я

Наемник, который победил смерть

Пройдя довольно унылую "войну даунов", я вдруг вспомнил, что ровно 20 лет назад, в такое же, как сейчас, суровое и мрачное полнолуние обитатели всех земель, от жаркой Бретонии до заснеженного Кайслева, эльфийских лесов и королевства горных гномов, увидели в небе жуткое предзнаменование. Луна сперва померкла, а потом засияла вновь, но на ней появился оскаленный лик чудовища.

А потом из земли начали вставать мертвецы. Но это были не обычные, безмозглые и неуправляемые упыри и вурдалаки. Ожившие скелеты и трупы, подчиняясь чей-то злой воле, объединялись в отряды, а отряды - в не знающие жалости и страха дисциплинированные армии, которые убивали всех на своем пути. А убитые ими люди вскоре оживали в виде зомби, пополняя ряды армий смерти.

warhammer-homepage.jpg

Думаю, многие уже поняли, о чем идет речь. 20 лет назад, в 1998 году, вышла эпохальная игрушка Dark Omen - "Темное предзнаменование", благодаря которой я познакомился со вселенной Боевого молота. Эта игра сразу покорила своим сюжетом, атмосферой и адреналиновым драйвом боевых схваток, которые хотелось переигрывать снова и снова, чтобы добиться наилучшего результата, хотя, похвастаться этим результатом можно было только перед самим собой.

В ней я впервые столкнулся с жесткими законами "Вархаммера": "каждый отряд - уникален, в бою нет пополнений и нет сохранений". Потери нельзя восполнить в ходе сражения, ошибку нельзя исправить, загрузив "сохраненку", а гибель юнитов с особыми способностями (например, магов) означала проигрыш не только битвы, но и всей игры, поскольку следующие миссии без этих юнитов пройти было невозможно. Поначалу я этого не знал, а в результате, отыграв более половины кампании, мне пришлось начинать ее заново.

Dark Omen был не из тех реалтаймов, где войска непрерывно штампуются в казармах, а жизнь одного бойца и даже целого отряда почти ничего не стоит. В нем приходилось беречь каждого, тем более, что отряды по мере прохождения миссий приобретали боевой опыт, становясь сильнее и выносливее, но и цена пополнений при этом тоже росла весьма значительно.

А пополнять поредевшие роты можно было только в промежутках между сражениями и только в пределах тех сумм, которые выплачивались за победы. Ведь протагонистом игры являлся кондотьер Морган Бернхард - командир двух небольших отрядов конных и пеших наемников, которые к концу игры и в случае его успешных действий вырастали в целую армию с артиллерией, боевыми магами и даже с паровым танком. И только с такой большой армией можно было выиграть последнее сражение против наиболее сильных противников во главе с самим повелителем мертвецов.

Вдобавок, огромное значение имел фактор морали и силы духа, ведь люди, в отличие от неустрашимых андедов, могли запаниковать, выйти из повиновения и сбежать с поля боя, понеся большие потери или будучи внезапно атакованы с тыла. Такой ситуации ни в коем случае нельзя было допускать.

Особый интерес представляла трансформация самого Бернхарда, который по ходу развития сюжета превращался из простого солдата удачи, любящего только деньги, выпивку и драки, в человека, к которому пришло понимание, что именно от него и его армии зависит спасение всех живущих, а также - готовность пожертвовать ради этого собственной жизнью.

В общем, игра была великолепна, я отдал ей более полугода, добившись того, что большинство битв мне удалось выиграть вообще без потерь. Не прошедший Dark Omen вряд ли сможет понять, насколько это было сложно. Конечно, по нынешним меркам, его графика выглядит примитивно и непривлекательно, поэтому я не предлагаю повторить мой опыт. Как говорится, поезд ушел. Однако очень жаль, что с тех пор не было сделано ничего подобного на новом техническом уровне.

Впрочем, есть Mark of Chaos 2006 года, который тоже по-своему весьма неплох, о нем я еще напишу.

warhammer_dark_omen_screenshot_6ace77bc.jpeg
Цыган Будулай, то есть, Морган Бернхард и его главный антагонист - владыка мертвых фараон Нагаш.

