я

День драконов



На 4 сентября в России приходится готовщина первых вылетов двух весьма интересных и своеобразных летательных аппаратов. Правда, оба они, как и их английский "собрат по несчастью", пришлись не ко двору и остались единичных экземплярах. Первой была уникальная реактивная амфибия вертикального взлета ВВА-14, разработанная итальянским бароном Роберто Оросом ди Бартини, который еще 1923-е году переехал в СССР и впоследствии принял советское гражданство.

За оригинальную форму, напомнавшую в полете трехглавого дракона, этот аппарат получил во время испытаний неофициальное прозвище "Змей Горыныч". Согласно проекту, его силовая установка должна была состоять из 12 подъемных и двух маршевых двигателей. Однако к началу испытаний подъемные двигатели так и не были изготовлены (и их вообще не удалось сделать), а потому ВВА-14 испытывался как обычный самолет, без системы вертикального взлета.

Впоследствии его переделали в экранолет, добавив еще два маршевых двигателя по бокам передней части фюзеляжа, но в 1976 году, после смерти Бартини, проект закрыли, так как необходимость в подобной машине была весьма сомнительной, равно как и ее эксплуатационно-боевые качества.


ВВА-14 в первоначальной конфигурации с двумя маршевыми двигателями. В качестве водного шасси эта машина использовала резиновые надувные поплавки. При испытаниях на нее для сохранения военной тайны нанесли фальшивую маркировку "Аэрофлота". Интересно, кого советские секретчики надеялись этим обмануть?



Чертеж ВВА-14.

Экипаж пондимается в кабину перед испытательным полетом.


После закрытия программы ВВА-14 по частям и без двигателей доставили в Монинский авиамузей, но там так и не собрали, оставив гнить на пустыре. Сейчас эта машина представляет собой печальное зрелище. В 2013 году, вроде бы, собирались начать ее реставрацию, но из-за отсутствия средств вся работа свелась к закрытию брезентовым чехлом разбитого фонаря кабины.
Безусловно, у наших властей есть куда более важные приоритеты, чем забота о доставшихся им в наследство уникальных памятниках технической культуры.



Через 31 год после ВВА-14, 4 сентября 2001 года, впервые взлетел другой "трехглавый змей", правда, более скромных размеров, - прототип регионального грузо-пассажирского самолета С-80 (он же Су-80) разработанный в ОКБ Сухого в рамках конверсии. Этот самолет с укороченной взлетно-посадочной дистанцией, перевозящий 30 пассажиров и 3,5 тонны груза, предназначался для замены морально устаревающих мини-лайнеров Як-40 и Ан-24.

Однако государственной поддержки разработка не получила, а коммерческого спроса на нее не было. Иными словами, машину никто не захотел покупать. Из-за отсутствия заказов программа С-80 была закрыта еще до получения самолетом сертификата летной годности. Честно, говоря, вспоминая этот каракатец, впервые увиденный мной на авиасалоне в Жуковском в самом начале нулевых годов, я очень сильно сомневался, что у суховцев выйдет что-то путное из проекта "Суперджета". Однако я здорово ошибся в этом негативном прогнозе. И, как говорится, слава Богу!






С-80 с открытой грузовой аппарелью на салоне МАКС-2003. 
promo vikond65 june 23, 16:38 22
Buy for 20 tokens
С авиамоделизмом я распрощался уже давно, поскольку времени на него катастрофически не хватает. Но от этого увлечения осталось немало артефактов, которые мне уже не пригодятся, а места в квартире занимают много. Однако они, наверное, могут заинтересовать нынешних авиамоделистов. Самый сурьезный…
Спасибо, Вы меня обнадежили. Но не сильно, поскольку я примерно представляю, во во сколько обойдется реставрация такого объекта. Сомневаюсь, что такие деньги у Вас есть или что кто-то готов Вам их предоставить.
Ну тут история не про деньги , а скорее про руки. И например наш Ил-18 , если посмотреть как он выглядел 2 года назад, можно тоже предположить нехилый бюджет. Однако двигаемся.
Но тут же даже мотогондол и килей нет. Как Вы собираетесь их делать? А остекление фонаря?
Если их нет на фото не значит что их нет вообще. Остекление тоже не проблема, есть опыт, сейчас например восстанавливаем на Ил-10. Кстати , на данный момент делается временное остекление чтобы начать работы внутри.
А что, они есть? Я видел там только консоли рядом валяются.
Часть деталей находится в ангаре. В общем восстановить до экспоната реально , сейчас буксуем с ремонтом домкратов.
Ну, дай Бог, как говорится. А работу кто финансирует? Или всё на энтузиазме?
На энтузиазме , как и все остальные волонтерские работы в музее. Иногда объявляются сборы денег, ну это достаточно скромные суммы.