я

Казань брал...

sviyajsk

Сегодня - знаменательная дата в истории наших ВВС. Ровно 100 лет назад, 10 сентября 1918 года, успешно завершилась первая крупномасштабная боевая операция Рабоче-крестьянского Красного Воздушного флота. В этот день Красная армия под руководством товарища Троцкого и при активной поддержке авиации взяла Казань.

В боях за город принимала участие так называемая Воздушная флотилия 5-й армии (другое название - Казанская авиагруппа) в составе 28 одноместных и двухместных самолетов различных типов ("Ньюпоры", "Фарманы", "Сопвичи", "Спады" и "Виккерсы") под командованием летчика Константина Акашева (в 1930 году арестован по делу "Весна", в следующем году - расстрелян).

В ходе операции красвоенлеты совершили более 330 боевых вылетов на разведку и бомбардировку, сбросив на город в общем счете около пяти тонн осколочно-фугасных бомб и полтора центнера листовок. Боевых потерь не было, однако, двое летчиков разбились в авариях, а еще шесть - перелетели на своих самолетах к противнику и в дальнейшем воевали на стороне белогвардейцев.

Самый крупный налет состоялся вечером 19 августа, когда Казань одновременно атаковали 10 советских аэропланов. Пользуясь отсутствием у противника зенитных средств, они снижались до 100 метров, целясь в наиболее приметные здания. Акашев из задней кабины "Сопвича", который пилотировал летчик Кудлаенко, лично сбросил на "белую сволочь" четыре пудовые бомбы. Через две недели Кудлаенко дезертировал.

По докладам экипажей, вернувшихся с задания, во время бомбардировки центр города словно вымер, все люди прятались по подвалам. Тут и там виднелись брошенные и опрокинутые извозчичьи пролетки, застыли на рельсах опустевшие трамваи и только носились, не разбирая дороги, обезумевшие от рева моторов и грохота взрывов лошади. В результате налета было частично разрушено и повреждено много домов, в частности - здание Дворянского собрания. Несколько бомб упали на территории казанского кремля.

По итогам боев главком РККА Лев Троцкий выразил летчикам благодарность в приказе:
"Солдаты Красной воздушной флотилии 5-й Армии! Вся Советская республика стала свидетельницей вашего несравненного героизма в боях под Казанью. Вы сразу пригвоздили к земле предательских летчиков неприятеля. Вы изо дня в день терроризировали белогвардейскую Казань. Вы создали незаменимую разведку. Вы бесстрашно преследовали врага, внося смятение и ужас в его ряды. Честь вам и слава, витязи Воздушного флота!"

Казань защищала Поволжская Народная армия, у которой тоже была авиация, причем даже более многочисленная, чем у красных, - свыше 50 самолетов. В основном, это были машины, эвакуированные весной 1918 года из западных районов страны под угрозой захвата германскими войсками. Однако распорядиться ими народоармейцы не сумели, использовали редко и неэффективно.

18 и 19 августа белые дважды пытались разбомбить поезд Троцкого, стоявший на станции Свияжск, а на следующий день три народоармейских аэроплана атаковали мост через Волгу, по которому шло снабжение красных войск. Но во всех случаях летчики промахнулись и их бомбы не нанесли никакого ущерба. На этом использование белыми авиации фактически прекратилось, а 10 сентября при бегстве из города они бросили более 30 аэропланов, ставших трофеями Красной армии.

По этому поводу в штабе Народной армии долго шло разбирательство, но в итоге никто так и не был наказан. Произошедшее списали на поломки и нехватку горючего, хотя, ничто не мешало авиаторам перед отступлением сжечь самолеты, чтобы они не достались противнику.

На заставке - аэропланы "Спад", "Ньюпор", "Сопвич" и "Фарман-30" Воздушной флотилии 5-й Армии, участвовавшие в бомбардировках Казани. Аэродром Свияжск, август или начало сентября 1918 г.

kazan-color
Аэропланы - участники битвы за Казань. Сверху вниз:

Истребитель "Ньюпор-24" из состава 1-й Советской боевой авиагруппы, входившей в Воздушную флотилию 5-й Армии. Самолет поступил в Россию из Франции и у него на крыльях остались незакрашенные французские "кокарды". Черная звезда на хвосте - эмблема ВВС 5-й Армии, позже ставшая эмблемой всей советской авиации Восточного фронта.

Разведчик "Лебедь-12" ВВС Поволжской Народной армии, базировавшийся в Казани. На нем нанесены народоармейские опознавательные знаки, представлявшие собой изображения Георгиевских лент.

