я

Плёночный мир



Помните, как это было - круглый пластмассовый бачок с крутящейся внутри "улиткой", на которую надо было в полной темноте, наощупь, наматывать извлеченную из кассеты отснятую фотопленку. Бумажные пакетики с химикатами, которые требовалось растворить в строго отмеренных объемах воды и последовательно, на определенное время, заливать полученные растворы в бачок, а потом несколько раз долго промывать его в раковине проточной холодной водой.

И лишь после последней промывки, если всё было сделано правильно, а пленка не была бракованной, фотограф мог увидеть, что же он наснимал. Причем, увидеть в мелком, негативном изображении, а для получения нормальных фотографий необходимо было провести не менее долгое и замысловатое колдовство фотопечати.

Когда-то я проделывал эти манипуляции сотни раз, доведя их до автоматизма, пока не приобрел в 2002 году свою первую цифровую камеру. А вспомнил я об этом сейчас, потому что сегодня - знаменательная годовщина: ровно 130 лет назад, 4 сентября 1888 года американец Джордж Истмэн запатентовал первый в мире компактный пленочный фотоаппарат, сделавший фоторемесло доступным не только профессионам, но и любителям.

Когда этот аппарат поступил в продажу, фотография стала по-настоящему массовой, а количество фотографов и сделанных ими снимков начало расти космическими темпами. Ведь одно дело - таскать многокилограммовый чемодан с хрупкими стеклянными пластинами, которые надо менять после каждого отснятого кадра, а совсем другое - небольшую коробочку, заряженную на полсотни или даже на сотню снимков.

Можно сказать, что фотопленка стала одним из символов прошлого столетия. Где-то я читал, что в ХХ веке за каждый час в мире делалось больше фотографий, чем за весь XIX век. Сейчас примерно такое же количество снимков делается ежеминутно, но это уже смартфонно-цифровая эпоха.

А началось всё в 1888 году, когда Истмен получил патент на свой черный деревянный ящичек с деревянной пленочной кассетой и простейшим объективом. В следующем году аппарат поступил в продажу, а в 1892 году Истмэн зарегистрировал торговую марку Kodak (кстати, это слово ничего не означает, просто изобретателю нравилось его звучание, похожее на щелчок фотозатвора).

На заставке - патентный чертеж первого пленочного фотоаппарата и викторианская леди-фотограф с таким прибором. Интересно, что, немотря на крайне примитивную конструкцию, большой размер кадра позволял при хорошем освещении делать этим аппаратом вполне качественные снимки.



Первая фотокамера Истмэна и ее кассета на 100 снимков. Сверху на камере видно гнездо ключа для промотки пленки и счетчик кадров, а сбоку - кнопка спуска затвора.

acc544eastmankodakcorollholder

eastmanwalkerholdervar2scovilljun1890p.69-detail-small
Чуть позже фотокассеты стали плоскими, но еще долго они оставались деревянными.

Kodak-1888-Camera
Первый "Кодак" сделал это бессмысленное слово осмысленным и известным всем, кто имел хоть какое-то отношение к фотосъемке.

5569166777_d87357a8ab_b

В 1900 году поступила в продажу самая массовая и коммерчески успешная модель фотоаппарата Истмэна - "Кодак  Брауни". В простейшем исполнении она стоила один доллар, а в более продвинутом - с двумя видоискателями и регулировкой диафрагмы - два доллара. Только за первый год американцы раскупили более 150 тысяч таких камер, а всего их было выпущено несколько миллионов экземпляров. На снимке - двухдолларовая модификация.

1896
Изобретение фотопленки почти сразу привело к появлению сверхкомпактных "шпионских" фотоаппаратов. На фото - одна из первых таких камер, выпущенная в 1896 году.
promo vikond65 june 23, 16:38 21
Buy for 20 tokens
С авиамоделизмом я распрощался уже давно, поскольку времени на него катастрофически не хватает. Но от этого увлечения осталось немало артефактов, которые мне уже не пригодятся, а места в квартире занимают много. Однако они, наверное, могут заинтересовать нынешних авиамоделистов. Самый сурьезный…
Это для фотоателье. Там сплошь и рядом работали аппараты довоенного производства. Я еще застал эти огромные деревянные ящики с кожаной гармошкой.
В фотоателье 9х12 формат не применялся - раз, и стекло не применялось - двас. Фотопластинки (а точнее листовые фотоплёнки) там были, да, но 13х18 (а то и 18х24) и на ПОЛИМЕРНОЙ основе. Встречались даже и цветные. Скорее уж я что-то специальное в руках держал ибо это была кафедра медвуза связанная с микроскопией.
Исходно - под стекло. Но уж годов с 70х туда пихали полимерную листовую фотоплёнку стеклом лишь прижатую. Доводилось общаться с фотоательешниками, да и у деда "Фотокор №1" был (9х12 как раз).
>Там сплошь и рядом работали аппараты довоенного производства

Какого довоенного - ФКД в СССР производили до 1987 года :)))

http://www.photohistory.ru/1207248174899423.html


А у них деревянные камеры такого типа делают и сейчас. (понятно что уже и под цифровые задники)

Ладно павильонные и дорожные камеры с мехом - сейчас даже ящичные начали снова делать.

Вот этот пинхол 2016 года. Китай.



Ибо да - нужны