я

Первый воздушный мост

JulesDidierJacques

8 октября 1870 года из Парижа вылетел наполненный светильным газом аэростат-шарльер, на котором осажденный прусаками город покинул министр внутренних дел Франции Леон Гамбетта. На следующий день день аэростат приземлился в Туре, где высокопоставленный беглец возглавил сопротивление немецким оккупантам и организовал набор добровольцев во французскую армию. На размещенной вверху картине французского художника Жюля Дидье Жаке изображен Гамбетта (в коричневом длиннополом пальто) и двое провожающих, стоящие слева от гондолы аэростата.

Это был не первый, но наиболее яркий и символичный "воздушный прорыв" из кольца блокады. Всего же за время осады парижане изготовили и запустили 66 воздушных шаров. На них из города улетели 164 человека и около 400 почтовых голубей, позже возвращавшихся с депешами о положении в стране, записанными фотоспособом на микропленку. Таким образом в условиях полной наземной изоляции осуществлялась двустороняя связь гарнизона с "большой землей".

Пролетая над вражескими позициями, аэронавты разбрасывали листовки, предназначенные для немецких солдат, - это был первый в истории опыт распространения агитационных материалов с воздуха. Вот текст одной из таких листовок: "Париж не боится врага, Франция объединяется! Смерть оккупантам! Глупцы, неужели нам надо убивать друг друга ради удовольствия и тщеславия вашего монарха? Ваши победы возбуждают в нас ненависть и взращивают месть. Ваши действия - преступны, а Франция ведет справедливую войну за независимость!". Написано очень эмоционально, однако, пропагандистский эффект от подобных посланий, разумеется, был нулевым. Немцы на них никак не реагировали.

Впрочем, вернемся к аэростатам. Идею использовать их для связи выдвинул известный французский воздухоплаватель и основоположник аэрофотосъемки Гаспар-Феликс Турнашон, более известный под псевдонимом Надар. Он предложил делать шары из ситца, которого было много на парижских торговых складах. И он же выдвинул идею надувать их светильным газом - смесью водорода с метаном, получаемой пиролизом каменного угля. Этого сыря тоже хватало, поскольку в городе работало несколько газовых заводов, обеспечивавших уличное и домашнее освещение центральных районов. Чтобы сделать ситец газонепроницаемым его покрывали двумя слоями льняного лака.

Штаб обороны города оценил предложение и сумел быстро наладить пошив оболочек, изготовление плетеных корзин и строп. Для наполнения баллонов отвели большой застекленный павильон вокзала Аустерлиц, а их запуск осуществлялся с близлежащей площади Сен Пьер у подножия Монмартра. Одновременно был объявлен набор добровольцев на ускоренные курсы аэронавтов, причем предпочтение отдавалось спортсменам-гимнастам, цирковым акробатам и матросам парусных судов, не боящимся высоты и умевшим лазить по вантам.

23 сентября, всего через четыре дня после окружения города, из Парижа стартовал пилотируемый Жюлем Дюру аэростат "Нептун", правда, он был сделан еще до блокады. "Нептун" успешно пересек линию фронта и приземлился в городе Эвре. 27 сентября вылетел второй баллон, который вез документы и почтовую корреспонденцию.

Lachambre.balloon.factory
Пошив аэростатов в Париже во время блокады.

balloon-manufacture-granger
Наполнение баллонов на вокзале Аустерлиц.

Le_Neptune_Nadar
Аэростат "Нептун" перед стартом.

A19680194000CP02
Парижане с Монмартрского холма и площади Сен Пьер наблюдают за взлетом баллона.

Немцы изо всех сил пытались сбивать аэростаты, стреляя по ним из ружей, но зажигательных пуль у них не было, а отдельные дырки от обычных пуль не приводили к падению баллона. К тому же, пробоины в его нижней части можно было заклеить прямо в полете, взобравшись по стропам (вот, где пригождались акробатические навыки!).

