я

Великий белый слон

114567_big.jpg

4 сентября 1949 года впервые поднялся в воздух прототип межконтинентального авилайнера Бристоль "Брабазон" - крупнейший самолет, когда-либо построенный в Великобритании. Его размеры впечатляли: размах крыла - 70 м, длина - 51 м, взлетная масса - более 130 тонн, диаметр двухпалубного фюзеляжа - 5 м. Не менее впечатляющей была и силовая установка - восемь 18-цилиндровых звездообразных поршневых двигателей Бристоль "Центавр" суммарной мощностью 16 тысяч лошадиных сил.

Моторы стояли внутри крыла в четырех спарках, под углом друг к другу и вращали через конические редукторы восемь соосных трехлопастных винтов, позволяя самолету развивать скорость 480 км/ч на максимальном режиме и 400 км/ч - на крейсерском. Внутри герметичного фюзеляжа рапсполагались спальные купе на 50 пассажиров, каюты экипажа, ресторан с кухней и даже бар с небольшой танцплощадкой. Также предусматривался вариант эконом-класса без всего этого великолепия, зато вмещавший 180 пассажирских кресел.

Гигантский самолет успешно прошел испытания и произвел фурор на Парижском авиасалоне. Но экономические расчеты показали, что он получился слишком дорогим и коммерчески невыгодным. Цена билетов, при которой эксплуатация авиалайнера была бы оправданной, получалась просто фантастической. А для экономичного варианта, исходя из тогдашних и прогнозируемых объемов авиаперевозок, не было достаточного числа пассажиров.

К тому же, на смену поршневым машинам уже шли реактивные авиалайнеры, летавшие почти вдвое быстрее. И всем было ясно, что за ними будущее. В результате "Брабазон" так и не вышел на регулярные авиалинии. Последний гвоздь в гроб этого амбициозного проекта, обошедшегося фирме Бристоль более чем в миллион фунтов стерлингов (почти 4 миллиона долларов, по тогдашнему курсу) загнало обнаружение в 1951 году усталостных трещин в конструкции крыла.

После этого самолет отстранили от полетов, а в 1953 году символ угасающей воздушной мощи бывшей великой империи сдали в металлолом.

eb7e34c6f1583ac757be6912ba28a92e.jpg
"Брабазон" на обложке журнала "Эйрплейн" и частичный разрез машины с показом двигательных агрегатов.

2014_CSK_05289_0051_000(george_horace_davis_the_bristol_brabazon_1_airliner_1945_the_modern_ai).jpg
Компоновка фюзеляжа авиалайнера.

8e708fc33d3ac6f12d63155b2c94d073.jpg
Прототип "Брабазона" в сборочном цехе.

brabazon-1.gif
Чертеж авиалайнера. Верхние капоты внутренних двигателей сняты.

6lwefthru3l01.jpg
"Брабазон" после выкатки из цеха. Рядом для контраста поставлен истребитель Бристоль "Файтер" времен Первой мировой войны, чтобы продемонстрировать прогресс, достигнутый фирмой "Бристоль" за 30 лет. Однако жить этой фирме оставалось недолго: в 1959 году она вошла в состав концерна ВАС.

landing-at-farnborough.jpg
"Брабазон" заходит на посадку. Первоначально эта машина летала в натуральном цвете алюминия, отполированного до зеркального блеска, но потом ее целиком окрасили в снежно-белый цвет, что, кстати, добавило несколько десятков килограммов веса.
Buy for 40 tokens
Buy promo for minimal price.
Шпеер вроде сказал - "чудо техники, хотя и бесполезное". Хоть и не про "Брабазон", но, думаю, здесь тоже к месту будет

Edited at 2018-09-04 03:35 pm (UTC)
Но все равно хотелось бы слетать на таком воздушном отеле. Не важно куда, чисто ради ощущения что ты летишь сидя в баре и лежа в постели.
Можно вопрос ликбеза ради?
Почему трехлопастные винты? Мне почему-то кажется, что эффективность винта неплохо так повышается с повышением количества лопастей, 5лопастные винты на амерских самолетах в 2 мировую уже были...
Два соосных трехлопастных более эффективны, чем один шестилопастный. Хотя, конечно, сложнее и дороже.

Прикольно фунт перед долларом просел как

Ну хоть кто то про него написал, спасибо. Коллега решил все таки начать вести ЖЖ ничего не понял в редакторе, а текст и картинки выравнивать нельзя? А то я выложил материал, какая то шняга.
Можно задать размер картинки в пикселах, выбрав нужное значение в выпадающем меню - от 300 до 1000, либо вставить картинку в оригинальном размере.
Любопытно, насколько опростился сейчас первый класс, по сравнению с тогда. Нынче отдельные купе есть только в персональных самолетах. В люксе/первом/бизнесе максимум есть кресла-кровати, закрываемые, как личные капсулы.
Полеты на самолетах вообще опростились в сравнении с теми годами.
Тогда любой полет это все равно что 1й класс сегодня.
Иллюминаторы кстати округлые.
Ну и что, всё равно нашли «усталостные трещины». Не, доктор сказал в…
А потом появился Ту-114. Похож, отчасти.
Сомнительный проект, учитывая что тогда Британия была почти разорена.
А нафига движки ставить под углом!? В чем инженерный профит? 
Двигатели воздушного охлаждения. Поставишь поперек - будут проблемы с охлаждением, поставишь вдоль - усложнишь передачу.
восемь 18-цилиндровых звездообразных поршневых двигат
Сумрачный британский гений.
Может они забыли что это пассажирский самолет а не бомбер!?
Накой хрен там 8 моторов, да еще и по такой схеме!?
Re: восемь 18-цилиндровых звездообразных поршневых двиг
Восемь моторов, потому что шесть мало.
По такой схеме - чтоб казалось, что обошлись четырьмя.

Edited at 2018-09-05 08:13 am (UTC)
Никогда не видел белого "Брабазона", только в люмине! Есть фотопруфы белизны?