я

Китбуково побоище

BattleOfHoms1299

3 сентября 1260 года возле палестинского города Айн-Джалут произошло одно из важнейших сражений в мировой истории. Египетская армия под руководством султана Кутуза и эмира Бейбарса наголову разгромила монголо-татарское войско, которым командовал найманский полководец Китбука (или Китбуга).

Монголы впервые потерпели сокрушительное поражение, остановившее их экспансию. За предыдущие полвека они выигрывали все крупные битвы со всеми своими противниками - китайцами, персами, арабами, половцами, булгарами, русскими, поляками и европейскими рыцарями, благодаря чему им удалось покорить почти всю Евразию. Монголы вызывали ужас, об их непобедимости ходили легенды, однако египетские мамлюки, возможно, из-за своей неосведомленности, не испугались столь грозного врага.

Интересно, что Китбука был христианином. Христиане же составляли значительную часть его войска, что не мешало ему действовать с типичной для ордынцев свирепостью. В 1258 году Китбука возглавлял один из туменов, захвативших Багдад, разрушивших его до основания и вырезавших всё население города. По разным оценкам монголы тогда убили от 80 до 200 тысяч человек, включая грудных младенцев. После этого "сверкающий алмаз Междуречья" надолго обезлюдел и уже никогда не вернул себе былое величие.

В 1259 году настала очередь Сирии. 70-тысячное войско хана Хулагу, вторглись в нее с северо-востока, захватило Дамаск, Алеппо, Баальбек и Сидон. С жителями Алеппо, которые упорно оборонялись, монголы поступили так же, как с багдадцами, оставив в живых только одного искусного ювелира.

Казалось, что вскоре та же участь ожидает все остальные города Восточного Средиземноморья, а затем и Египта, однако в июне 1260 года до монгольского войска дошла весть о внезапной смерти великого хана Мункэ. Хулагу с большей частью армии спешно ушел на восток, чтобы принять участие в борьбе за престол, оставив в Сирии примерно 12 тысяч конных воинов под командованием Китбуки.

За такую самонадеянность и недооценку противника монголам вскоре пришлось дорого заплатить. Однако поначалу Китбуке сопутствовал успех: он вторгся в Самарию, легко захватив Наблус, а затем - Газу. Уверенный в своих силах, он направил каирскому султану Кутузу гонца с ультиматумом следующего содержания:

Великий Господь избрал Чингиз-хана и его род, а все страны на земле пожаловал нам. Всем известно, что каждый, кто отказался повиноваться нам, перестал существовать вместе с его женами, детьми, родичами и рабами. Молва о нашей безграничной мощи разнеслась подобно сказаниям о Рустеме и Исфендияре. Так что, если ты покорен нам, то пришли дань, явись сам и проси прислать к тебе нашего наместника, а если нет, то готовься к смерти.

Кутуз, ранее не общавшийся с монголами, буквально ошалел от столь неслыханной наглости. Первой жертвой султанского гнева стал ни в чем не повинный гонец, которого Кутуз велел казнить. Затем он объявил в Египте мобилизацию. Сколько воинов ему удалось собрать, неизвестно, различные летописцы и историки называют разные цифры, но в любом случае египетское войско, к которому присоединились бежавшие от монголов курды, судя по всему, оказалось не меньшим, а скорее - гораздо большим, чем у Китбуки.

Неожиданно в поддержку своих давних заклятых врагов - мусульман выступили крестоносцы, все еще занимавшие в Палестине несколько крепостей, соединенных полосой средиземноморского побережья. Иерусалимский король Конрад Гогенштауфен выразил готовность беспрепятственно пропустить египтян вдоль границ своих земель в тыл татаро-монголам и даже снабдить их продовольствием и фуражом.

Такой поступок вполне объясним: хотя Китбука и называл себя христианином, это вряд ли уберегло бы крестоносцев от покорения и разграбления. Тем более, что монголы относились к древневосточной, несторианской ветви христианства, а значит, по мнению католиков, они были презренными еретиками.

Сражение у Айн-Джалута началось с атаки монгольской конницы на центр египетского войска. После короткой схватки египетские кавалеристы обратились в бегство, а монголы начали их преследовать. Увлекшись погоней, они слишком поздно заметили, что с обоих флангов их охватывают доселе скрывавшиеся за песчаными холмами арабские конные лавы. Монголы попали в ловушку притворного отступления, которую они сами многократно устраивали своим противникам. Их войско смешалось, попав в "клещи", а мамлюки обрушились на них со двух сторон. Бежавший центр также повернул коней и вновь вступил в бой.

В результате яростной схватки окруженная армия Китбуки была уничтожена, спастись не удалось почти никому. Сам он попал в плен и в тот же день ему отрубили голову. Вскоре египтяне один за другим отбили захваченные монголами города, полностью восстановив контроль над Сирией, Самарией и Галилеей.

После этого монголы еще не раз вторгались на Ближний Восток, но закрепиться им так и не удалось. Битва при Айн-Джалуте имела огромное психологическое значение, развеяв миф о непобедимости Орды. Был в ней и еще один важный момент: согласно ряду арабских источников, в этом сражении египтяне впервые применили некий прообраз чего-то огнестрельного, правда, подробностей никаких нет, как нет и изображений этого оружия.

mongols 02
Монгольское войско в походе.

