я

Казань брал...

sviyajsk

Сегодня - знаменательная дата в истории наших ВВС. Ровно 100 лет назад, 10 сентября 1918 года, успешно завершилась первая крупномасштабная боевая операция Рабоче-крестьянского Красного Воздушного флота. В этот день Красная армия под руководством товарища Троцкого и при активной поддержке авиации взяла Казань.

В боях за город принимала участие так называемая Воздушная флотилия 5-й армии (другое название - Казанская авиагруппа) в составе 28 одноместных и двухместных самолетов различных типов ("Ньюпоры", "Фарманы", "Сопвичи", "Спады" и "Виккерсы") под командованием летчика Константина Акашева (в 1930 году арестован по делу "Весна", в следующем году - расстрелян).

В ходе операции красвоенлеты совершили более 330 боевых вылетов на разведку и бомбардировку, сбросив на город в общем счете около пяти тонн осколочно-фугасных бомб и полтора центнера листовок. Боевых потерь не было, однако, двое летчиков разбились в авариях, а еще шесть - перелетели на своих самолетах к противнику и в дальнейшем воевали на стороне белогвардейцев.

Самый крупный налет состоялся вечером 19 августа, когда Казань одновременно атаковали 10 советских аэропланов. Пользуясь отсутствием у противника зенитных средств, они снижались до 100 метров, целясь в наиболее приметные здания. Акашев из задней кабины "Сопвича", который пилотировал летчик Кудлаенко, лично сбросил на "белую сволочь" четыре пудовые бомбы. Через две недели Кудлаенко дезертировал.

По докладам экипажей, вернувшихся с задания, во время бомбардировки центр города словно вымер, все люди прятались по подвалам. Тут и там виднелись брошенные и опрокинутые извозчичьи пролетки, застыли на рельсах опустевшие трамваи и только носились, не разбирая дороги, обезумевшие от рева моторов и грохота взрывов лошади. В результате налета было частично разрушено и повреждено много домов, в частности - здание Дворянского собрания. Несколько бомб упали на территории казанского кремля.

По итогам боев главком РККА Лев Троцкий выразил летчикам благодарность в приказе:
"Солдаты Красной воздушной флотилии 5-й Армии! Вся Советская республика стала свидетельницей вашего несравненного героизма в боях под Казанью. Вы сразу пригвоздили к земле предательских летчиков неприятеля. Вы изо дня в день терроризировали белогвардейскую Казань. Вы создали незаменимую разведку. Вы бесстрашно преследовали врага, внося смятение и ужас в его ряды. Честь вам и слава, витязи Воздушного флота!"

Казань защищала Поволжская Народная армия, у которой тоже была авиация, причем даже более многочисленная, чем у красных, - свыше 50 самолетов. В основном, это были машины, эвакуированные весной 1918 года из западных районов страны под угрозой захвата германскими войсками. Однако распорядиться ими народоармейцы не сумели, использовали редко и неэффективно.

18 и 19 августа белые дважды пытались разбомбить поезд Троцкого, стоявший на станции Свияжск, а на следующий день три народоармейских аэроплана атаковали мост через Волгу, по которому шло снабжение красных войск. Но во всех случаях летчики промахнулись и их бомбы не нанесли никакого ущерба. На этом использование белыми авиации фактически прекратилось, а 10 сентября при бегстве из города они бросили более 30 аэропланов, ставших трофеями Красной армии.

По этому поводу в штабе Народной армии долго шло разбирательство, но в итоге никто так и не был наказан. Произошедшее списали на поломки и нехватку горючего, хотя, ничто не мешало авиаторам перед отступлением сжечь самолеты, чтобы они не достались противнику.

На заставке - аэропланы "Спад", "Ньюпор", "Сопвич" и "Фарман-30" Воздушной флотилии 5-й Армии, участвовавшие в бомбардировках Казани. Аэродром Свияжск, август или начало сентября 1918 г.

kazan-color
Аэропланы - участники битвы за Казань. Сверху вниз:

Истребитель "Ньюпор-24" из состава 1-й Советской боевой авиагруппы, входившей в Воздушную флотилию 5-й Армии. Самолет поступил в Россию из Франции и у него на крыльях остались незакрашенные французские "кокарды". Черная звезда на хвосте - эмблема ВВС 5-й Армии, позже ставшая эмблемой всей советской авиации Восточного фронта.

Разведчик "Лебедь-12" ВВС Поволжской Народной армии, базировавшийся в Казани. На нем нанесены народоармейские опознавательные знаки, представлявшие собой изображения Георгиевских лент.

