я

Плёночный мир



Помните, как это было - круглый пластмассовый бачок с крутящейся внутри "улиткой", на которую надо было в полной темноте, наощупь, наматывать извлеченную из кассеты отснятую фотопленку. Бумажные пакетики с химикатами, которые требовалось растворить в строго отмеренных объемах воды и последовательно, на определенное время, заливать полученные растворы в бачок, а потом несколько раз долго промывать его в раковине проточной холодной водой.

И лишь после последней промывки, если всё было сделано правильно, а пленка не была бракованной, фотограф мог увидеть, что же он наснимал. Причем, увидеть в мелком, негативном изображении, а для получения нормальных фотографий необходимо было провести не менее долгое и замысловатое колдовство фотопечати.

Когда-то я проделывал эти манипуляции сотни раз, доведя их до автоматизма, пока не приобрел в 2002 году свою первую цифровую камеру. А вспомнил я об этом сейчас, потому что сегодня - знаменательная годовщина: ровно 130 лет назад, 4 сентября 1888 года американец Джордж Истмэн запатентовал первый в мире компактный пленочный фотоаппарат, сделавший фоторемесло доступным не только профессионам, но и любителям.

Когда этот аппарат поступил в продажу, фотография стала по-настоящему массовой, а количество фотографов и сделанных ими снимков начало расти космическими темпами. Ведь одно дело - таскать многокилограммовый чемодан с хрупкими стеклянными пластинами, которые надо менять после каждого отснятого кадра, а совсем другое - небольшую коробочку, заряженную на полсотни или даже на сотню снимков.

Можно сказать, что фотопленка стала одним из символов прошлого столетия. Где-то я читал, что в ХХ веке за каждый час в мире делалось больше фотографий, чем за весь XIX век. Сейчас примерно такое же количество снимков делается ежеминутно, но это уже смартфонно-цифровая эпоха.

А началось всё в 1888 году, когда Истмен получил патент на свой черный деревянный ящичек с деревянной пленочной кассетой и простейшим объективом. В следующем году аппарат поступил в продажу, а в 1892 году Истмэн зарегистрировал торговую марку Kodak (кстати, это слово ничего не означает, просто изобретателю нравилось его звучание, похожее на щелчок фотозатвора).

На заставке - патентный чертеж первого пленочного фотоаппарата и викторианская леди-фотограф с таким прибором. Интересно, что, немотря на крайне примитивную конструкцию, большой размер кадра позволял при хорошем освещении делать этим аппаратом вполне качественные снимки.



Первая фотокамера Истмэна и ее кассета на 100 снимков. Сверху на камере видно гнездо ключа для промотки пленки и счетчик кадров, а сбоку - кнопка спуска затвора.

acc544eastmankodakcorollholder

eastmanwalkerholdervar2scovilljun1890p.69-detail-small
Чуть позже фотокассеты стали плоскими, но еще долго они оставались деревянными.

Kodak-1888-Camera
Первый "Кодак" сделал это бессмысленное слово осмысленным и известным всем, кто имел хоть какое-то отношение к фотосъемке.

5569166777_d87357a8ab_b

В 1900 году поступила в продажу самая массовая и коммерчески успешная модель фотоаппарата Истмэна - "Кодак  Брауни". В простейшем исполнении она стоила один доллар, а в более продвинутом - с двумя видоискателями и регулировкой диафрагмы - два доллара. Только за первый год американцы раскупили более 150 тысяч таких камер, а всего их было выпущено несколько миллионов экземпляров. На снимке - двухдолларовая модификация.

1896
Изобретение фотопленки почти сразу привело к появлению сверхкомпактных "шпионских" фотоаппаратов. На фото - одна из первых таких камер, выпущенная в 1896 году.
Buy for 40 tokens
Buy promo for minimal price.
"Красная" ванная....Крики "Не входить!"))))))
В нашей коммуналке этим занимался дядя. Я считал его по меньшей мере алхимиком. Его фотки мне нравились.
Да тоже знаком процесс, правда фото получались так себе, но за то все сам от начала и до конца, проявитель, закрепитель, даже запах помню. И на вкус тоже не перепутаю))) А что за деревянная кассета, я что то термина не понял.
Пленочные кассеты для первых "Кодаков" делались из дерева. На снимках это видно.
О да, было дело, наматывал!
... и мир обрез визуальную память.

Красные комнаты не застал по возрасту, зато зацепил короткий период популярности Polaroid. До сих пор задаче валяется выполняю роль "глядь чо у меня есть" для гостей.
Посмотреть можно было уже через минуту после того, как засунешь пленку в закрепитель. Она становилась уже прозрачной. Но закреплять конечно надо было еще какое-то время.

Было всё. И даже немного чего осталось. Нафига? Вот не знаю. Валяется на антресолях...

Я еще и кино снимал и слайды... Вот там процессы посложнее были.
Слайды цветные. Храню в альбоме


Альбом для слайдов времен СССР
Альбом для слайдов времен СССР.

Альбом для слайдов. Страницы с кармашками.
Альбом для слайдов. Страницы с кармашками.

Альбом для слайдов. Цена вопроса.
Альбом для слайдов. Цена вопроса.



Edited at 2018-09-05 01:19 am (UTC)
Кстати в СССР от стекла в фотоделе не отказались ДО САМОГО КОНЦА. Лично держал в руках пачку стеклянных фотопластинок со сроком годности позже 1992 года. Размер 9х12, чувствительность 45 ед . ГОСТ.(явный нестандарт, не 32, не 64/65, не 50 в конце концов).
Это для фотоателье. Там сплошь и рядом работали аппараты довоенного производства. Я еще застал эти огромные деревянные ящики с кожаной гармошкой.
Стеклонегативы использовались в промышленности.В частности у нас на производстве были фотошаблоны на станках резки керамики.Там требовалось высокая точность,фотошаблоны позволяли её достичь.
>4 сентября 1888 года американец Джордж Истмэн запатентовал первый в мире компактный пленочный фотоаппарат, сделавший фоторемесло доступным не только профессионам, но и любителям.

Строго говоря не первый пленочный, но да первый компактный.

Когда Истмэн начал свое дело Вернике в Лондоне с пленкой уже разориться успел :)))

В общем тут первым стали считать не первого кто начал, а первого кто достиг успеха...