008-1.jpg
Некромант - помощник Нагаша (никого не напоминает?) и его подземные работяги, добывающие магический варп-камень.

381_4a88026a8a935.jpg
Описания отрядов, с которыми Бернхард вступает в войну с нечистью. Конниками командует он сам, а пешими мечниками - его корефан и такой же алкаш Гюнтер Шепке. Вообще, эти мечники - чисто расходный материал. Дерутся плохо, гибнут быстро. Когда у меня появились более сильные отряды, я перестал бросать их в бой и постоянно держал в резерве, чтобы не тратиться на пополнения.

Dark_omen_unidad26.jpg
Еще два отряда, которые вливаются в армию после выполнения определенных заданий: Ледяной маг Владимир из Кайслева (то есть, из России), который один считается за отряд и по силе равен целому отряду. И отважные рыцари Святого Грааля из Бретонии (то есть, из Франции), под командованием благородного Тристана де ла Тура.

4.png
Слева - страница с краткими характеристиками отрядов, которые появились у Бернхарда, когда его армия достигла максимальной численности. Количество черепушек обозначает боевой опыт отряда, количество щитов - уровень доспехов (они покупаются за деньги и не все отряды могут их носить). Иконки справа - артефакты (тоже покупные, либо полученные в качестве наград за выполненные миссии), придающие отрядам дополнительные возможности. Например, магический щит на желтом фоне, имеющийся у последнего отряда, обеспечивает ему неуязвимость от стрел.
Справа - статистика одной из пройденных битв. Неплохая, но можно было сыграть и лучше, не теряя гномов.


Между битвами персонажи ведут диалоги, в которых раскрываются их характеры и линия сюжета. Крайний слева на левой картинке - инквизитор, далее - помощник и казначей Бернхарда (его имя я забыл), затем - сам Бернхард и царица Екатерина. На правом скриншоте - придворный маг, император Карл-Франц, Бернхард и, опять-таки, инквизитор - мерзкий тип, что сразу видно по портрету, однако, с ним приходится сотрудничать.

010-1.jpg
Скриншоты полей сражений. Слева видна зона, огороженная флажками, в которой необходимо расставить перед боем свои отряды. Каждый отряд имеет эмблему, по которой его легко опознать и выделить в ходе схватки, чтобы дать команду.
Справа - костяная колесница "Рука Нагаша" - один из самых сильных и крепких юнитов армии нежити. Такая повозка, врезавшись с разгона, может буквально разметать целый отряд рыцарей в тяжелых доспехах. Вдобавок она внушает бойцам страх и может вызвать панику. В общем, очень неприятная штуковина.

ae464993-521e-4ba8-aacf-90bbdba29fd6.jpg
Бои в игре происходят как днем, так и ночью. Слева армия Бернхарда ожидает противника (флажки его отрядов уже видны на левом и верхнем краю экрана) у околицы небольшой деревушки. А возглавляет эти отряды тот самый некромант, его портретик слева внизу.
Справа кипит рукопашная между бойцами Бернхарда и рыцарями смерти - тяжелой кавалерией андедов. Судя по иконке, рыцари уже здорово покоцаны и скоро им хана. Но к месту боя подходят еще целых семь отрядов мертвецов, а у нас в резерве только два отряда и один уже драпает в панике. В общем, ситуация очень хреновая.

