я

От винта!



108 лет назад, 30 октября 1910 года на 2-м Парижском авиасалоне появился необычный экспонат: первый в мире самолет без винта, спроектированный и построенный 24-летним румынским изобретателем Анри Коандэ. Из-за отсутствия пропеллера, этот аэроплан зачастую ошибочно называют реактивным, однако, на самом деле он имел обычный четырехцилиндровый поршневой двигатель "Клерже" в 50 лошадиных сил, вращавший, крыльчатку центробежного компрессора.

Крыльчатка размещалась в кольцевом коническом тоннеле, окружавшем носовую часть фюзеляжа. Какие-либо средства для создания реактивной тяги на самолете отсутствовали. По образному выражению историка Дмитрия Соболева, он представлял собой всего лишь "очень мощный пылесос" с бензиновым мотором. Хотя Коандэ в патентной заявке предусматривал возможность направления в тоннель компрессора загнутого назад выхлопного коллектора двигателя, на практике это не было реализовано.

За счет четырехкратного повышающего редуктора крыльчатка могла вращаться со скоростью до 4000 оборотов в минуту. Однако этого оказалось недостаточно, чтобы поднять в воздух довольно крупную и тяжелую машину. И хотя спустя много лет изобретатель заявлял, что его самолет якобы летал, никаких подтверждений этому нет.

Более того, уже в начале XXI века были произведены расчеты, показавшие, что для отрыва от земли самолета Коандэ его компрессор должен был работать, как минимум, на 7000 оборотах, но при такой скорости вращения его неизбежно разорвало бы центробежной силой. В общем, ситуация примерно та же, что и с мифическим полетом самолета Можайского, которому тоже фатально не хватало тяги.

Кстати, данное в российской Википедии описание силовой установки самолета Коандэ, как якобы имевшей реактивные камеры сгорания, абсолютно не соответствует действительности, равно как и описание его полета "при огромном стечении публики", взятое из журнала "Техника-молодежи" за 1967 год. Вся эта история - чистый вымысел то ли самого Коандэ, то ли автора журнальной статьи. И этим она тоже похожа на историю самолета Можайского.


Разрезы самолета Коандэ и его двигательной установки. Этот аэроплан выделялся на общем фоне не только своей оригинальным силовым агрегатом, но и аэродинмической схемой бесстоечного полутораплана с Х-образным хвостовым оперением и дополнительным стабилизатором, точнее - маленьким третьим крылом, поскольку оно имело несущий профиль.


"Псевдореактивный" самолет Коандэ на Парижском авиасалоне. Он был установлен отдельно от прочих экспонатов на втором этаже выставочного павильона.


В том же 1910 году Коандэ сделал еще и аэросани с мотокомпрессорной силовой установкой. На санях она оказалась весьма кстати, поскольку значительно уменьшила габариты машины и позволила избавиться от "мясорубки" воздушного винта, представляющего серьезную угрозу для окружающих.
По циркулирующим на Западе слухам, эти аэросани купил ни кто иной, как великий князь Кирилл Владимирович Романов, однако, подтверждений этому в российских источниках я не нашел.

Buy for 40 tokens
Buy promo for minimal price.
кажется, в Le Petit Journal видел статью про аэросани Коандэ (надо покопаться)

"повышающий редуктор" - всё же мультипликатор :)

Edited at 2018-10-30 08:23 pm (UTC)
Согласен, но... :)

https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9C%D0%B5%D1%85%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D1%87%D0%B5%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9_%D1%80%D0%B5%D0%B4%D1%83%D0%BA%D1%82%D0%BE%D1%80
В редких случаях (в основном, из компоновочных соображений) в технике применяются редукторы с передаточным отношением меньше единицы. Такой редуктор в русскоязычном речевом обиходе называется «повышающим редуктором».
Формально, исходя из этимологии термина «редуктор», термин «повышающий редуктор» есть оксюморон, но фактически распространённого синонима в русском языке нет, а, возможно, более подходящий сюда термин «мультипликатор» в обиходе практически не используется и малопонятен. При этом такой термин как «повышающая передача» официально зафиксирован ГОСТ-ом и правомерно присутствует в инженерно-техническом лексиконе.
Возможно, слово "мультипликатор" в прошлом было более популярным. Во всяком случае, мой отец, получивший техническое образование в начале 50-х, использовал этот термин. Да и в общем то, от старшего поколения технарей слышал его. Впрочем, ничего удивительного, язык общения тоже ж со временем меняется. :)
увы, активно используется только в экономической терминологии
Кстати, даже в кино термин "мультипликация" вышел из употребления и его зачем-то заменили словом "анимация". Причем произошло это совсем недавно.
«Анимация» просто произносить легче :-)
>Кстати, даже в кино термин "мультипликация" вышел из употребления и его зачем-то заменили словом "анимация".

И зачем вы использовали это глупое, иностранное слово "файрвол", если же есть хорошее русское "брандмауэр" (с)
Некий Александр Колегов 30 лет назад предложил провести реформу русского языка с заменой множества плохих иностранных слов на хорошие русские, которые он сам придумал.
Например:
Акселератор- ускоретка
Альков - прониша
Афилада - комнаторяд
Апатрид - безграждант
Аэробы - кислородыши
Батут - скакада
Бойлер - термочан
Брандспойт - струятор
Бустер - усилятор
Вантуз - пробивалка
Волан - летунчик
Дендрарий - паркосад
Дефилировать - шаготочить
Дифференциал - разнокрут
Дуршлаг - цедило
Друза - сокристалл

И так далее по всему алфавиту.
Особенно хороши струятор и скакада.
Ну так хорошилище, гульбище и позорище :) Отстал пан Коллегов от мейнстрима лет на 200 :)
тут вы правы - каждое новое поколение начинает искать именно эти грабли для наступления
В санях зимой за пылесосом сидеть удовольствие должно быть то еще.
За пропеллером - примерно то же самое. :)
По идее, конечно, должны были какой-то ветровой щиток поставить. Иначе, водителю нужны очки и маска от обморожения.
У пропеллера при той же тяге скорость потока меньше, да и ставили их вроде бы обычно сзади.
А ещё защитить крыльчатку от попадания посторонних предметов, чтобы не разорвало лопасти.

Edited at 2018-10-31 03:12 pm (UTC)
Почему 1967 ? По моему в одной из коллекций про то, что самолет Коанды летал писалось где то в середине 1970-х. Могу даже поискать.
Обычно те, кто пишут позже, переписывают у тех, кто написали раньше, а не наоборот.