Истребитель "СПАД-7" 1-й Советской боевой авиагруппы. Российские трехцветные круги на крыльях и фюзеляже закрашены красным. Изогнутая белая стрела на хвосте, окрашенном в черный цвет, - эмблема одного из авиаотрядов, входивших в группу.

spad-pavl-2
Еще один снимок самолетов Казанской авиагруппы, на котором хорошо видны их хвостовые эмблемы.

pavlov-kazan
Трое летчиков и моторист 1-й Советской авиагруппы возле истребителя "Ньюпор". Второй слева - командир группы красвоенлет И.У.Павлов. 

vuazen-kazan
Фотография, подписанная "Белогвардейские остатки в Казани 1918 г". На ней - самолет "Вуазен", потерпевший аварию и брошенный при отступлении Народной армией. На самолете - непонятные ОЗ в виде красно-белых кругов. Возможно, это недорисованные царские кокарды, на которых отсутствует синий цвет.
Buy for 40 tokens
Buy promo for minimal price.
летчики конечно офицеры царской армии?
Не все, но большинство. Были и из унтер-офицеров, например, тот же Павлов. А Акашев, вообще, гражданский, до революции он работал на петроградском авиазаводе летчиком-сдатчиком. Непонятно, почему его приплели к делу "Весна", по которому, в основном, проходили бывшие царские и белогвардейские офицеры.
сука жидовская,мразь краснопузая...
Ишьты,жиденок..как маскировалася,тварь.
Опять без закуски? Не бережете вы себя, любезный.
>а еще шесть - перелетели на своих самолетах к противнику и в дальнейшем воевали на стороне белогвардейцев.

яркая иллюстрация морального духа Красной Армии.
В сентябре 1918 года, после очередной серии перелетов красных летчиков к белогвардейцам чрезвычайный уполномоченный Главного управления РККВФ на Урало-Сибирском фронте А.В. Сергеев издал приказ, согласно которому одноместные самолеты в боевых вылетах дозволялось пилотировать только членам компартии, а на двухместных самолетах в состав экипажа обязательно должен был входить, хотя бы, один коммунист.
А в ноябре того же года штаб Южного фронта издал приказ, обязывающий всех летчиков дать расписки в том, что в случае их бегства к противнику их родственники, проживающие на советской территории, будут расстреляны. В этой же расписке они были обязаны указать адреса проживания родственников, становящихся заложниками.
Впрочем, зафиксированные документально случаи расстрела родственников летчиков-перебежчиков мне неизвестны. Возможно, эти расписки были лишь мерой запугивания, которая подействовала.
"...дата в истории наших ВВС..."

Наших? Ну уж нет, наши в той войне воевали с краснопузыми, а не за них.
Наши в той войне воевали друг с другом. Не зря подобные войны называют братоубийственными.
ну северяне вообще умудрились сжечь большую часть Ричмонда без каких либо уличных боев.
ой, просто молодца, как большевики смогли использовать старую гвардию и подрастающую молодежь, чтобы раскуярить к ябеням белую, прасти господи, армию...
Ощущение какой-то несерьезности.
Запугивание мирного населения - да, этого добились. А вот нанести именно ущерб военным объектам - таки нет.
Именно этого и добивались - запугать, парализовать волю к сопротивлению. При тогдашних, более чем скромных боевых возможностях авиации это была оптимальная тактика.
Тезка что скажешь о провале ЕР? И это еще когда народ не почувствовал пенсионную "реформу" и повышения цен вместе с НДС?
Не обольщайтесь, это пока еще далеко не провал. Но ничего хорошего в будущем я не жду.
Капель ТРЕБОВАЛ придать его "армии" 3 авиаотряда из них один истребительный из СПАДов, но не смотря на то что такая возможность была КОМУЧ просто проигнорировал его требования.
Естественно, проигнорировал, ведь у Комуча не было ни одного "Спада". А после потери Казани у него вообще почти не осталось самолетов.
Если бы Акашев сбежал к белой сволочи, может и до старости дожил бы))
Это - да, но Акашев был фанатичным революционером, при царе занимался подпольной работой, потом участвовал во взятии Зимнего дворца, и у него даже в мыслях не было изменить "святому" делу революции. В общем, за что боролся, на то и напоролся.
Дворянское собрание в Казани так с тех пор и стоит разрушенное?
Спасибо за информацию. Вопрос, а участвовали ли на стороне белых в армии Колчака, английские, французские пилоты? Участие иностранных спецов (самолёты же производства Антанты). В каких операциях участвовали. Я собираю информацию, по боям Тобольско - Петропавловской операции 1919 год.
Французские - участвовали некоторое время. В колчаковской армии был французский разведывательный авиаотряд на "Сопвичах". Правда, еще летом 1919 года он покинул Россию, передав самолеты белогвардейцам. Англичан не было.
Более подробно можно прочесть в моей книжке.
http://www.libex.ru/detail/book302407.html