я

День драконов



На 4 сентября в России приходится готовщина первых вылетов двух весьма интересных и своеобразных летательных аппаратов. Правда, оба они, как и их английский "собрат по несчастью", пришлись не ко двору и остались единичных экземплярах. Первой была уникальная реактивная амфибия вертикального взлета ВВА-14, разработанная итальянским бароном Роберто Оросом ди Бартини, который еще 1923-е году переехал в СССР и впоследствии принял советское гражданство.

За оригинальную форму, напомнавшую в полете трехглавого дракона, этот аппарат получил во время испытаний неофициальное прозвище "Змей Горыныч". Согласно проекту, его силовая установка должна была состоять из 12 подъемных и двух маршевых двигателей. Однако к началу испытаний подъемные двигатели так и не были изготовлены (и их вообще не удалось сделать), а потому ВВА-14 испытывался как обычный самолет, без системы вертикального взлета.

Впоследствии его переделали в экранолет, добавив еще два маршевых двигателя по бокам передней части фюзеляжа, но в 1976 году, после смерти Бартини, проект закрыли, так как необходимость в подобной машине была весьма сомнительной, равно как и ее эксплуатационно-боевые качества.


ВВА-14 в первоначальной конфигурации с двумя маршевыми двигателями. В качестве водного шасси эта машина использовала резиновые надувные поплавки. При испытаниях на нее для сохранения военной тайны нанесли фальшивую маркировку "Аэрофлота". Интересно, кого советские секретчики надеялись этим обмануть?



Чертеж ВВА-14.

Экипаж пондимается в кабину перед испытательным полетом.


После закрытия программы ВВА-14 по частям и без двигателей доставили в Монинский авиамузей, но там так и не собрали, оставив гнить на пустыре. Сейчас эта машина представляет собой печальное зрелище. В 2013 году, вроде бы, собирались начать ее реставрацию, но из-за отсутствия средств вся работа свелась к закрытию брезентовым чехлом разбитого фонаря кабины.
Безусловно, у наших властей есть куда более важные приоритеты, чем забота о доставшихся им в наследство уникальных памятниках технической культуры.



Через 31 год после ВВА-14, 4 сентября 2001 года, впервые взлетел другой "трехглавый змей", правда, более скромных размеров, - прототип регионального грузо-пассажирского самолета С-80 (он же Су-80) разработанный в ОКБ Сухого в рамках конверсии. Этот самолет с укороченной взлетно-посадочной дистанцией, перевозящий 30 пассажиров и 3,5 тонны груза, предназначался для замены морально устаревающих мини-лайнеров Як-40 и Ан-24.

Однако государственной поддержки разработка не получила, а коммерческого спроса на нее не было. Иными словами, машину никто не захотел покупать. Из-за отсутствия заказов программа С-80 была закрыта еще до получения самолетом сертификата летной годности. Честно, говоря, вспоминая этот каракатец, впервые увиденный мной на авиасалоне в Жуковском в самом начале нулевых годов, я очень сильно сомневался, что у суховцев выйдет что-то путное из проекта "Суперджета". Однако я здорово ошибся в этом негативном прогнозе. И, как говорится, слава Богу!






С-80 с открытой грузовой аппарелью на салоне МАКС-2003. 
promo vikond65 16:38, Воскресенье 21
Buy for 20 tokens
С авиамоделизмом я распрощался уже давно, поскольку времени на него катастрофически не хватает. Но от этого увлечения осталось немало артефактов, которые мне уже не пригодятся, а места в квартире занимают много. Однако они, наверное, могут заинтересовать нынешних авиамоделистов. Самый сурьезный…
Если их нет на фото не значит что их нет вообще. Остекление тоже не проблема, есть опыт, сейчас например восстанавливаем на Ил-10. Кстати , на данный момент делается временное остекление чтобы начать работы внутри.
А что, они есть? Я видел там только консоли рядом валяются.
Часть деталей находится в ангаре. В общем восстановить до экспоната реально , сейчас буксуем с ремонтом домкратов.
Ну, дай Бог, как говорится. А работу кто финансирует? Или всё на энтузиазме?
На энтузиазме , как и все остальные волонтерские работы в музее. Иногда объявляются сборы денег, ну это достаточно скромные суммы.