я

Курносый стрекозёл

ENN_8264_1200.jpg

Ровно 70 лет назад, 30 сентября 1948 года, впервые поднялся в воздух прототип вертолета ГМ-1 (Геликоптер Миля - первый). Впоследствии, сменив название на Ми-1, он стал первой серийной винтокрылой машиной Советского Союза. Вопреки известной поговорке про блин, эта маленькая изящная машинка оказалась исключительно удачной, о чем свидетельствуют установленные ею 27 мировых рекордов скорости, дальности и высоты полета в классе легких вертолетов.

Самое удивительное - то, что все эти рекорды были установлены в 1958-68 годах, то есть, через 10-20 лет после создания милевского первенца. Несмотря на стремительный прогресс вертолетостроения в те годы, этот малыш в течение 20 лет оставался непревзойденным, что само по себе - рекорд. Ми-1 выпускался с 1952 по 1965 год и был растиражирован в 2680 экземплярах, из которых 1683 построили по лицензии в Польше, на заводе PZL.

За годы производства было разработано более полутора десятков военных и гражданских модификаций, в том числе пассажирская, учебная, связная, санитарная, сельскохозяйственная, морская (на поплавковом шасси), полярная, почтово-грузовая и даже противотанковая версия, вооруженная четырьмя ПТУР "Фаланга". Был и вариант с салоном "люкс". Одна из таких машин входила в "воздушный гараж" Никиты Хрущева, а еще одну Хрущев подарил президенту Финляндии Урхо Кекконену, который использовал ее для полетов по стране.

Первоначально вертолет вмещал пилота и двоих пассажиров на отдельных сиденьях, а в 1959 году появилась модификация Ми-1МНХ (модифицированный народно-хозяйственный), в салоне которой был установлен трехместный диван. Этот вертолет получил название "Москвич" и его одно время планировали использовать в Москве в качестве воздушного такси.

Об этом сообщили в прессе, были размечены взлетно-посадочные площадки возле МГУ, на Манежной площади, на привокзальных площадях, на Центральном и Тушинском аэродромах и еще в нескольких районах города. Однако из соображений безопасности от аэротакси все-же отказались, но его показали в фантастическом фильме 1961 года "Человек ниоткуда".

Ми-1 экспортировался во все страны Восточной Европы, а также - в Китай, Сирию, Монголию, Ирак, Афганистан, Алжир, на Кубу и в Северную Корею. Вертолет оказался изрядным долгожителем, по информации журнала "Флайт Интернешнл", в 1995 году в разных странах все еще эксплуатировалось порядка 150 таких машин, а некоторые из них летают до сих пор. В общем, это одно из тех советских изделий, которыми реально можно гордиться.

На заставке - Ми-1, восстановленный до летного состоялния новосибирскими энтузиастами истории авиации, август 2013 года. Фото Николая Енина.

Komponovochnaya-shema-Mi-1-1.jpg
Компоновочная схема вертолета Ми-1.

Svyaznye-Mi-1-na-ucheniyah-Suhoputnyh-vojsk..jpg
Слева - пилот связного Ми-1 передает приказ экипажу плавающего танка ПТ-76. Справа - Ми-1 "Аэрофлота" совершает посадку на лед.

4808428[1].jpg
"Аэрофлотовские" Ми-1 в конце 1950-х годов летали в бордовой окраске.


Юрий Яковлев и Сергей Юрский возле воздушного такси в фильме "Человек ниоткуда".

4807861.jpg
Слева - станция пересадки с ослов на вертолеты где-то в Средней Азии, а сюжет правой фотки мне не совсем понятен. Почему пилот не посадил машину, а пассажир вынужден подниматься в кабину или спускаться на землю по веревочной лестнице? Возможно, это тоже кадр из какого-то фильма.

1280px-Mi-1-JH01.jpg
Санитарно-эвакуационная модификация с двумя гондолами для раненых. Вертолет принадлежал Чехословацкой армии.

SM2_SP_x01.jpg
Польская модификация SM-2 с увеличенной кабиной на 5 пассажиров, построенная в 86 экземплярах. Фото Томаша Гирке.
promo vikond65 june 23, 16:38 22
Buy for 20 tokens
С авиамоделизмом я распрощался уже давно, поскольку времени на него катастрофически не хватает. Но от этого увлечения осталось немало артефактов, которые мне уже не пригодятся, а места в квартире занимают много. Однако они, наверное, могут заинтересовать нынешних авиамоделистов. Самый сурьезный…
Нет, он напоминает яковлевский Як-100.
https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%AF%D0%BA-100
http://xn--80aafy5bs.xn--p1ai/wp-content/uploads/2015/09/5.YAk-100-v-polete..jpg
И в этом нет ничего удивительного, поскольку именно его Яковлев и копировал.
Но в серию запустили не яковлевскую, а милевскую машину, которая оказалась лучше.