я

Алиса в стране кошмаров



Ровно 140 лет тому назад, 3 сентября 1878 года в Англии произошла крупнейшая в Европе и одна из крупнейших в мире катастрофа речного судна. Круизный пароход "Принцесса Алиса" столкнулся на Темзе с углевозом "Бауэлл Кастл", который буквально расколол его пополам своим стальным форштевнем. "Алиса" затонула через считанные минуты, а количество погибших в этой драме во много раз превысило число спасенных.

Подсчет жертв осложнялся тем, что никто не знал количества людей на борту. Штатная вместимость парохода составляла 936 пассажиров и 22 члена команды, но, поскольку билеты на речную прогулку продавались непосредственно на палубе, неизвестно, сколько их было продано. Известно только, что в тот день выдалась хорошая погода, а потому судно было забито "под завязку". Возможно, даже сверх норматива.

В последующие дни и ночи из воды извлекли 630 тел. Несмотря на все усилия команды "Бауэлл Кастла", немедленно спустившей шлюпки, ей удалось спасти всего 63 человека, еще примерно 130 человек самостоятельно добрались до берега. Часть утонувших сильным отливным течением унесло в море, поэтому точное число погибших так и не было установлено. Труп капитана Уильяма Гринстеда нашли только на шестые сутки.

Его и объявили виновником катастрофы, так как расследование установило, что в момент столкновения за штурвалом стоял человек, который вообще не являлся профессиональным моряком и членом экипажа. Некий Джон Айрес, также погибший в катастрофе, за 4 шиллинга согласился подменить штатного рулевого, который остался на берегу, так как у него было назначено свидание с девушкой. Этот Айрес не справился с управлением и на встречных курсах направил пароход наперерез углевозу.

Так четыре шиллинга стали ценой почти 700 человеческих жизней. Большому количеству жертв способствовало еще и то, что на "Принцессе Алисе" фактически отсутствовали спасательные средства. На ней имелись всего две небольшие шлюпки и 12 спасательных кругов, а спасательных жилетов и плотов не было вовсе. Более того, двери в крытый пассажирский салон открывались вовнутрь, и когда после столкновения люди в панике бросились к выходам, они их просто заблокировали. Выбраться удалось лишь тем, кто успели вылезти сквозь разбитые окна.

Катастрофа на Темзе заставила англичан коренным образом пересмотреть отношение к мерам обеспечения безопасности на речных судах.


Масштабная модель "Принцессы Алисы".




Поиск тел погибших.


Опознание жертв катастрофы.
Buy for 40 tokens
Buy promo for minimal price.
Даже не знал про такое событие, надо же !
Угольщики были самыми опасными судами. Работать на них было очень непрестижно (из-за гораздо более тяжелой и опасной работы, в сравнении с другими судами), поэтому "качество" команды, дисциплина и знания капитанов там оставляли желать лучшего. Стоит вспомнить, как относительно крошечный угольщик "Крати" утопил немецкий лайнер "Эльба", так как рулевой угольщика вообще бросил штурвал и пошел себе готовить кофе.

Edited at 2018-09-03 04:57 pm (UTC)
Чем работа на угльщике была более тяжёлой и опасной?
Угольная грязь, постоянная погрузка-разгрузка угля, опасность быть заваленным углем.
Судно тяжелое, при ошибках центровки - высока опасность "овер киля", адские бункеровки в море (угольщики часто использовались как "заправщики"), любая пробоина - гибель судна, опасность самовозгорания угля и взрыва угольной пыли.

Еще на угольщиках почти всегда был дефицит в команде, поэтому матросам приходилось стоять две вахты вместо одной. На "Крати" было именно так.
Вроде бы нет. По тогдашним правилам за все отвечал капитан.
Логично. Должен был все проверить, а рулевого - первым делом.
Рулевой в те годы это только "мускульный привод" к штурвалу. Команды ему должно было подавать лицо, имеющее судоводительский диплом.

Edited at 2018-09-03 07:23 pm (UTC)
Как тогда загружали-разгружали углевозы? Ковшовыми кранами? Конвейрами?
Кажется нереальным вручную разгрузить большой углевоз 1880х годов.
Механизация была, но это зависило от порта. В море бункеровались вручную.
Я бы сразу сдох, если бы был грузчиком при бункеровке в море.
Этим славился Русский императорский флот. Все уважающие себя военные моряки, обычно оплачивали погрузочные работы. Наши "авралили" сами. 2-3 жмура за время бункеровки было нормой.
Потери личного состава при бункеровке как при боевых действиях!
после этой катастрофы ввели стандарт ,что число мест на шлюпках и спасательных плотах должно быть равно числу пассажиров?
по титанику согласен.
просто что-то такое попадалось и засело в подсознании)
м.б. шлюпки+плоты+спасательные круги?
Форштевень угольшика (на второй гравюре) - ВНУШАЕТЪ !
Шел в балласте, потому и высокий. Один ушлый морячок ухитрился на трубу "Принцессы" вскарабкаться, а с неё на якорь угольщика перепрыгнуть.
130 человек самостоятельно добрались до берега.
Учитывая что тогдашняя Темза была канализацией - геройские люди!
Авария днем случилась или ночью!?
Re: 130 человек самостоятельно добрались до берега.
В 1878 году уже не была. Авария случилась днем.

Edited at 2018-09-04 12:43 pm (UTC)
Re: 130 человек самостоятельно добрались до берега.
Ясно.
Re: 130 человек самостоятельно добрались до берега.
По Скрягину в 19.40, уже ходовые зажгли.