b101ed8.jpg
Насколько я знаю, Dark Omen был первой фантазийной RTS с полностью трехмерным и масштабируемым ландшафтом, который можно было  вращать на 180 градусов. По тем временам это очень круто, но для игры требовался мощный компьютер с хорошей видеокартой. Впрочем сейчас любой, даже самый дешевый смартфончик гораздо мощнее того компьютера.
Buy for 40 tokens
Buy promo for minimal price.
Да, это было здорово:) Я даже как-то повторно поюзал шедевр в 00х, с не меньшим удовольствием. А вот его брат-близнец Myth как-то не зашёл.
Myth вышел осенью 1997-го и изначально поддерживал 3Dfx и выглядел на нем просто офигенно. Помню как на уровне сложности godlike бегал за гнома, забрасывал зомбаков коктейлями молотова и они весело разлетались по карте.
Да, замечательная игра, проходил несколько раз, в т.ч. совсем недавно. Артефакты, кстати, можно найти и на карте в некоторых зданиях.
Да, а еще можно забрать у противника, но для этого надо целиком уничтожить его отряд, владеющий этим артефактом. Так я добыл у орков отражающий щит.
Отлична игра
Помню как меня доставали зомби-камикадзе, похожие на чудовищ Франуенштейна. И как тяжко было идти дальше без гнома-подрывника. Правда до конца не дошел, ибо игра из сборника намертво зависла на какой-то миссии...
Re: Отлична игра
Не на седьмой ли? Та же история, я грешил на большую царапину на диске...
>Dark Omen был первой фантазийной RTS с полностью трехмерным и масштабируемым ландшафтом, >который можно было вращать на 180 градусов

Тень рогатой крысы была первой такой игрок, но она вышла слишком рано. Во времена Windows 3.1 и 486DX2 играть в нее было сложно. Хоть сколько-нибудь прилично она шла только на первых Пентиумах.

Луна тут называется Маанслиб. Это важно, поскольку есть вторая луна - зеленый Морслиб.

Эта игра была одной из двух (второй был Shadows of the Empires) на которой я показывал знакомым преимущества 3D акселераторов. На первом уровне был очень красивый водопад с прозрачной водой, который в software версии смотрелся просто как груда пикселей.

Edited at 2018-09-26 05:50 am (UTC)
ЕМНИП, у рогокрысы карты еще были плоские, без рельефа, и угловатые.

//////////На первом уровне был очень красивый водопад с прозрачной водой, который в software версии смотрелся просто как груда пикселей.

Эта карта с водопадом - на последней картинке.
Отличная игра. До сих пор помню фразочки оттуда "Умри умри, предатель!" и "Мои люди боятся чудовищ!" :)
О, да эта штука одна из лучших ! Уже даже не помню сколько раз её прошёл. Предпоследняя карта с рыцарями Чёрного Грааля мне казалась самой сложной в игре. А один раз Нагаша почти сразу после старта финальной битвы случайно задавил танком. Потом пытался так с танком повторить, уже не получалось.
Эх, а этот волшебный немецкий акцент: "Зэ армиз оф зэ андед ар директли ахед !"
В последней битве для меня наиболее неприятными были отряды мумий, их даже пушка не пробивала, а в рукопашной они валили всех. Помню самый критический момент, когда с двух сторон одновременно поперли два таких отряда. :)
Я эту миссию проходил благодаря конным пистолетчикам, которые водили их кругами вокруг пирамид, постепенно отстреливая, и огненному магу, который их поджигал.
Шикарная игра, а 20 лет то пролетели мигом...игры вспоминаются как нечто далёкое, полузабытое...
Не раз слышал об этой игре, но увы в 1998 я в основном играл в то что притаскивал старший брат, и она видимо его глаз не зацепила. А жаль, люблю варгеймы. Впрочем, я бы тогда все равно ее не осилил, в 8 лет.

Как же вы так давно играя в
стратегии пропустили в 2004-2011 годах первые два Дова?

Edited at 2018-09-26 01:05 pm (UTC)
Я тогда больше играл в шутеры и ролевухи, а из стратегий - в "Противостояние", 3-й "Варкрафт" и "Печать Хаоса".
Жаль тактика после получения артиллерии сводилось к следующему алгоритму
1)треляем с места пока все не лягут
2) когда все легли кавалерией активируем скрипт на следующу пачку врагов
3) переходим к пункту 1
Тащем-то, против ИИ работает в большинстве стратегий, пошаговых или реального времени, если нет лимита ходов/времени.)
В игре по нынешним меркам очень много неявного (те же артефакты), и очень много рандома.
К тому же управление порой требует филиграной точности.
Или по пол года на прохождение, да.
Согласен по всем пунктам.
Но, все равно, игра классная. :)
раза 4 приступал с твердым намерением одолеть. и таки застревал. Может рестарт затеют.