я

Великий белый слон

114567_big.jpg

4 сентября 1949 года впервые поднялся в воздух прототип межконтинентального авилайнера Бристоль "Брабазон" - крупнейший самолет, когда-либо построенный в Великобритании. Его размеры впечатляли: размах крыла - 70 м, длина - 51 м, взлетная масса - более 130 тонн, диаметр двухпалубного фюзеляжа - 5 м. Не менее впечатляющей была и силовая установка - восемь 18-цилиндровых звездообразных поршневых двигателей Бристоль "Центавр" суммарной мощностью 16 тысяч лошадиных сил.

Моторы стояли внутри крыла в четырех спарках, под углом друг к другу и вращали через конические редукторы восемь соосных трехлопастных винтов, позволяя самолету развивать скорость 480 км/ч на максимальном режиме и 400 км/ч - на крейсерском. Внутри герметичного фюзеляжа рапсполагались спальные купе на 50 пассажиров, каюты экипажа, ресторан с кухней и даже бар с небольшой танцплощадкой. Также предусматривался вариант эконом-класса без всего этого великолепия, зато вмещавший 180 пассажирских кресел.

Гигантский самолет успешно прошел испытания и произвел фурор на Парижском авиасалоне. Но экономические расчеты показали, что он получился слишком дорогим и коммерчески невыгодным. Цена билетов, при которой эксплуатация авиалайнера была бы оправданной, получалась просто фантастической. А для экономичного варианта, исходя из тогдашних и прогнозируемых объемов авиаперевозок, не было достаточного числа пассажиров.

К тому же, на смену поршневым машинам уже шли реактивные авиалайнеры, летавшие почти вдвое быстрее. И всем было ясно, что за ними будущее. В результате "Брабазон" так и не вышел на регулярные авиалинии. Последний гвоздь в гроб этого амбициозного проекта, обошедшегося фирме Бристоль более чем в миллион фунтов стерлингов (почти 4 миллиона долларов, по тогдашнему курсу) загнало обнаружение в 1951 году усталостных трещин в конструкции крыла.

После этого самолет отстранили от полетов, а в 1953 году символ угасающей воздушной мощи бывшей великой империи сдали в металлолом.

eb7e34c6f1583ac757be6912ba28a92e.jpg
"Брабазон" на обложке журнала "Эйрплейн" и частичный разрез машины с показом двигательных агрегатов.

2014_CSK_05289_0051_000(george_horace_davis_the_bristol_brabazon_1_airliner_1945_the_modern_ai).jpg
Компоновка фюзеляжа авиалайнера.

8e708fc33d3ac6f12d63155b2c94d073.jpg
Прототип "Брабазона" в сборочном цехе.

brabazon-1.gif
Чертеж авиалайнера. Верхние капоты внутренних двигателей сняты.

6lwefthru3l01.jpg
"Брабазон" после выкатки из цеха. Рядом для контраста поставлен истребитель Бристоль "Файтер" времен Первой мировой войны, чтобы продемонстрировать прогресс, достигнутый фирмой "Бристоль" за 30 лет. Однако жить этой фирме оставалось недолго: в 1959 году она вошла в состав концерна ВАС.

landing-at-farnborough.jpg
"Брабазон" заходит на посадку. Первоначально эта машина летала в натуральном цвете алюминия, отполированного до зеркального блеска, но потом ее целиком окрасили в снежно-белый цвет, что, кстати, добавило несколько десятков килограммов веса.
promo vikond65 june 23, 16:38 24
Buy for 20 tokens
С авиамоделизмом я распрощался уже давно, поскольку времени на него катастрофически не хватает. Но от этого увлечения осталось немало артефактов, которые мне уже не пригодятся, а места в квартире занимают много. Однако они, наверное, могут заинтересовать нынешних авиамоделистов. Самый сурьезный…
Никогда не видел белого "Брабазона", только в люмине! Есть фотопруфы белизны?
Я не ленивый, я поискал. И это я нашел, но меня они не убедили. Я просил фотопруфы, поэтому на первую картинку я отвечу вам такой же живописью вполне "убедительного" МГ https://artchive.ru/res/media/img/oy1000/work/b12/214583.jpg
Там только написано "White Elephant", на самом деле большинство людей и в этой картинке увидит алюминий.
Второй снимок из той же оперы - вроде очень светлый, но на боках всякие рефлексы света, свойственные металлическим телам цилиндрической формы, убеждают в том, что это - не белый, и именно алюминий.
Белые самолеты и рефлексы на них выглядят так, например:
http://www.concordespeakers.com/images/assets/valiant-1.jpg
http://www.nationalcoldwarexhibition.org/images/collections/aircraftondisplay/vickers-valiant-b1/prb12812_l.jpg
http://i279.photobucket.com/albums/kk126/generalmelchett/Gvictor-2Medium.jpg
https://s3-us-west-2.amazonaws.com/abpic-media-production/pictures/full_size_0347/1519927-large.jpg

Если вы не поленитесь и поищете "в гугле за 2 секунды" слова "white elephant bristol brabazon", то вы нигде не найдете рассказ про сомнительную (дорогую, ненужную и утяжеляющую) перекраску огромного экспериментального с неясными перспективами самолета в белый цвет, зато найдете толкование английской идиомы "white elephant", и поймете, что самолет так прозвали вовсе не за его "новую окраску": "A white elephant is a possession which its owner cannot dispose of and whose cost, particularly that of maintenance, is out of proportion to its usefulness. In modern usage, it is an object, building project, scheme, business venture, facility, etc., considered expensive but without use or value". (Белый слон - это такой предмет, которым его владелец не может воспользоваться и стоимость содержания которого не соответствует его полезности).
https://en.wikipedia.org/wiki/White_elephant
А то что его назвали Great White Elephant - это речь не о его физических размерах и белизне, а как раз об истраченном миллионе фунтов...
Так что не спешите с выводами без внятных фотодоказательств... ;)
Да и хер с ним. Охота же вам ерундой заниматься. :)
Ну кому-то, может, и "хер с ним". А нам - стендовикам - вопросы достоверности окраски прототипа очень даже принципиальны. Тем паче, когда на полке лежит коробка с этим самым "Брабазоном"... :)

Edited at 2018-09-05 06:33 pm (UTC)