я

Французская "Цусима"

Turner,_The_Battle_of_Trafalgar_(1822)

Грех не вспомнить о сегодняшней годовщине: 21 октября 1805 года состоялась знаменитая Трафальгарская битва - одна из наиболее масштабных и эпичных морских баталий в истории. Как известно, это было последнее крупное морское сражение Франции и последняя морская битва между французами и англичанами, если не считать Мерс-эль-Кебир, более напоминавший избиение младенцев. И это сражение французы вместе со своими испанскими союзниками проиграли "всухую", с разгромным счетом.

Объединенный франко-испанский флоот под командованием адмирала Пьера де Вильнёва потерял 22 линкора, подавляющее большинство из которых сдались. Потери в личном составе оценивались в 3243 погибших, 2538 раненых и примерно 8000 пленных, из которых более трех тысяч утонули или пропали без вести на следующий день в разыгравшемся шторме. Англичане же не потеряли ни одного корабля, а их урон в экипажах составлял всего 458 убитых и 1208 раненых. При этом британцы начали бой в меньшинстве, имея 27 линкоров и четыре фрегата против 33 франко-испанских линкоров и пяти французских фрегатов.

Трафальгар поставил финальную точку в долгих попытках Франции стать ведущей морской державой, отвоевав этот титул у "владычицы морей" - Великобритании. Но, несмотря на отдельные эпизодичеаские успехи, из этого ничего не вышло. С начала XVIII века все более-менее крупные эскадренные морские сражения французы неизменно проигрывали англичанам. Все же, как ни крути, а рассуждения геополитиков о географическом детерминизме, теллурократиях и талассократиях не лишены оснований.

Далее - подборка картин и книжных иллюстраций, дающих наглядное представление как о самой Трафальгарской битве, так и о ее участниках.

Nelson leaving Portsmouth for Victory before Trafalgar
Сцена прощания с адмиралом Нельсоном, отправляющимся бить французов. В центре - его любовница - леди Гамильтон, пожалуй, не менее популярная, чем он сам.

victory

Британский 104-пушечный трехпалубный линкор "Виктори". К 1805 году это был уже очень старый корабль, он проплавал 40 лет, пережив множество бурь и сражений. Однако адмирал Нельсон, не сомневаясь в качестве работы английских судостроителей, сделал его своим флагманом в предстоящей битве. Надо сказать, что средний срок службы деревянного боевого корабля (а других в те годы не было) составлял всего 10-13 лет.
На строительство "Виктори" ушло 5400 дубов и более 600 деревьев других пород, что примерно эквивалентно 50 гектарам леса. Общая длина его такелажа - свыше 40 километров, общая площадь парусов - 6510 квадратных метров.


Испанский четырехпалубный 140-пушечный линкор "Нуэстра Сеньора де ла Сантиссима Тринидад" - крупнейший корабль, принимавший участие в Трафальгарской битве. Получив тяжелые повреждения, он в конце концов спустил флаг и был взят на буксир английским линкором "Принц". Но во время перехода в Англию разыгрался шторм, который разорвал буксирный канат. "Сантиссиму Тринидад" унесло в океан и больше ее никто не видел.

The_Battle_of_Trafalgar_by_William_Clarkson_Stanfield
Трафальгарская битва на картине английского художника Уильяма Кларксона-Стэнфилда, нарисованной "по горячим следам" в 1806 году. Хорошо видно, на сколь коротких дистанциях проходило это сражение. Корабли стреляли почти в упор и порой буквально сталкивались бортами.

Louis-Philippe Crepin, Scene of the Battle of Trafalgar, 1807
А это картина французсколго художника Луи-Филиппа Крепина с тем же сюжетом. Понятное дело, что в центре он изобразил французский корабль, отбивающийся от зажавших его с двух стоорон британских линкоров.

186245-stranger
Кульминационный момент боя: "Виктори", ведя огонь с обоих бортов, прорывает кильватерную колонну французских линкоров и разрезает надвое вражеский строй.

large
Лорд Нельсон с адъютантами на палубе "Виктори" во время трафальгарского сражения. Картина Уильяма Оверенда.

Fall_of_Nelson
Геройская гибель Нельсона от пули французского снайпера - едва ли не самый распространенный сюжет английских художников-маринистов XIX века. Я выбрал картину Дениса Диджтона, нарисованную в 1825 году.

