я

День драконов



На 4 сентября в России приходится готовщина первых вылетов двух весьма интересных и своеобразных летательных аппаратов. Правда, оба они, как и их английский "собрат по несчастью", пришлись не ко двору и остались единичных экземплярах. Первой была уникальная реактивная амфибия вертикального взлета ВВА-14, разработанная итальянским бароном Роберто Оросом ди Бартини, который еще 1923-е году переехал в СССР и впоследствии принял советское гражданство.

За оригинальную форму, напомнавшую в полете трехглавого дракона, этот аппарат получил во время испытаний неофициальное прозвище "Змей Горыныч". Согласно проекту, его силовая установка должна была состоять из 12 подъемных и двух маршевых двигателей. Однако к началу испытаний подъемные двигатели так и не были изготовлены (и их вообще не удалось сделать), а потому ВВА-14 испытывался как обычный самолет, без системы вертикального взлета.

Впоследствии его переделали в экранолет, добавив еще два маршевых двигателя по бокам передней части фюзеляжа, но в 1976 году, после смерти Бартини, проект закрыли, так как необходимость в подобной машине была весьма сомнительной, равно как и ее эксплуатационно-боевые качества.


ВВА-14 в первоначальной конфигурации с двумя маршевыми двигателями. В качестве водного шасси эта машина использовала резиновые надувные поплавки. При испытаниях на нее для сохранения военной тайны нанесли фальшивую маркировку "Аэрофлота". Интересно, кого советские секретчики надеялись этим обмануть?



Чертеж ВВА-14.

Экипаж пондимается в кабину перед испытательным полетом.


После закрытия программы ВВА-14 по частям и без двигателей доставили в Монинский авиамузей, но там так и не собрали, оставив гнить на пустыре. Сейчас эта машина представляет собой печальное зрелище. В 2013 году, вроде бы, собирались начать ее реставрацию, но из-за отсутствия средств вся работа свелась к закрытию брезентовым чехлом разбитого фонаря кабины.
Безусловно, у наших властей есть куда более важные приоритеты, чем забота о доставшихся им в наследство уникальных памятниках технической культуры.



Через 31 год после ВВА-14, 4 сентября 2001 года, впервые взлетел другой "трехглавый змей", правда, более скромных размеров, - прототип регионального грузо-пассажирского самолета С-80 (он же Су-80) разработанный в ОКБ Сухого в рамках конверсии. Этот самолет с укороченной взлетно-посадочной дистанцией, перевозящий 30 пассажиров и 3,5 тонны груза, предназначался для замены морально устаревающих мини-лайнеров Як-40 и Ан-24.

Однако государственной поддержки разработка не получила, а коммерческого спроса на нее не было. Иными словами, машину никто не захотел покупать. Из-за отсутствия заказов программа С-80 была закрыта еще до получения самолетом сертификата летной годности. Честно, говоря, вспоминая этот каракатец, впервые увиденный мной на авиасалоне в Жуковском в самом начале нулевых годов, я очень сильно сомневался, что у суховцев выйдет что-то путное из проекта "Суперджета". Однако я здорово ошибся в этом негативном прогнозе. И, как говорится, слава Богу!






С-80 с открытой грузовой аппарелью на салоне МАКС-2003. 
Buy for 40 tokens
Buy promo for minimal price.
ЕМНИП, экранопланы в свое время не взлетели потому что на один экраноплан шло двигателей столько же, сколько на несколько бомбардировщиков типа ТУ-22 или ТУ-160. При этом у самолёта была больше скорость и не было проблем с пилотированием...
Перефразируя ваши слова- от самой КОНЦЕПЦИИ экраноплана веяло глупостью.

По су-80 утверждение о том, что его не хотели покупать, не совсем верное.  В процессе его изготовления на Кнаапо проводились конференции с потенциальными покупателями из региональных авиакомпаний. Делалось это для того, чтобы выяснить хотелки эксплуатантов, и потом они даже реализовывались. Когда выкатывали первый суперджет, один из представителей авиакомпаний поинтересовался судьбой Су-80, и сильно жалел, что его не построили серийно. Причина закрытия проекта на самом деле в загрузке кнаапо: у него в работе уже были внуки Су-27, суперджет и Т-50. Зааод просто не вытянул бы еще и Су-80. Самолет конечно не беспорный, но перспективы у него были. Зря что ли у нас иномарки летают региональных линиях, а китайцы даже заикались о строительстве своего клона антоновского самолета в Тосэре Комсомольска. Так что ждем теперь регионального Ила.



Edited at 2018-09-04 09:56 pm (UTC)
Сборка первого "Суперджета" и Т-50 началась в 2006 году. Сколько С-80 было законтрактовано к тому моменту? И сколько их было построено с 2001 по 2006 год?
Запчасти для Суперджета находятся в Германии. В России эти самолёты только собирают.
Су-80 остался в металле или попилили уже?

Предсерийные решено пилить, но пока еще стоят на заводе.

Бартини работал в Новосибирске. Су-80 испытывали в СибНИА. Просто к слову.
Экранопланы это безумие. Любой летчик вам это скажет.
СССР был страной которой руководили идиоты, поэтому фантазии Бартини щедро оплачивались.

Такие проектов в СССР было много.

Венцом "стратегического идиотизма" была попытка скопировать Шаттл под названием Буран.

Все страну разорили эти Бартини и Лозино-Лозинские...
Если бы ты не был идиотом, то знал бы, что Лозино - Лозинский был против той концепции в которой Буран был построен и до последнего пытался реализовать свой вполне адекватный проект Спираль.
Насчет того что все работы свелись к укрытию брезентом - не совсем так. На данный момент там проблема с тормозами и она потихоньку решается. Для продолжения работ его надо перекатить .
Спасибо, Вы меня обнадежили. Но не сильно, поскольку я примерно представляю, во во сколько обойдется реставрация такого объекта. Сомневаюсь, что такие деньги у Вас есть или что кто-то готов Вам их предоставить.
У ВВА-14, если судить по чертежу - ВСЁ забито разными агрегатами...Места свободного - не особо видно.... Что он планировал перевозить?
А потом на ВВА-14 упал взор режиссёра Кэмерона, и пепелац под именем конвертоплана "Дракон" засветился в самом кассовом фильме всех времён и народов...
А у Бартини хоть один самолёт толковый получился?
Ну, разве что, Ер-2, к которому он имел некоторое отношение.
Если бы Курчевского не расстреляли, то, увидев это, он бы умер от зависти.