Авиамастер (vikond65) wrote,
Авиамастер
vikond65

Categories:

Лиззи в доспехах

1911_4

Я чуть не пропустил интересную дизельпанковую годовщину: в этом году исполнилось 110 лет со дня запуска в серию знаменитой "Жестяной Лиззи", она же Ford Model Т, - самого массового и наиболее популярного легкового автомобиля первой половины XX века. За 19 лет серийного производства она была растиражирована в количестве более 15 миллионов экземпляров, разошедшихся по всему миру. Для сравнения можно сказать, что за первые 20 лет существования СССР в нем было произведено чуть больше одного миллиона автомобилей всех марок и классов, из них легковых - порядка 100 тысяч, то есть, в 150 раз меньше, чем одних только "Фордов-Т". Прямо скажем, весьма показательная статистика. 

Вряд ли найдется человек, мало-мальски знакомый с историей автомобилестроения, который не слыхал об этом автомобиле. Однако, наверное, далеко не все из них знают, что во времена Первой мировой войны "Лиззи", несмотря на ее субтильность и маломощный 20-сильный движок, не раз пытались превратить в дешевый и массовый армейский броневик. Все эти попытки оказались не слишком продуктивными, однако они породили целый ряд любопытных конструкций.

Например, в 1915 году русский конструктор Александр Пороховщиков смастерил и предложил военному начальству "бронекаретку" на базе "Форда-Т", оснащенную двухслойной броней из котельного железа с прослойкой из сушеных водорослей, которую Пороховщиков считал своим выдающимся изобретением. Каретка также была снабжена резаком для "вскрытия" проволочных заграждений. Однако, из-за слабой защищенности и низкой проходимости она не прошла испытаний и не была принята на вооружение.

Porokhovschikov_Armoured_Car

В 1916 году прибывший в Россию британский бронедивизион привез 11 легких разведывательных броневичков на шасси "Форда-Т" с бронекорпусами из 5-миллиетровых стальных листов и пулеметами "Виккерс-Максим". Впоследствии их передали русской армии и использовали на Кавказском и Румынском фронтах.

322f795e5e50

ac_ford_4

Американцы, разумеется, тоже сделали на базе "Форда-Т" броневик с пулеметом "Кольт", что и не удивительно, поскольку у них таких автомобилей уже имелось более миллиона. Никакой информации об этой машине, кроме ее фотографии, датированной 1916 годом, мне найти не удалось. Судя по всему, она была несерийной.

07149u

Наконец, уже в 1920 году польский инженер Тадеуш Таньский на той же базе спроектировал двухместный бронеавтомобиль Ford FT-B (он же Ford Tf-c), который был построен в количестве 17 экземпляров, успешно применялся при обороне Варшавы от Красной армии и состоял на вооружении до 1931 года.

Ford_FT-B
Оригинальные бронемашины этого типа не сохранились, а на фотографиях - современная реплика. Обратите внимание на посадку водителя. В походном положении его сиденье поднималось для улучшения обзора.

Наконец, наиболее радикальной конверсией "Лиззи" был одногусеничный танк "Вездеход", разработанный и построенный в 1915 году тем же Александром Пороховщиковым, чуть ранее предложившим "бронекаретку". Из приведенной схемы, авторами которой являются С.В. Зыков и С.В. Ромадин, видно, что в этой машине использовалась рама, силовой агрегат, трансмиссия и задний мост "Форда-Т".

Vezdechod
Цифрами на схеме обозначены: 1- несущая рама, 2 - направляющий каток, 3 - натяжной механизм, 4 - гусеничная лента из прорезиненной ткани, 5 - управляемое колесо, 6 - опорный каток, 7 - ведущий каток, 8 - цепной привод, 9 - броневая крышка воздухозаборника радиатора, 1-0 - бензобак, 11 - задняя откидная панель, 12 - пулеметная бронебашня (проект, на прототипе отсутствовала), 13 - бронерубка водителя (проект), 14 - кожух цепной передачи.

large_b5ff3517fd
"Вездеход" на испытаниях под Ригой осенью 1915 года. В кабине - Пороховщиков, рядом - инженер-полковник Покровский-Козелло.

К сожалению, "Вездеход" Пороховщикова, как и его броневик, получился не очень удачным. На шоссе он развивал довольно высокую скорость - до 40 км/ч, однако управляемость и проходимость по мягкому грунту оставляли желать лучшего, танк не мог преодолевать окопы шириной в метр, а гусеница была слишком непрочной и быстро изнашивалась. Поэтому на вооружение машину не приняли.

Предупреждая возможные вопросы, замечу, что подлинные чертежи "Вездехода" не сохранились, а в советской и российской печати долгое время распространялась его умозрительная и, скорее всего, ошибочная реконструкция (см. внизу), которая не соответствует техническому описанию и фотографии.

87367558
Tags: История, Первая мировая, Польша, Россия, США, автомобили, военная техника, дизельпанк
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Проучили Сидора

    Ровно 235 лет тому назад, 13 мая 1790 года (по новому стилю), в ходе очередной шведско-российской войны 1788-1790 годов, на Ревельском (ныне…

  • Пани Украина

    И о чем с ними договариваться?

  • Никчемный "теневик"

    Ровно 85 лет назад, 13 мая 1940 года в Англии впервые поднялся в воздух летающий курьез — самолет GAL38 Fleet Shadower, построенный фирмой…

promo vikond65 март 4, 2023 13:17 39
Buy for 50 tokens
С авиамоделизмом я распрощался уже давно, поскольку времени на него катастрофически не хватает. Но от этого увлечения осталось немало артефактов, которые мне уже не пригодятся, а места в квартире занимают много. Однако они, наверное, могут заинтересовать нынешних авиамоделистов. Самый сурьезный…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 25 comments

Recent Posts from This Journal

  • Проучили Сидора

    Ровно 235 лет тому назад, 13 мая 1790 года (по новому стилю), в ходе очередной шведско-российской войны 1788-1790 годов, на Ревельском (ныне…

  • Пани Украина

    И о чем с ними договариваться?

  • Никчемный "теневик"

    Ровно 85 лет назад, 13 мая 1940 года в Англии впервые поднялся в воздух летающий курьез — самолет GAL38 Fleet Shadower, построенный фирмой…