NelsonNavy
Британские моряки времен Трафальгара. Слева на переднем плане - матрос, на заднем - сам сэр Горацио Нельсон и его адъютант.
Справа по порядку: офицер морской пехоты, лейтенант флота и двое веселых хоббитов матросов, возвращающихся из паба.
s.11
Французские моряки того же периода: слева - морской пехотинец с мушкетом и корабельным фонарем, справа - матрос с абордажной пикой. В центре - инструменты для чистки, заряжания и разряжания орудий.

poi_2-r-1
"Виктори", превращенный в корабль-музей.

12
Орудийная палуба "Виктори", которая одновременно являлась местом отдыха для матросов, ночевавших без особого комфорта в подвесных брезентовых гамаках вплотную друг к другу. Впрочем, французским матросам было еще более "уютно", поскольку вплоть до середины XIX века им приходилось спать в обнимку, по двое в одном гамаке. Неудивительно, что среди моряков других стран они имели стойкую репутацию лиц нетрадиционной сексуальной ориентации.

HMS_Bedford_lower_deck
Чертеж "спальни" типового британского парусного линкора. Синим помечены гамаки матросов, а красным - морских пехотинцев.

20120124Trflgr-Sect-5-(242-243)-lar
Линкор "Виктори" в разрезе.

2000px-Trafalgar_1200hr
План-схема Трафальгарского сражения. Красный цвет - британские корабли, синий - французские, черный - испанские.
promo vikond65 june 23, 16:38 22
Buy for 20 tokens
С авиамоделизмом я распрощался уже давно, поскольку времени на него катастрофически не хватает. Но от этого увлечения осталось немало артефактов, которые мне уже не пригодятся, а места в квартире занимают много. Однако они, наверное, могут заинтересовать нынешних авиамоделистов. Самый сурьезный…
Забавно, что в противоборствующих флотах было по два "Ахилла" и "Свифтшура" и целых три "Нептуна".
Испанцы, несмотря на плохо укомплектованные экипажи показали себя лучше французов (хотя может просто повезло, так как были в арьергарде) - отбитие "Санта Анны" чего стоит.
Картинка неправильно автором расписана, красным отмечены британские корабли в начале сражения, синим - эти же британские уже в конце. Черные - французско-испанский флот, причем отмечены не все корабли, а только самые крупные. А так да, у британцев был трехдечный Neptune в 98 пушек, а у испанцев - двухдечный Neptuno с 80 орудиями.
вот более правильная схема
http://korabley.net/_nw/15/58541088.jpg

Edited at 2018-10-22 08:57 am (UTC)
//////////Картинка неправильно автором расписана, красным отмечены британские корабли в начале сражения, синим - эти же британские уже в конце.

Чего?! Ну, вы даете! :)
Да, ошибся... Купился на английские названия французов, не поглядел, что это захваченные у англичан корабли.
> Испанцы, несмотря на плохо укомплектованные экипажи показали себя лучше французов

Современный патриотический миф, толкаемый Пересами-Ревертами. Во всяком союзном поражении стороны валят друг на друга, но французы своим флотом все же занимались в течении XVIII века. Махов как раз недавно писал по этому поводу

https://george-rooke.livejournal.com/843165.html
Сравните Гравину и Вильнева. Или действия авангарда под командованием француза с арьергардом того же Гравины.
Французы хорошо позанимались своим флотом во время революции. Больше у них флота не было.
Вот уже в вашем желании сравнивать адмиралов кроется ошибка. Сражения выигрывали тренированные и мотивированные экипажи, пафосный адмирал это так, бонус. И с этим французов было получше, вернее, не так плохо как у испанцев.

Edited at 2018-10-22 10:43 am (UTC)
Не соглашусь, в ситуации, когда команды обоих флотов - гуано (а у французов отборнейшее гуано), пафосный адмирал прибавляет очков, а вот сдавшийся в плен уже к 14 часам - загоняет еще в больший минус.
Но вот Нельсон и пафосен, и капитаны у него отцы и команды молодцы - за это его и помним и любим.
А у испанцев ещё более отборнейшее. Чисто математический. Французы периодически модернизировали конструкции кораблей и тактику в 18 век, иногда даже не проигрывали. Испанский же военный флот уже давно существовал в режиме на отъебись.

Английский напротив был уже настолько отлажен, что Нельсоны ему уже были не нужны. Агрессивный адмирал разве что сокращал время захвата господства на море.)