Истребитель "СПАД-7" 1-й Советской боевой авиагруппы. Российские трехцветные круги на крыльях и фюзеляже закрашены красным. Изогнутая белая стрела на хвосте, окрашенном в черный цвет, - эмблема одного из авиаотрядов, входивших в группу.

spad-pavl-2
Еще один снимок самолетов Казанской авиагруппы, на котором хорошо видны их хвостовые эмблемы.

pavlov-kazan
Трое летчиков и моторист 1-й Советской авиагруппы возле истребителя "Ньюпор". Второй слева - командир группы красвоенлет И.У.Павлов. 

vuazen-kazan
Фотография, подписанная "Белогвардейские остатки в Казани 1918 г". На ней - самолет "Вуазен", потерпевший аварию и брошенный при отступлении Народной армией. На самолете - непонятные ОЗ в виде красно-белых кругов. Возможно, это недорисованные царские кокарды, на которых отсутствует синий цвет.
promo vikond65 16:38, sunday 21
Buy for 20 tokens
С авиамоделизмом я распрощался уже давно, поскольку времени на него катастрофически не хватает. Но от этого увлечения осталось немало артефактов, которые мне уже не пригодятся, а места в квартире занимают много. Однако они, наверное, могут заинтересовать нынешних авиамоделистов. Самый сурьезный…
летчики конечно офицеры царской армии?
Не все, но большинство. Были и из унтер-офицеров, например, тот же Павлов. А Акашев, вообще, гражданский, до революции он работал на петроградском авиазаводе летчиком-сдатчиком. Непонятно, почему его приплели к делу "Весна", по которому, в основном, проходили бывшие царские и белогвардейские офицеры.
Опять без закуски? Не бережете вы себя, любезный.
>а еще шесть - перелетели на своих самолетах к противнику и в дальнейшем воевали на стороне белогвардейцев.

яркая иллюстрация морального духа Красной Армии.
В сентябре 1918 года, после очередной серии перелетов красных летчиков к белогвардейцам чрезвычайный уполномоченный Главного управления РККВФ на Урало-Сибирском фронте А.В. Сергеев издал приказ, согласно которому одноместные самолеты в боевых вылетах дозволялось пилотировать только членам компартии, а на двухместных самолетах в состав экипажа обязательно должен был входить, хотя бы, один коммунист.
А в ноябре того же года штаб Южного фронта издал приказ, обязывающий всех летчиков дать расписки в том, что в случае их бегства к противнику их родственники, проживающие на советской территории, будут расстреляны. В этой же расписке они были обязаны указать адреса проживания родственников, становящихся заложниками.
Впрочем, зафиксированные документально случаи расстрела родственников летчиков-перебежчиков мне неизвестны. Возможно, эти расписки были лишь мерой запугивания, которая подействовала.
"...дата в истории наших ВВС..."

Наших? Ну уж нет, наши в той войне воевали с краснопузыми, а не за них.
Наши в той войне воевали друг с другом. Не зря подобные войны называют братоубийственными.
ну северяне вообще умудрились сжечь большую часть Ричмонда без каких либо уличных боев.
Ощущение какой-то несерьезности.
Запугивание мирного населения - да, этого добились. А вот нанести именно ущерб военным объектам - таки нет.
Именно этого и добивались - запугать, парализовать волю к сопротивлению. При тогдашних, более чем скромных боевых возможностях авиации это была оптимальная тактика.
Тезка что скажешь о провале ЕР? И это еще когда народ не почувствовал пенсионную "реформу" и повышения цен вместе с НДС?
Не обольщайтесь, это пока еще далеко не провал. Но ничего хорошего в будущем я не жду.
Капель ТРЕБОВАЛ придать его "армии" 3 авиаотряда из них один истребительный из СПАДов, но не смотря на то что такая возможность была КОМУЧ просто проигнорировал его требования.
Естественно, проигнорировал, ведь у Комуча не было ни одного "Спада". А после потери Казани у него вообще почти не осталось самолетов.
Если бы Акашев сбежал к белой сволочи, может и до старости дожил бы))
Это - да, но Акашев был фанатичным революционером, при царе занимался подпольной работой, потом участвовал во взятии Зимнего дворца, и у него даже в мыслях не было изменить "святому" делу революции. В общем, за что боролся, на то и напоролся.
Дворянское собрание в Казани так с тех пор и стоит разрушенное?
Спасибо за информацию. Вопрос, а участвовали ли на стороне белых в армии Колчака, английские, французские пилоты? Участие иностранных спецов (самолёты же производства Антанты). В каких операциях участвовали. Я собираю информацию, по боям Тобольско - Петропавловской операции 1919 год.
Французские - участвовали некоторое время. В колчаковской армии был французский разведывательный авиаотряд на "Сопвичах". Правда, еще летом 1919 года он покинул Россию, передав самолеты белогвардейцам. Англичан не было.
Более подробно можно прочесть в моей книжке.
http://www.libex.ru/detail/book302407.html
Авиационная группа Павлова называлась 1-я Советская, и к прежней 1-й Боевой авиа-группе никакого отношения не имела, кроме, конечно, личности командира. Не пойму почему у Спада Павлова рисуют черный хвост, если на всех прочих персональных самолётах он был красного цвета.
Круги национальных цветов на Вуазене красно-сине-белые, синий цвет из-за особенностей фотопечати той эпохи обычно имел очень светлые тона и выглядел практически белым.
//////////Не пойму почему у Спада Павлова рисуют черный хвост, если на всех прочих персональных самолётах он был красного цвета.

Во-первых, откуда это известно? А во-вторых, на фотке четко видно, что хвост гораздо темнее, чем круги.

//////////Круги национальных цветов на Вуазене красно-сине-белые, синий цвет из-за особенностей фотопечати той эпохи обычно имел очень светлые тона и выглядел практически белым.

Я проверял эту фотку фотошоповским колорпикером и убедился, что там цвет не "выглядит практически белым", а действительно абсолютно белый. Во всем центральном круге, в том числе и в областях, примыкающих к внешнему кольцу, интенсивность тона не различается ни на один процент.