся по всему миру. Для сравнения можно сказать, что за первые 20 лет существования СССР в нем было произведено чуть больше одного миллиона автомобилей всех марок и классов, из них легковых - порядка 100 тысяч, то есть, в 150 раз меньше, чем одних только "Фордов-Т". Прямо скажем, весьма показательная статистика. 

Вряд ли найдется человек, мало-мальски знакомый с историей автомобилестроения, который не слыхал об этом автомобиле. Однако, наверное, далеко не все из них знают, что во времена Первой мировой войны "Лиззи", несмотря на ее субтильность и маломощный 20-сильный движок, не раз пытались превратить в дешевый и массовый армейский броневик. Все эти попытки оказались не слишком продуктивными, однако они породили целый ряд любопытных конструкций.

Например, в 1915 году русский конструктор Александр Пороховщиков смастерил и предложил военному начальству "бронекаретку" на базе "Форда-Т", оснащенную двухслойной броней из котельного железа с прослойкой из сушеных водорослей, которую Пороховщиков считал своим выдающимся изобретением. Каретка также была снабжена резаком для "вскрытия" проволочных заграждений. Однако, из-за слабой защищенности и низкой проходимости она не прошла испытаний и не была принята на вооружение.

Porokhovschikov_Armoured_Car

В 1916 году прибывший в Россию британский бронедивизион привез 11 легких разведывательных броневичков на шасси "Форда-Т" с бронекорпусами из 5-миллиетровых стальных листов и пулеметами "Виккерс-Максим". Впоследствии их передали русской армии и использовали на Кавказском и Румынском фронтах.

322f795e5e50

ac_ford_4

Американцы, разумеется, тоже сделали на базе "Форда-Т" броневик с пулеметом "Кольт", что и не удивительно, поскольку у них таких автомобилей уже имелось более миллиона. Никакой информации об этой машине, кроме ее фотографии, датированной 1916 годом, мне найти не удалось. Судя по всему, она была несерийной.

07149u

Наконец, уже в 1920 году польский инженер Тадеуш Таньский на той же базе спроектировал двухместный бронеавтомобиль Ford FT-B (он же Ford Tf-c), который был построен в количестве 17 экземпляров, успешно применялся при обороне Варшавы от Красной армии и состоял на вооружении до 1931 года.

Ford_FT-B
Оригинальные бронемашины этого типа не сохранились, а на фотографиях - современная реплика. Обратите внимание на посадку водителя. В походном положении его сиденье поднималось для улучшения обзора.

Наконец, наиболее радикальной конверсией "Лиззи" был одногусеничный танк "Вездеход", разработанный и построенный в 1915 году тем же Александром Пороховщиковым, чуть ранее предложившим "бронекаретку". Из приведенной схемы, авторами которой являются С.В. Зыков и С.В. Ромадин, видно, что в этой машине использовалась рама, силовой агрегат, трансмиссия и задний мост "Форда-Т".

Vezdechod
Цифрами на схеме обозначены: 1- несущая рама, 2 - направляющий каток, 3 - натяжной механизм, 4 - гусеничная лента из прорезиненной ткани, 5 - управляемое колесо, 6 - опорный каток, 7 - ведущий каток, 8 - цепной привод, 9 - броневая крышка воздухозаборника радиатора, 1-0 - бензобак, 11 - задняя откидная панель, 12 - пулеметная бронебашня (проект, на прототипе отсутствовала), 13 - бронерубка водителя (проект), 14 - кожух цепной передачи.

large_b5ff3517fd
"Вездеход" на испытаниях под Ригой осенью 1915 года. В кабине - Пороховщиков, рядом - инженер-полковник Покровский-Козелло.

К сожалению, "Вездеход" Пороховщикова, как и его броневик, получился не очень удачным. На шоссе он развивал довольно высокую скорость - до 40 км/ч, однако управляемость и проходимость по мягкому грунту оставляли желать лучшего, танк не мог преодолевать окопы шириной в метр, а гусеница была слишком непрочной и быстро изнашивалась. Поэтому на вооружение машину не приняли.