Только один аэростат, вылетевший 12 ноября, немецким солдатам удалось изрешетить настолько, что он спустился из-за утечки газа неподалеку от вражеских позиций, а его пилот и пассажир попали в плен. Также немцы захватили несколько почтовых голубей и решили использовать их для обмана противника. Через неделю один из голубей вернулся в Париж с поддельным приказом о капитуляции, однако штаб обороны сумел распознать фальшивку.


Чтобы повысить эффективность зенитного огня фирма Круппа по заказу прусского генштаба в спешном порядке разработала первое в мире зенитное орудие и начала его производство, но к моменту изготовления первых серийных экземпляров война закончилась. Однако ружейные пули - тоже штука неприятная, поэтому во избежание дальнейших обстрелов с середины ноября аэростаты запускались только в темное время суток. На фоне ночного неба они были почти незаметны.

Franco-Prussian-War-balloon
Прусские гусары в безуспешной погоне за французским аэростатом.

Canon_antiballons
Крупповское противоаэростатное орудие Ballongeschutz образца 1870 года - казнозарядная нарезная пушка калибра 37 мм с ружейным прикладом.

YTG2_048
Слева - подготовка к ночному старту аэростата. На переднем плане двое служащих наземной команды привязывают крепежную веревку к корзине с голубями. Справа - аэростат "Сирена" объемом 1200 кубометров, по образцу которого были сделаны первые "парижские" баллоны, способные поднять двух человек, либо одного человека и центнер груза. С конца октября осажденные начали делать более крупные аэростаты, вмещавшие 2000 кубометров газа и поднимавшие трех человек.

ProjectionbyDuboscqMegascope
Слева - просмотр доставленного в Париж голубиной почтой микропленки с помощью специального прибора - мегаскопа, который проецировал изображение с пленки на экран, то есть, работал по принципу диапроектора. Его изобрктатель Жюль Дебоск был одним из тех, кто покинул Париж на аэростате. После перелета он организовал в Нанте съемку документов для отправки их с голубями в блокадный город. Справа - мегаскоп Дебоска в парижском музее истории фотографии. Источником света в нем служила электродуговая лампа.

Гораздо более опасным, чем прусские ружья, врагом воздухоплавателей были капризы погоды. Для запусков, естественно, подгадывали благоприятное направление ветра, однако, ветер имеет свойство внезапно меняться, поэтому аэростаты зачастую летели совсем не туда, куда требовалось. Пять баллонов приземлились на оккупированнной германцами территории, но аэронавтам удалось скрыться благодаря помощи местного населения. Гораздо меньше повезло экипажам двух шаров, унесенных в Атлантику и пропавших без вести.

Самой досадной для французов потерей стало крушение из-за разыгравшейся бури и захват прусаками запущенного 27 октября аэростата "Нормандия". Два члена его экипажа сопровождали особо ценный груз: семь миллионов франков золотом из Центрального банка (огромная сумма по тем временам), предназначенных для закупки оружия. В результате аварии оба воздухоплавателя получили серьезные травмы и попали в плен, а золото досталось немцам.

Кроме того, пять баллонов отнесло в Бельгию, три - в Голландию, два - в Германию (экипажи оказались в плену), а один с пилотом Леонардом Безье долетел аж до Норвегии, преодолев 1246 километров и ненароком установив мировой рекорд дальности полета, продержавшийся много лет.

Помимо прочего, аэростаты за время осады вывезли из Парижа почти два миллиона частных писем, положив, таким образом, начало авиапочте. Сейчас немногие сохранившиеся экземпляры этих писем представляют большую коллекционную ценность.

