я

Курносый стрекозёл

ENN_8264_1200.jpg

Ровно 70 лет назад, 30 сентября 1948 года, впервые поднялся в воздух прототип вертолета ГМ-1 (Геликоптер Миля - первый). Впоследствии, сменив название на Ми-1, он стал первой серийной винтокрылой машиной Советского Союза. Вопреки известной поговорке про блин, эта маленькая изящная машинка оказалась исключительно удачной, о чем свидетельствуют установленные ею 27 мировых рекордов скорости, дальности и высоты полета в классе легких вертолетов.

Самое удивительное - то, что все эти рекорды были установлены в 1958-68 годах, то есть, через 10-20 лет после создания милевского первенца. Несмотря на стремительный прогресс вертолетостроения в те годы, этот малыш в течение 20 лет оставался непревзойденным, что само по себе - рекорд. Ми-1 выпускался с 1952 по 1965 год и был растиражирован в 2680 экземплярах, из которых 1683 построили по лицензии в Польше, на заводе PZL.

За годы производства было разработано более полутора десятков военных и гражданских модификаций, в том числе пассажирская, учебная, связная, санитарная, сельскохозяйственная, морская (на поплавковом шасси), полярная, почтово-грузовая и даже противотанковая версия, вооруженная четырьмя ПТУР "Фаланга". Был и вариант с салоном "люкс". Одна из таких машин входила в "воздушный гараж" Никиты Хрущева, а еще одну Хрущев подарил президенту Финляндии Урхо Кекконену, который использовал ее для полетов по стране.

Первоначально вертолет вмещал пилота и двоих пассажиров на отдельных сиденьях, а в 1959 году появилась модификация Ми-1МНХ (модифицированный народно-хозяйственный), в салоне которой был установлен трехместный диван. Этот вертолет получил название "Москвич" и его одно время планировали использовать в Москве в качестве воздушного такси.

Об этом сообщили в прессе, были размечены взлетно-посадочные площадки возле МГУ, на Манежной площади, на привокзальных площадях, на Центральном и Тушинском аэродромах и еще в нескольких районах города. Однако из соображений безопасности от аэротакси все-же отказались, но его показали в фантастическом фильме 1961 года "Человек ниоткуда".

Ми-1 экспортировался во все страны Восточной Европы, а также - в Китай, Сирию, Монголию, Ирак, Афганистан, Алжир, на Кубу и в Северную Корею. Вертолет оказался изрядным долгожителем, по информации журнала "Флайт Интернешнл", в 1995 году в разных странах все еще эксплуатировалось порядка 150 таких машин, а некоторые из них летают до сих пор. В общем, это одно из тех советских изделий, которыми реально можно гордиться.

На заставке - Ми-1, восстановленный до летного состоялния новосибирскими энтузиастами истории авиации, август 2013 года. Фото Николая Енина.

Komponovochnaya-shema-Mi-1-1.jpg
Компоновочная схема вертолета Ми-1.

Svyaznye-Mi-1-na-ucheniyah-Suhoputnyh-vojsk..jpg
Слева - пилот связного Ми-1 передает приказ экипажу плавающего танка ПТ-76. Справа - Ми-1 "Аэрофлота" совершает посадку на лед.

4808428[1].jpg
"Аэрофлотовские" Ми-1 в конце 1950-х годов летали в бордовой окраске.


Юрий Яковлев и Сергей Юрский возле воздушного такси в фильме "Человек ниоткуда".

4807861.jpg
Слева - станция пересадки с ослов на вертолеты где-то в Средней Азии, а сюжет правой фотки мне не совсем понятен. Почему пилот не посадил машину, а пассажир вынужден подниматься в кабину или спускаться на землю по веревочной лестнице? Возможно, это тоже кадр из какого-то фильма.

1280px-Mi-1-JH01.jpg
Санитарно-эвакуационная модификация с двумя гондолами для раненых. Вертолет принадлежал Чехословацкой армии.

SM2_SP_x01.jpg
Польская модификация SM-2 с увеличенной кабиной на 5 пассажиров, построенная в 86 экземплярах. Фото Томаша Гирке.
Buy for 40 tokens
Buy promo for minimal price.
Вертолет в летном состоянии в самом начале - это Новосибирск. Здесь был вертолетный учебный центр ДОСААФ, который на них учил (в Бердске).
А что за рог (как у единорога :) ) у него торчит из кабины?
Если я правильно понимаю, это для радиоантенны. Обратите внимание, на компоновочной схеме она хорошо видна, и на некоторых фотографиях тоже.
Бордовый вертолетик в детстве был, пластмассовый но с
претензией на модель. А фотка, где дядька на лестнице -это известный советский офицерский анекдот: "ниже не опущусь. полковники запрыгивать начнут")

Edited at 2018-10-01 01:17 pm (UTC)
Re: Бордовый вертолетик в детстве был, пластмассовый но
А что за анекдот?
Re: Еще "полосатый рейс" вспомнил https://moe-online.ru/nn/zapisochki/53058
Разумеется, была на случай посадки/высадки пассажиров там, где вертолет сесть не может. Но какой смысл использовать ее в чистом поле, где машина может спокойно приземлиться?!
Про Ми-1 слышал такое: когда появился Ми-2, их не оставляли в резерве и не отправляли куда-нибудь в другие районы, но напрямую утилизировали, отправляли на свалку и разбирали. Поэтому их так мало до нас дошло. Мне интересно, так ли это? Точно могу сказать только то, что тот вертолёт, что у нас в Новосибирске восстановили, нашли чуть ли не в канаве. Видел его лично, ещё на стадии восстановления, и несколько раз на авиашоу.
Нет, он напоминает яковлевский Як-100.
https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%AF%D0%BA-100
http://xn--80aafy5bs.xn--p1ai/wp-content/uploads/2015/09/5.YAk-100-v-polete..jpg
И в этом нет ничего удивительного, поскольку именно его Яковлев и копировал.
Но в серию запустили не яковлевскую, а милевскую машину, которая оказалась лучше.
А мне рассказывали историю про аэротакси, тыкая пальцем в стоящий в Монино Ка-18. Но в том варианте такси работало, его отменили из-за жалоб окрестных жителей на шум. Маршруты якобы были от центрального аэровокзала к аэропортам.
Я читал, что Ка-18 и Ми-4 тоже предлагали на роль аэротакси и даже были пробные рейсы, но информация о том, что эта система какое-то время работала в штатном режиме, мне не попадалась.
А вот польская версия, это сугубо польский креатив, или при поддержке советской конструкторской мысли?
Не знаю, может и сами. В общем-то, не так уж сложно кабину переделать. А основные агрегаты не менялись.
В СПб есть такой институт, ранее назывался ЛИАП, у них во дворе корпуса на Набережной реки Мойки стоял МИ-1. В детстве весь вертолет посмотрел, излазил.
Видел я его в полуразобранном виде... Он вроде поршневой? Не от АН-2 ли движок?
Конечно. поршневой. Нет, не от Ан-2.

Edited at 2018-10-03 01:12 pm (UTC)
>Почему пилот не посадил машину, а пассажир вынужден подниматься в кабину или спускаться на землю по веревочной лестнице?

Возможно распутица - поляна мокрая. Тогда и Ми-2 сажать запрещали и по лесенке клиента опускали