я

Всемирный день военной авиации

bleriot_piazza

Такого праздника, как известно, не существует, но его вполне можно было бы ввести и отмечать сегодня, поскольку 23 октября 1911 года итальянский летчик капитан Карло Мария Пьяцца осуществил первый в истории боевой вылет на аэроплане. В отличие от большинства других родов войск, даты появления которых теряются в глубине веков и даже тысячелетий, у ВВС есть четко зафиксированный "день рождения". В этот день капитан Пьяцца совершил на своем моноплане "Блерио-XI" разведывательный облет вражеских позиций под Триполи в ходе начавшейся за три недели до этого итало-турецкой войны.

В войне принимала участие первая в мире авиаэскадрилья, сформированная итальянцами и состоявшая из двух "Блерио", двух "Фарманов-IV", трех "Ньюпоров-IV" и двух "Таубе". Такой разнобой объяснялся стремлением итальянского командования испытать все имевшиеся у него машины в боевых условиях и выбрать наиболее подходящую из них для дальнейших закупок.

Через несколько часов после Пьяццы второй разведывательный вылет произвел капитан Рикардо Моизо на "Ньюпоре", и он же стал первым авиатором, пострадавшим от зенитного огня. Турки обстреляли его аэроплан из винтовок, продырявив в трех местах полотняную обшивку крыла. Однако это не помешало Моизо благополучно завершить свою миссию. В общем, предлагаю всем, имеющим отношение к военной авиации или интересующимся ею, запомнить и отметить сегодняшнюю дату.

На заставке - Карло Мария Пьяцца в кабине своего "Блерио" на Триполитанском фронте осенью 1911 года.

beriot_biposto
Итальянский двухместный разведчик "Блерио" в Ливии.

farman_derna
Еще один аэроплан из первой в мире авиаэскадрильи - биплан "Фарман-IV".


Итальянский "Блерио-XI" с опознавательным знаком в виде королевского герба на хвосте.

Buy for 40 tokens
Buy promo for minimal price.
Османы, кстати, тоже пытались задействовать авиацию - но все их машины (аж 15 штук) были в метрополии. Ходили слухи, впрочем, что турки пытались купить несколько самолетов во Франции, перевезти их в Алжир и затем из Алжира уже перекинуть в Ливию, но не выгорело.
P.S. Вообще интересно...

1) Турция на тот момент еще имела выход к Адриатике.

2) В распоряжении турецкого авиапарка имелся как минимум один "Депердассен ТТ", с продолжительностью полета порядка двух часов.

3) Дистанция от Влеры до Отранто - около 90 км.

Могли ли, теоретически, турки попробовать нанести "контрудар" по итальянской метрополии? Хотя бы листовки разбросать? (Конечно, шиком было бы долететь до Таранто, но увы - далековато. Даже в один конец).

Edited at 2018-10-23 06:23 pm (UTC)
Наверняка если в чью-то ушлую голову в феске и пришли такие идеи, то начальство мигом гаркнуло "Hayır! Olamaz!" и идеи на том благополучно умерли...
Хм, почему? Турция, конечно, в технологическом плане сама по себе не блистала, но новинками очень даже интересовалась.
"Аэроплан - это сложная военная инженерия, за которую золотом из султанской казны плачено! И авиатору-аге оттуда же жалование! А ты чего удумал?! Убьются же зазря!"
Смотрю я на эти самолетики и думаю вот что. Есть за что бороться. За либерализацию свободу частных полетов. Страна у нас большая, протяженная, надо сказать, с Востока на Запад, у нас страна, и места много для всяких частных аэродромов, чиновников только нормальных надо найти и посадить куда надо, а плохих посадить тоже куда надо выгнать к е.матери. И летать. Во-первых, это здорово само по себе и повысит общее количество счастья на душу населения. Во-вторых, улучшит логистику и т.о. даст еще и положительный экономический эффект. Такой самолетик, как на фото, при современных технологиях будет никак не дороже простого автомобиля.

Edited at 2018-10-23 08:36 pm (UTC)
То есть день зенитчика тоже сегодня)
Не, день зенитчика - гораздо раньше. По воздушным шарам еще во времена Франко-прусской войны стреляли. Немцы в 1871 году даже сделали для этого специальную зенитную пушку - "баллонканоне".
Признаться, упустил. Сейчас прочёл с большим удовольствием.
Итало-Турецкая война?
Любопытно! Любопытно то, что спустя всего три года Италия и Турция фактически снова оказались врагами: Италия вступила в Первую Мировую на стороне Антанты, а Турция - на стороне Центральных держав.

Любопытно также, что в Итало-Турецкой войне агрессором выступала Италия, а Турция - правой стороной. В Первой Мировой роли поменялись диаметрально: там как раз Турция стала частью агрессивного блока. Что странно, учитывая её поражение от Италии и откровенную военную слабость.

Edited at 2018-10-24 06:58 pm (UTC)
Всемирный день военной авиации
А аналогичный российский праздник в честь какого события установлен?
Re: Всемирный день военной авиации
Никакого, просто условная дата.
Re: Всемирный день военной авиации
Жалко. Приурочили бы уж тогда к 24-му октября.