ST011-15s

Уникальный филателистический артефакт - письмо отправленное на аэростате из осажденного Парижа в Москву. Судя по штемпелю, оно было доставлено адресату 10 декабря 1870 года, то есть за полтора месяца до окончания осады. На конверт наклеена марка с портретом бывшего императора Луи Наполеона, 1 сентября сдавшегося прусакам, а через два дня - низложенного Законодательным собранием Франции. Новых республиканских марок к моменту отправки письма напечатать еще не успели.
Buy for 40 tokens
Buy promo for minimal price.
Фавр - мудак, сука. У Гамбетты вполне могло бы получиться остановить Бисмарка. Оставалось немного.
Дохлый номер. Не было квалифицированных командных кадров и времени на обучение пополнения. В таких условиях перманентная мобилизация может только гнать фарш.
Обратите внимание - многие войны того времени были очень короткими, при этом, в постсознании понятие война в темпоральном смысле воспринимается, как нечто вроде Второй Мировой - длительностью лет в 3-5-6-8. А ведь Франко-Прусская война длилась то менее 10 месяцев ! Через 10 месяцев после начала Гражданской войны Линкольн даже принудительный призыв еще не объявил
Фактически - еще меньше. От начала боевых действий до капитуляции Парижа прошло примерно 7 месяцев.
Французы начали вторую волну мобилизации в октябре, а уже в декабре Луарскую армию пришлось бросить в бой, то есть, на ее подготовку оставалось менее двух месяцев. За это время можно кое-как натаскать рядовой состав, но не офицеров, которых катастрофически не хватало.
Я в курсе, но только у немцев то резервов уже практически не оставалось.
Им хватало, поскольку у них потери были во много раз меньше, чем у французов.
дааааа ! только вот ресурсов у них в запасе уже не было.
Они им не понадобились. Им даже не понадобилось, как французам, начинать перманентную мобилизацию. Для победы вполне хватило тех войск, которые были мобилизованы в начале войны.
осажденный прусаками город
Воистину долголетние франко-прусские разборки, по итогу вылились в две мировые войны.
Re: осажденный прусаками город
Воистину нежелание русских царей и генсеков самовыражаться за счет национальных достижений в науке, технике и культуре приводили и ПРИВОДЯТ к постоянным войнам во всем мире.
Re: осажденный прусаками город
У русских царей свои тараканы в голове водились)
Re: осажденный прусаками город
а сейчас что - перестали ?
Re: осажденный прусаками город
Нет, цари закончились...
Вот это Вы сказанули! Ну, например, Гражданская война в США, вызвана нежеланием Александра Второго самовыразиться в науке, технике и культуре?
Да нет, как раз у Александра Второго с этим все было процентов на 40 нормально. В отличии от его дяди.
мда французы отожгли.
потерять армию и потом ее воссоздать это надо было суметь
Эк русские отожгли - потерять армию, потом еще одну, а потом воссоздать еще раз и победить - это надо было суметь.
Даже пару бомбузов с собой в рейс прихватывать не догадались...
Это заблуждение. Бомба может только разозлить.
Внушает уважение, что население Франции повсеместно сопротивлялось захватчикам и помогало незадачливым аэронавтам избежать плена в случае крушения воздушного шара.

А вот печатать листовки для немецких солдат было явно нерациональной тратой денег. Какая агитация могла бы подействовать на немцев, когда они стояли у самых стен Парижа? В таких случаях обычно говорят: "Поздно пить боржоми, если почки отвалились".
Жюль Дебоск свой мегаскоп для эротических слайдов изобрел
На картине изображено два воздушных шара, и этому есть объяснение - "В учебниках новой истории довольно подробно описывается, как в 1871 году лидер буржуазных республиканцев и будущий премьер-министр Франции Леон Гамбетта, невзирая на смертельную опасность, отправился из осажденного немцами Парижа на воздушном шаре, дабы поднять на сопротивление народ в остальных частях страны. Но мало кто знает, что тогда вылетели два шара. Вторым запасся некий В. Рейнольдс - торговый агент американской оружейной фирмы "Ремингтон". Он заключил выгодный контракт с французским правительством о поставке большой партии ружей для войск в провинции, но как доставить финансовые документы начальству?
Воздушные шары оправдали возлагавшиеся на них ожидания: и Гамбетта, и Рейнольдс преодолели германские линии. И если о полете первого шумел весь мир, то второго знало лишь руководство фирмы."
В общем-то, ничего удивительного. Только не в 1871, а в 1870 году.