я

Англо-бурский стимпанк



Англо-бурская война - последний крупный вооруженный конфликт XIX века - одновременно являлась вершиной развития военных технологий,  рожденных в этом веке пара, угля и стали. А их наиболее ярким воплощением стали активно применявшиеся англичанами рельсовые и безрельсовые бронепоезда.

С первых дней войны летучие конные отряды буров, пользуясь отсутствием сплошной линии фронта, начали проникать на десятки километров в глубь вражеской территории, уничтожая мелкие гарнизоны, захватывая обозы и склады. Для противодействия этой угрозе в местах прохождения железных дорог британцы стали использовать импровизированные бронепоезда, которые делались тут же, в южноафриканских железнодорожных мастерских. Некоторые из них были изготовлены заранее на случай возможного конфликта.

Блиндированные поезда, как известно, встречались и раньше, например, в американской гражданской войне и во времена Парижской коммуны, но это были лишь отдельные эпизоды, которые, как говорится, погоды не делали. А в англо-бурской войне эта техника получила гораздо более широкое распространение и серьезно помогла англичанам взять под контроль вражескую территорию.

Однако были и потери. На заставочном рисунке - экипаж расстрелянного бурами 15 ноября 1899 года в районе Коленсо английского бронепоезда пытается отбить нападение. В дальнейшем солдатам удалось под огнем отцепить сошедшие с рельсов бронеплатформы, чтобы на остальных выехать из-под обстрела. Но вскоре очередной снаряд разбил сцепку между тендером и первым вагоном. Паровоз с тендером уехал, а на нем спаслось около 20 человек из 120 членов команды бронепоезда. Остальные погибли или попали в плен. Среди оказавшихся в плену был военный корреспондент газеты "Дэйли Мэйл" Уинстон Черчилль, впрочем, рассказ не о нем.


Платформа применявшегося на англо-бурской войне бронепоезда с малокалиберным скорострельным морским орудием.


Аналогичная бронеплатформа с 37-миллиметровой автоматической пушкой Максима, которую англичане за характерный звук выстрелов называли "пом-пом". Такие платформы нередко вставляли в обычные поезда для их защиты.


Полностью закрытый броневагон с бойницами и паровозным фонарем.


Еще одна "творческая импровизация" - платформа с бронерубкой, пулеметом "Максим" на поворотном лафете и прожектором на крыше, также частично прикрытым броней. На лобовом щите написан девиз или название бронепоезда "Semper Fidelis", в переводе с латыни - "Всегда верный". Эту конструкцию соорудили служащие канадского контингента британской армии.


Качество броневагонов было различным. На этом снимке - довольно примитивная открытая платформа, блиндированная несколькими слоями гофрированного листового железа и вооруженная двуствольной митральезой Пальмкранца-Норденфельта. Забавно, что британский "Юнион Джек" используется в качестве занавески.


Помимо бронепоездов с легким вооружением, англичане сделали несколько бронеплатформ с мощными морскими орудиями, снятыми с боевых кораблей, намереваясь использовать их против бурских крепостей. Однако такие установки им не понадобились, поскольку буры крепостей не обороняли.


Четырехосный броневагон с поворотной башней и полуоткрытая двухосная бронеплатформа, которые в 1901 году входили в состав личного поезда лорда Альфреда Милнера - генерального комиссара Британской империи в Южной Африке.


Бронепоезд, подорванный и захваченный бурами в первый день войны, 13 октября 1899 года. Интересно, что один из локомотивов не бронирован. Возможно, англичане просто не успели этого сделать.


Английские солдаты возле бронепоезда, состоящего из бронепаровоза и двух стальных "коробок" с бойницами внизу и вентиляционными щелями под крышей. В лобовой амбразуре установлен пулемет.


Англичане залезают в свой "бронетранспортер".


Довольно странное изделие - паровоз, блиндированный корабельными канатами. Впрочем. в сочетании с толстым котельным железом такая противопульная защита могла быть вполне эффективной.


Еще один паровоз по прозвищу "Волосатая Мэри" с аналогичной "веревочной броней".

Продолжение следует.
Buy for 40 tokens
Buy promo for minimal price.
>Бронепоезд, подорванный и захваченный бурами в первый день войны, 13 октября 1999 года

Вячеслав, год исправьте, пожалуйста.
Верёвочная броня - это же ретро!
Использовалась защитниками севастопольских укреплений с той же целью - защиты от осколков:

Хе-хе, не знала.
Имела в виду доспехи из плотной ткани или кожи.
Их не так-то просто поджечь. Тем более, что зажигательных пуль еще не было.
Помпом, насколько я знаю, обычно упоминается с калибром в 40мм. Разночтения или разные модели?
Это орудия даже разных поколений - 1ф полевое Максима- Норденфельта и 2ф зенитное Виккерса.
Наследственность. Изначально так называли 37-мм "Максимы", а потом это же прозвище перешло к 40-мм зениткам.
Представил, как на полном ходу канат намотается на колесо)))))
Конструкторы - тоже, а потому добавили фиксирующие прутки в районе колес. Да и вообще шанс, что толстый жесткий канат куда-то намотается - небольшой.
Самый первый рисунок: паровоз и первый вагон остались на рельсах, а следующие два вагона сошли с рельсов. Так не бывает. Неужели художник незнаком с фотографиями железнодорожных катастроф?
Если состав двигался задним ходом, то очень даже бывает.