Предупреждая возможные вопросы, замечу, что подлинные чертежи "Вездехода" не сохранились, а в советской и российской печати долгое время распространялась его умозрительная и, скорее всего, ошибочная реконструкция (см. внизу), которая не соответствует техническому описанию и фотографии.

87367558
Buy for 40 tokens
Buy promo for minimal price.
И главное ж именно сушеные водоросли, не силос какой нибудь! Ноухау))
Честно говоря, я и сам не знаю, почему он использовал именно сушеные водоросли, а не какой-то другой наполнитель, например, прессованное сено или хлопок. Наверняка он это как-то обосновывал, но мне его записки не попадались.
>Честно говоря, я и сам не знаю, почему он использовал именно сушеные водоросли

Меньше гниют при отсыревании
Вы никогда не видели, как водоросли гниют на морском берегу? Запашок, однако, незабываемый.
Так то на берегу, а то между пластинами "панимать надо" (с) :)))))

Да и за пеньку столько денег не затребуешь. :)))
При слове "хлопок" невольно вспоминается Купцов...
былинный оружейный фрик, имя нарицательное в среде любителей клеить танчики.
из перлов:
постарался подобрать авиационные:
ФАУ-1 и ФАУ-2…созданы как легкие фронтовые заменители гаубиц и мортир.Весь авиасостав авианосца «Арк Ройал» пошел в атаку. А это 70 самолетов, 1/3 из которых-истребители-бомбардировщики, несущие по 1-2 т бомб, остальные -бомбардировщики и торпедоносцы «Бэтл» и «Барракуда» грузоподъемностью по 6т каждый. В полете они со страха ошиблись и пустили на дно свой же крейсер. Начались челночные рейсы атакующей армады бомбардировщиков и авианосцев.
Легкий тактический Ильюшин (Ил-4) Дб-3ф.
Истребитель маневренный Поликарпов МИГ МИГ-1,3.
ОДним и згениальнейших его прозрений была идея крепить к БМП, БТР и БРДМ тюки хлопка для защиты пехоты в бою от автоматного огня противника
Ну, это он, очевидно, где-то прочитал, что конфедераты во время гражданской войны в США пытались использовать тюки с прессованным хлопком в качестве эрзац-брони. Но он не дочитал до того места, где сказано, что эта "броня" защищала хуже, чем древесина.
А вообще, конечно, клиника. По-моему, это даже не фрик, а реально двинутый чувак.
О я читал перлы Купцова, он просто отбитый на голову.
Что-то мне помнится, что он ссылался на опыт своего отца во время войны.
Справка у него есть, это факт :)
ПРокладка под бронелист. Американцы в очередном вторжении в Мексику в начале 20 века использовали чтото подобное и были в принципе довольны.
Однако, при испытаниях выяснилось, что особую смесь сушеных водорослей можно заменить какойнибудь пенькой без особой разницы.

Edited at 2018-08-18 02:34 pm (UTC)
Пороховщиков вообще весьма инициативный в попиле бюджетных денег был. И вездеход, и броня с вставкой из водорослей - это только два примера из того, что он казне предлагал.
Так инновации! Водорослетехнологии почти как нанотехнологии))
Разница могла возникать при разном климате. Беда большинства таких решений: не стойкость в сырости или пожароопасность, скажем. В Мексике одно, в Латвии другое.
Испытывали в Петрограде. Там климат не сильно отличается от климата на фронте (ну или меньше, чем фронтовой от мексиканского).
Хм, интересно у американской модели с места водителя перископ торчит или ствол Льюиса?

И еще - характерная групповая фотка с кавказа - справа явно механик-водитель стоит.
"Образование на лбу написано" (с) без ремня (лазить под машину мешает) и весьма независимый взгляд (знает себе цену)
:))
А ведь сегодня, если верить почтеннейшему Олдосу Хаксли и его нетленке "О дивный новый мир" Новый год и юбилей - ровно 110 лет назад началась Эра Т, когда Господь Наш Форд, оправдывая девиз Мирового Государства: «ОБЩНОСТЬ, ОДИНАКОВОСТЬ, СТАБИЛЬНОСТЬ», даровал ему вышеупомянутую "Лиззи"... Все хоть "Т" животворящим себя осенили?