я

Грунтовой бронепоезд



Продолжая тему стимпанковых шедевров англо-бурской войны, нельзя не вспомнить, что это единственная война, в которой применялись не только обычные, рельсовые, но и безрельсовые бронепоезда. Их появление было вызвано тем, что железные дороги в Южной Африке конца XIX века пролегали довольно редко, до многих городов и гарнизонов можно было добраться только по грунтовкам, а бурская кавалерия орудовала повсеместно, на всех коммуникациях британской армии.

В ответ на эти действия фирма "Джон Фаулер", выпускавшая паровые трактора и локомобили, предложила использовать вооруженные бронеобозы на паровой тяге. Идея получила поддержку военного министерства и уже в январе1900 года, через три месяца после начала войны,  первый такой бронепоезд вышел на испытания.

Его локомотивом являлся колесный паровой трактор В5 "Лайон", покрытый прямоугольным коробом из противопульной брони. Трактор мощностью 115 л.с. и массой 22 тонны буксировал три бронеповозки, построенные по заказу Фаулера на фирме "Чарльз Кэммел энд компани". Общий вес эшелона достигал 60 тонн. В июне 1900 года его привезли на пароходе в Капскую провинцию, но там это "чудо техники" встретили без восторга. Проходимость бронепоезда по проселочным дорогам была довольно низкой, скорость - очень медленной, а запасов угля и воды хватало всего на несколько десятков километров. К тому же, далеко не каждый мост выдерживал массу трактора.

Вскоре англичане решили, что такой бронеобоз им не нужен и демонтировали с него броневые листы, использовав их при постройке обычного рельсового бронепоезда. Но в 1901 году, когда бурские партизаны устроили на дорогах Трансвааля настоящий ад, британцы резко изменили свое мнение. Главнокомандующий английских войск в Южной Африке лорд Китченер потребовал срочной доставки 45 (!) поездов Фаулера. Постройку бронеобозов возобновили, однако, до конца войны успели склепать и пустить в дело всего три штуки. По окончании боевых действий их, как и первый образец, разбронировали и довольно долго использовали для перевозки различных грузов.

На заставке - прекрасно отреставрированный ходовой экземпляр трактора Фаулер В5 "Лайон", ставшего основой для английского безрельсового бронепоезда. Чтобы не портить асфальт, на передние колеса надеты резиновые бандажи, а на задних - укреплены деревянные грунтозацепы вместо металлических.




Бронетрактор и броневагон в четырех проекциях.


Бронесостав на испытаниях в Англии. Мощности локомотива хватало, чтобы, помимо трех вагонов, буксировать по ровной дороге тяжелое артиллерийское орудие.


Пушку (в данном случае это полевая гаубица калибра 4,7 дюйма) также можно было перевозить внутри вагона.


Броневагон Кэммела с опущенными аппарелями для закатывания пушки.


Броневагон в транспортном положении. В стенках видны винтовочные бойницы с бронезаслонками.


Грузовая платформа, на которой монтировался бронекорпус.


Еще один снимок бронеобоза. Видно, что стенки вагонов могли откидываться вовнутрь для повышения пулестойкости.


Бронетрактор крупным планом. Кабина машиниста оснащена амбразурами и вентиляционными люками на крыше.
Но в летнюю африканскую жару находиться там рядом с раскаленной топкой было, наверное, не очень приятно.


Разбронированный обоз Фаулера по окончании боевых действий.

promo vikond65 16:38, sunday 21
Buy for 20 tokens
С авиамоделизмом я распрощался уже давно, поскольку времени на него катастрофически не хватает. Но от этого увлечения осталось немало артефактов, которые мне уже не пригодятся, а места в квартире занимают много. Однако они, наверное, могут заинтересовать нынешних авиамоделистов. Самый сурьезный…
Тю, блин.
Точно.
Что-то я с масштабом напутал, принял за фигуру какую-то херню на заднем плане.

Но ёёё, в таком положении листов там только сидя или лежа, да и угол обстрела мизерный получается через те амбразуры...
Я думаю, они стояли на коленях. Угол обстрела, действительно, небольшой, но, очевидно, он считался достаточным, поскольку амбразуры - вертикальные.