11
Монгольский пеший лучник и тяжеловооруженный всадник.

4478682873_0e978f3c23_o
Египетский конный и пешие воины XIII-XIV веков

26494305
Египетская конница времен арабо-монгольских войн.

1281BattleOfHoms
Арабы гонятся за монголами, рисунок из западноевропейского средневекового манускрипта. Если вы спросите, почему у монголов на знамени изображены могендовиды, то на этот вопрос я вам не отвечу.

mongols8
Слева: хан Хулагу в представлении современного художника. Справа: страница из несторианской Библии, на которой изображен он же и его жена Доктуз-Хатун. Как ни странно, последователи Нестория считали (а может, и сейчас считают) этого людоеда святым.
promo vikond65 june 23, 16:38 24
Buy for 20 tokens
С авиамоделизмом я распрощался уже давно, поскольку времени на него катастрофически не хватает. Но от этого увлечения осталось немало артефактов, которые мне уже не пригодятся, а места в квартире занимают много. Однако они, наверное, могут заинтересовать нынешних авиамоделистов. Самый сурьезный…
Очень смешно. Вы пошутили, я тоже. Посмеялся.
Зная повадки интернет-троллей вполне можно ожидать от вас фразы типа: "а с чего вы взяли, что я про Рязань говорил". Потому и уточнил.
Итак, задача прежняя, расскажите об упадке города Рязани в 1190-х - 1230-х годах. Чо-то мне кажется, что вы соврали.
Впрочем, можете не отвечать. Вы попросили не летописное доказательство вырезания городов. Я вам его привёл. То, как вы теперь выкручиваетесь, мне неинтересно. До следующих встреч.
Упадок был не только в Старой Рязани. Но еще и Киеве, Галиче, Владимире с Суздалем, Торжке.
Вы можете чем-то подтвердить свои слова про упадок в Рязани в рассматриваемое время?
Археологи говорят, что аккурат тогда построены и перестроены городские валы и стены, а также каменные храмы. Рязанское княжество выходит на максимум своих размеров. Что говорит об упадке?
Сначала доложен принести извинения: был невнимателоен и почему-т о решил, что, как всегда в подобной дискуссии, речь идет о Киеве.

Затем доложен указать вам на вашу запредельную демагогию: в ходе того же самого похода монголы взяли штурмом и разорили Коломну и Москву. Но эти города почему-то никуда не делись -- более того, Москва сразу после этого начала возвышаться.

Более того, согласно той же самой "Повести о разорении и Рязани Батыем" людоедские монголы внезапно отпустили живыми пленных бойцов Коловрата, а сам Коловрат был похоронен и отпет... в Рязани. Якобы полностью разоренной и сожженной.
Извинения приняты
Та-а-ак. Значит, надо найти разницу между Рязанью и Владимиром. Почему в одном случае люди ушли с насиженного места, а в другом восстановили город? Может она как раз в том что Владимир разорили, а Рязань вырезали? И место стало проклятым. И люди ушли оттуда. В Пере - я - славль Рязанский. (И сейчас там не живут. Город рядом - Спасск-Рязанский. В обиходе просто Спасск) Естественно, что не одномоментно. И так же естественно, что покойников хоронили там где они погибли.
///"Повести о разорении и Рязани Батыем".... а сам Коловрат был похоронен и отпет... в Рязани./// вам удаётся открывать для меня всё новые и новые страницы истории. Такой версии (Евпатий похоронен в Рязани) ещё не слышал. Впрочем, если под Рязанью подразумевать Рязанскую землю, то да всё верно. Но конкретное место всё-таки неизвестно.
> Почему в одном случае люди ушли с насиженного места

Во-первых, не ушли.

Археологические исследования показали, что в Южном (большем) городище массово находятся предметы более позднего периода.
Просто столицу княжества перенесли в другой, более защищенный город. Что естественно. Также естественно, что прежняя столица быстро захирела.

> Может она как раз в том что Владимир разорили, а Рязань вырезали?

Ну то есть Рязань -- это в любом случае не правило, а исключение.
И приводить ее в качестве типичного примера "монгольских зверств" -- не очень честно.
///столицу княжества перенесли в другой, более защищенный город. Что естественно. Также естественно, что прежняя столица быстро захирела./// Вы там были? Масштаб защитных сооружений в Старой Рязани удивляет. Переяславль-Рязанский и близко не стоял.

///И приводить ее в качестве типичного примера "монгольских зверств" -- не очень честно.///
Вы попросили пример, я вам дал его. Теперь вам кажется, что пример неправильный, ну да это ваше дело. Учитывая, что вы начали возражать не поняв о чём идёт речь и качество ваших дальнейших аргументов, а так же то, что вы не согласились ни с одним аргументом оппонента можно сделать вывод:
Вы же не в теме. Гуглите поверхностно и вываливаете мне то, что я давно знаю. Может не надо так делать? Поверьте, я то же мог цепляться к отдельным словам у вас и развивать зацепки в ТЕОРИИ. Но отчего то не делаю так.
До следующих встреч.
> Вы попросили пример, я вам дал его. Теперь вам кажется, что пример неправильный,

Не передергивайте.
Пример не "неправильный" -- он единственный. Сиречь не пример, а исключение.